Проблема современного дизайна состоит в том, что дизайнеры берут готовые шаблоны, конструкторы и создают однообразные продукты — от интернет-сайтов до брендинга. Несомненно, это упрощает работу, но снижает качество и адаптивность. Зачастую попытки разработчиков выделиться приводят к провалу и вызывают у пользователей лишь раздражение. Как добиться того, чтобы дизайн притягивал клиентов как магнит и от каких принципов отталкиваться при создании дизайна продуктов, рассказала Арина Троицкая, freelance product designer, design lead (ex Redmadrobot, Memory AI, Fantasy Interactive).

Арина Троицкая

Психология дизайна

За любым успешным дизайнерским решением стоит глубокое понимание своей аудитории и того, как она мыслит. Здесь приходит на помощь психология дизайна – она изучает, как люди взаимодействуют и воспринимают дизайн продуктов. Этот подход позволяет дизайнерам понять, как люди думают, чувствуют и ведут себя в ответ на дизайн, что может помочь в процессе проектирования и привести к более эффективному и ориентированному на пользователя дизайну. Следовательно повышать продажи бизнесу.

Как предприниматели обладают пытливым умом и широким кругозором, чтобы видеть на рынке ниши для запуска бизнесов (например, какой-то офлайн процесс, который можно отрегулировать и привести в порядок при помощи онлайн-платформы), так дизайнер интерфейсов, обладая знаниями человеческой психологии манипулирует (в хорошем смысле) сознанием человека приводя его к максимально быстрому решению проблемы / закрытию боли.

Понимание психологии людей проходит красной нитью через все дизайн процессы построения цифрового продукта.

Существует ряд правил, которые используются UX/ UI(англ. user experience – пользовательский опыт; англ. user interface – пользовательский интерфейс) дизайнерами на всех этапах работы над цифровым продуктом, такие как закон Фитса, Хика, Якоба, которые подсказывают как упростить выбор, сгруппировать контент и размещать элементы интерфейса в меню и множество других. Все эти правила есть в общем доступе в интернете и книгах, о них мы сегодня говорить не будем, но поговорим о более эмоциональных и неочевидных вещах из психологии дизайна, которые помогают делать бизнесы успешнее.

3 хитрых приема дизайнера

Дизайнеры используют множество инструментов влияния на аудиторию через цвет, картинки, анимацию, шрифты — все это сводится к нескольким более глубоким психологическим принципам, понимание которых позволит вам сделать свой продукт привлекательнее и уникальнее для аудитории.

Soft skills: дизайн-мышление, эмпатия и жизненный опыт

Дизайн мышление – простыми словами, это подход к решению проблем, разработки продуктов, услуг, ориентированный на желания и потребности человека и создание решений, удовлетворяющих их.

Дизайн-мышление часто используется в UX/UI-дизайне, особенно при создании интерфейсов веб-сайтов и приложений. Однако этот подход не ограничивается только цифровыми продуктами. Он может использоваться в любой сфере, где необходимо решить конкретную проблему для конкретного пользователя, от проектирования торгового центра до организации городского мероприятия, от создания новой зубной щетки до управления логистикой при закрытых границах.

Главное в этом методе – эмпатия, чтобы понять, как мыслят люди. Это как карта сокровищ, которая ведет вас по пути открытий, помогая понять потребности и желания людей, для которых вы разрабатываете продукт.

Например, редизайн мобильного приложения. Компания проведет исследование пользователей, чтобы понять болевые точки текущего приложения, такие как плохая навигация и низкая вовлеченность. Они определят проблему и потребности пользователей, а затем генерируют широкий спектр идей для редизайна. Затем они создают эскизы и макеты наиболее перспективных идей, тестируют их с пользователями, собирают отзывы и дорабатывают дизайн на основе этих отзывов. Наконец, они внедряют доработанный дизайн в конечный продукт.

Эмпатия — способность чувствовать других людей и переживать их чувства как свои.
Это очень ценный навык, дающийся некоторым с рождения, а некоторые его приобретают, например, в процессе участия в благотворительных мероприятиях.

Чем эмпатия полезен дизайнерам? Например, создание дизайн-концепции. Когда мы говорим о визуальной стороне продукта, всегда есть место вкусовщине. Но если вы обладаете достаточно развитыми навыками эмпатии, то сможете почувствовать, какой дизайн нравится клиенту больше и не делать лишних итераций. Вы также отлично чувствуете какая стилистика будет уместна в данном случае.

Жизненный опыт. Я убеждена, что чем больше мы пробуем, путешествуем, рискуем и совершаем ошибок — тем шире наш кругозор, а следовательно и вероятность найти креативное решение, визуальное или концептуальное. Все тренды современного графического дизайна построены на логичном хаосе, gen Z разрушили все, что строили миллениалы (оставили структуру!) и на пепелище старого создали новый визуальный-тренд, который стали поддерживать все крупные компании.

Креативные методики

Первый раз я столкнулась с этим официально, когда проходила курс в школе креатива ИКРА при агентстве Red Keds. Там мы изучили такие методики как ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), брейншторм, метод ассоциаций и много других. Как правило, эти методы используются при создании идей рекламных концепций и промо сайтов кредиторами, но visual-дизайнер может применить их для дизайна сайта или приложения, где нужна большая идея и яркая история, сторителлинг. А поскольку рынок цифровых продуктов переполнен, нам всем надо как-то выделяться — эти методологии обеспечивают структурированный подход к творчеству и решению проблем, помогая дизайнерам мыслить нестандартно и придумывать инновационные решения. Давайте разберем, как они работают.

ТРИЗ — это методология, которая использует систематический подход для выявления закономерностей в решении проблем и генерирует новые идеи путем разбора существующих проблем и выявления общих закономерностей.

Например, дизайнер, работающий над мобильным приложением для фитнеса, может использовать ТРИЗ для выявления закономерностей в том, как удержать пользователей в приложении. Он изучит распространенные причины, по которым люди перестают пользоваться фитнес-приложениями, и предложит новые идеи для решения этих проблем — интеграцию элементов геймификации, обеспечение персонализированной обратной связи или создание онлайн-комьюнити.

Метод ассоциаций — это методика, которая предполагает проведение мозгового штурма путем установления связей и ассоциаций между различными идеями и концепциями.

Например, дизайнер, работающий над новой e-commerce платформой может посмотреть на другие e-commerce платформы Amazon или Etsy и найти способы сделать свою платформу уникальной –– интегрировать функцию рыночной площадки или позволить пользователям настраивать и персонализировать свой опыт покупок.

CRAFT (Creative Response to a Frame Task) – это методика, которая побуждает дизайнеров мыслить нестандартно, задавая определенные рамки или ограничения, а затем ставя перед ними задачу придумать креативные решения в этих рамках. Например, разработать чат бота, который может реагировать на несколько языков, или создать чат бота, способного понимать и реагировать на сарказм и иронию.

На стыке несовместимого, например, рождаются самые лучшие идеи.

Эргономика и UX-паттерны

Самые техничные подходы из всего списка. Эргономика изучает паттерны того, как люди взаимодействуют с продуктом. Например, для дизайнеров это про то, что в мобильных приложениях основная навигация находится внизу экрана (navigation bar), чтобы человеку было удобнее переключаться между разделами и держать девайс в одной руке, не тянуться далеко большим пальцем правой или левой руки. Это также о психологии цвета – люди как правило ассоциируют цвета с чувствами и настроениями, и дизайнеры провели массу исследований на эту тему.

Корпорации часто используют голубой цвет, чтобы внушить чувство надёжности и уверенности в их бренде, например, Meta (признана экстремистской организацией и запрещена в России). Красный передает энергичный дух бренда — Кока-Кола стойко ассоциируется с энергией и эмоциональным подъемом. Зеленый используют эко-бренды, так как этот цвет ассоциируется с органикой, естественностью, природой.

UX- паттерны, в свою очередь – это готовые шаблоны взаимодействия между пользователем и платформой. Здесь речь идет о том, что есть какой-то UX-паттерн, который нравится людям, и дизайнер берет этот паттерн и использует в каком-то новом для него контексте.

Теперь уже классическим примером является формат reels и stories – это короткие видео, информативного или фанового характера, которыми люди делятся с целью что-то сообщить публично, рассказать, информировать. Вообщем, новый и простой контент-формат. Конечно, такое не могло не остаться незамеченным дизайнерами технических платформ! Что происходит со stories? Теперь они везде: онлайн банкинг, продажи, софт. На одном из своих недавних проектов, я использовала формат Reels, чтобы рассказывать пользователям платформы об обновлениях.

Это лишь одни из многих приемов, которые используют дизайнеры, чтобы выстроить лояльность к продукту. Используйте эти подходы для создания своих решений, и ваш продукт точно не останется незамеченным!


Новые комментарии:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *