В условиях конкуренции бизнес, как отрасль, активно участвует в информационном развитии и при этом не достигает поставленных в IT целей. В же причина замедления цифровизации российского бизнеса?
Экспертный взгляд предпринимательницы и основателя платформы «Профдепо» Натальи Филиной.
Коронавирус запустил цифровизацию
Многие компании и отрасли не внедряли цифровые технологии до пандемии. Однако в период кризиса 2020-го года информационное развитие стало ключевым вопросом как для бизнеса, так и для государства.
В пандемию компании массово переводили работу на удалённый режим: диджитализация распространялась. Этот период стал стимулом для развития и позволил выявить преимущества цифровой трансформации:
• сокращается время принятия решений;
• корпоративные рабочие процессы становятся более эффективными;
• снижается влияние человеческого фактора и уменьшается число ошибок;
• увеличивается продуктивность труда;
• усиливается коммуникация с заказчиками;
• растет прибыльность бизнеса.
Часто начало цифрового развития связано с автоматизацией внутренних задач компании и обработкой большого объема информации, которая хранится в ее системе.
Чтобы запустить цифровые изменения, руководители должны быть готовы к риску и открыты к новым подходам. Это связано с возможным увеличением числа кибератак и, как следствие, затрат на обеспечение цифровой безопасности организации и ее клиентов.
Что такое цифровизация бизнеса сегодня
Цифровизация отличается от простого внедрения новых технологий масштабом. Создать компанию на базе информационных технологий проще, чем перейти к этим технологиям. Это особенно касается сложных отраслей, таких как, например, добывающая промышленность.
Само государство и его услуги не медлят в вопросе цифрового развития, в отличие от некоторых сфер бизнеса. Так, в 2022 году Россия вошла в список десяти лучших стран по уровню информационных услуг, в котором оценивались такие сервисы как «цифровые налоги», госуслуги, ЕМИАС, ЭДО, СМЭВ.
В то же время организация KMDA изучила цифровые изменения в сфере бизнеса страны. Был проведен опрос 700 сотрудников из разных областей: от нефтегазовой промышленности до образования.
По результатам исследования, 64% российских компаний считают цифровизацию важной. Из них 48% уже начали процесс цифровой трансформации.
Из опроса следует, что бизнес в России поэтапно переходит к использованию информационных систем. Компании автоматизируют задачи и сотрудничают с внешними сервисами, чтобы сделать обслуживание клиентов более удобным. Ниже приведу примеры того, как организации внедряют цифровые изменения в работу.
• Сбер. «Сбербанк» в 2020-м году объявил, что становится полноценной технологической компанией. В ходе цифровизации компания внедрила новые банкоматы, понимающие голосовые команды и узнающие клиента по биометрии, и разработала семейство виртуальных ассистентов «Салют». Кроме того, был презентован смарт-дисплей SberPortal и ТВ-приставка SberBox.
• Ростелеком. Ребрендинг компании начался еще до коронавируса, в 2018 году, но с годами стал набирать обороты. В рамках цифровизации был представлен новый сервис — платформа Wink, которая объединяет мобильное приложение, web-портал и приложение для Smart TV. Также была запущена платформа онлайн-образования для школьников «Ростелеком Лицей» и обновлена система онлайн-стажировок для студентов.
• Яндекс — российская поисковая компания, усилила развитие цифровых сервисов во время Covid-19. Так, в 2020 году запустилось мобильное приложение доставки продуктов Яндекс.Лавка. У клиентов появилась возможность заказывать на дом продукты с доставкой до 30 минут в городе и до 60 минут в пригородные участки. Так же на фоне пандемии компания разработала и начала внедрять такси с автопилотом.
В сфере инженерии далеко не все компании переходят к цифровым изменениям. Это странно, потому что, говоря о стратегии развития страны, инженерная отрасль должна была бы идти первее остальных.
Что замедляет цифровизацию в России
В первую очередь, это маленький внутренний IT-рынок, в котором есть нереализованные проекты. Для разработки стоящего цифрового проекта требуются большие инвестиции. В то время как внутренний IT-рынок России не всегда способен обеспечить достаточный спрос на продукты, чтобы оправдать вложенные в них деньги. Поэтому инвесторы и не решаются вкладываться в новые технологии.
Во-вторых, цифровизации мешает недостаток отечественных программ. Конечно, сейчас стало больше российских разработок, а количество их функций увеличилось. Однако сразу после того, как западные сервисы ушли с нашего рынка, недостаток программных продуктов был серьезной проблемой для бизнеса.
В-третьих, человеческий фактор препятствует цифровизации в любой сфере. Работа команды — важный фактор цифровой трансформации, даже с учетом того, что определенными процессам стали управлять нейросети. Если работники не будут готовы принять изменения, информатизация не произойдет.
В-четвертых, цифровое развитие замедляется тем, что большинство компаний стремится создать собственные информационные продукты, хотя на рынке уже имеются готовые решения. Такие разработки требуют серьезных инвестиций и часто даже не совмещаются с уже имеющейся инфраструктурой.
Проблема финансирования информационных продуктов может решиться государственной поддержкой. Если компании планируют внедрять цифровые изменения, им важно сосредоточиться на обучении сотрудников и повышении их IT-навыков, потому что цифровизация невозможна без людей.
Также, стоит акцентировать внимание на внедрении уже существующих технологий и сотрудничестве с компаниями, которые уже прошли через процесс информатизации. Это поможет бизнесу и государству эффективнее пройти путь цифровой трансформации.
Вывод
Цифровизация отечественных компаний начала ускоряться после пандемии 2020 года. Так, рынок IT вырос на 17% в 2021 году в сравнении с 2020 годом. Более того, объём вложений в российские IT-проекты превысил 521,9 млрд. рублей.
Кибератаки 2022-го года продемонстрировали уязвимость ИКТ-инфраструктур. Это побудило промышленные компании уделять еще больше внимания цифровым изменениям.
К тому же, начался процесс импортозамещения. Тенденции к усилению замещения импорта, повышению кибербезопасности и продолжению перехода на электронные документы сохраняются и в 2023-м году.
Новые комментарии: