Основатель агентства продуктового дизайна Inly Сергей Березуев поделился опытом, как выстроить эффективные бизнес-процессы, подобрать надежную команду и создать классный продукт.
Беседовала: Алена Малиновская, Советник Генерального Директора по управлению персоналом “Московский Паркинг”

Сергей Березуев: «Мне радостно, когда бизнес может через свои продукты доносить определенные ценности до потребителя, помогать людям пользоваться ими. Делать качество жизни лучше»

  • Сергей, расскажите о себе, бизнесе и команде
Сергей Березуев

С самого детства я мечтал о том, чтобы с функциональной и эстетической точек зрения помогать людям. Мне кажется, продуктовый дизайн к этой идее ближе всего. Большая цель, которая затем трансформировалась в миссию, — инвестировать в людей и компании, чтобы ускорить процесс непрерывного улучшения продуктов и создания большей ценности для потребителей. Работать я начал в Ростове-на-Дону, в дизайн-студии Олега Чулакова, которая разделяет первое место в рейтинге digital-агентств Tagline. Я исполнял обязанности руководителя творческого отдела и отвечал за работу дизайнеров поддержки и интерфейсов. Наша тендерная команда выполняла объемы за 3-4 дня, когда другие на это обычно закладывали несколько недель.

Это хорошая школа, но потом встал вопрос о жизненных целях: семьей решили перебраться в Москву. Подобрал проект и команду, обеспечил финансовую подушку на год и открыл агентство Inly. Со временем мы поняли, что влиять на реальные бизнес-метрики через создание продуктов с превосходным пользовательским опытом бодрит гораздо сильнее, чем просто занимать призовые места на конкурсах.

«В прошлом году маржинальность Inly составила 39%, это отличный показатель по рынку. В этом году делаем упор не на бюджет, а на стратегию»

  • Как дизайн мышление может помочь продуктовой команде справиться с теми или иными задачами?

В России дизайн-мышление стало популяризироваться в 2015 году. Первое время, разумеется, не все понимали, что это. Не говоря уже о том, как применять. Бизнес в России приноровился к методологии и активно начал внедрять только последние годы. Появилось понимание, что заботиться о планировании, операционной эффективности, постоянно улучшать существующий продукт и просто быть лучшим в этом — уже недостаточно.

Сегодня в конкурентной борьбе побеждают компании, которые готовы быстро меняться, непрерывно переосмысливать себя и свои методы конкуренции. Они исследуют, рискуют ошибиться, но находят абсолютно новые точки роста, бизнес-модели и ценностные предложения. Яркий пример — это экосистема, которую построили в «Сбере». В одном цифровом пространстве собраны, казалось бы, никак несвязанные между собой сервисы: от доставки еды до регистрации собственного бизнеса. «Естественная» такая среда обитания получается. И в том, чтобы пользователь чувствовал себя комфортно в этом пространстве, есть заслуга и наших дизайнеров.

Все больше компаний используют такой метод мышления. В итоге, жизнь компании зависит от скорости её изменений как в плане текущего продукта, так и в плане поиска совершенно новых точек роста. Дизайн-мышление лежит в основе процесса этих изменений. Позволяет сделать их непрерывными, быстрыми, точными, результативными, эффективными и, самое главное, — творческими.

Команда: «Мы слушаем и анализируем, исследуем и проверяем идеи для роста, создаем дизайн интерфейса, который восхищает пользователей»

  • Почему крупные бренды вынуждены обращаться за помощью к продуктовым студиям, какими они обладают ресурсами?

Скажу так, в России вообще IT-специалистов не хватает. Это дефицитная ниша. Кадровый голод достигает одного миллиона человек! Все дело в том, что цифровизация активно набирает обороты, и в ближайшие пять лет на реализацию этого тренда нужны будут еще два миллиона специалистов. И вот в этих условиях, компании требуется ускорить улучшение текущего продукта или запустить MVP новой бизнес-модели, протестировать сегмент аудитории, ценностное предложение, канал продажи. Учитывая, что скорость изменений — жизненно важная метрика. Организациям необходимо делать это, чтобы быть конкурентноспособнее. Вы, как бизнес, не будете ждать полгода пока внутри сформируется продуктовая команда. Конкуренты за это время убегут далеко.

Вместо этого, мы становимся частью продуктовой команды клиента. Стартовый состав команды: дизайнер на fulltime, дизайн лид на 20%, менеджер на 10%. Опционально подключаются аналитики, разработчики, иллюстраторы, 3D и CGI-артисты. и другие специалисты опционально, аналитики, 3D и CGI-артисты. И без долгих составлений технических заданий, смет и планов, сразу подключаемся к дизайну продукта на любой стадии его развития.

  • По какому сценарию решаются бизнес-задачи в Inly?

Погружаемся в бизнес, слушаем клиентов, анализируем рынок. На основе полученных инсайтов описываем проект или дизайн-спринт длительностью от 1 до 6 недель. Для каждого спринта описывается одна решаемая бизнес-потребность или гипотеза, сроки, риски, ключевые результаты и активности: от дополнительных исследований для выявления спроса и болей у клиентов до дизайна интерфейсов и сценариев взаимодействия, которые восхищают пользователей.

Достигнув результата, компании-лидеры не останавливаются, они повторяют цикл в дизайне продукта, продолжают работу над изменениями и думают, как сделать продукт лучше и конкурентноспособнее. Тут мы делаем пост-анализ, думаем над следующими фичами и изменениями, приоритезируем и делаем их раз за разом, принося бизнесу измеримую ценность. Так мы помогаем эволюционировать компаниям, которые улучшают качество жизни людей.

  • Сергей, интересно, а как обстоят дела с разработкой бизнес-дизайна в разных сферах, как перейти из одной в другую? Например, вчера работали с образовательными интерфейсами, а сегодня запускаем ракеты.

Если честно, то разницы нет: методология дизайн-продукта отработана. Если мы заходим в новую для себя нишу, привлекаем в команду эксперта из этой отрасли, уже в течение двух недель можем говорить с экспертом на одном языке и вместе с ним думать над решением.

«На погружение уходит около месяца, но точных сроков нет. И да, по-прежнему проводим мозговые штурмы и расклеиваем квадратные листочки»

  • Расскажите, как вы подбирали команду: какими качествами должны обладать кандидаты, как устроен процесс найма в Inly? По следам скандала с массовым увольнением сотрудников в Xsolla.

C лид дизайнером мы работали еще до создания Inly. Остальные ребята пришли по найму. В год приходит около 1000 заявок от дизайнеров. Те немногие, кто попадают в команду, проходят испытательный срок, в течение которого мы оцениваем уровень экспертизы по каждому навыку. Определяем, какой навык дизайнер хочет качать, и развиваем его в задачах и курсах, регулярно общаясь с ментором.

Мы ожидаем от дизайнера: практического опыта в создании продукта, грамотного формулирования идей, целей, умения презентовать свою точку зрения и аргументировать свои решения на основе данных и фактов, умения думать на проекте, а не быть исполнителем, проработки логики сценариев, высокого уровня UI и компонентного подхода в работе.

Мы живем по принципу открытости. На ретро рассказываем, что получилось/не получилось, что классно/не классно, предложения об улучшениях и что улучшаем. За время работы у нас сформировались принципы командного взаимодействия:

Непредубеждённость. Это значит, если Лебедев даст комментарий к работе, вы не слепо сделаете, как он говорит, потому что «он опытнее», или будете защищать свое решение, потому что «мы же так долго делали», а сначала выслушаете экспертное обоснование от Лебедева и сделаете самостоятельные выводы из суммы фактов.

Способность разбираться. Это значит, фразы «нас этому не учили» не существует. Мы работаем с экспертами в своих рынках, и перед тем, как задавать правильные вопросы, необходимо быстро разбираться в теме.

Задавать вопросы. Без вопросов и тесной работы в формате «мы и клиент — одна команда» шансы прийти к целевому результату резко снижаются. Отсутствие вопросов — один из первых триггеров непрофессионального партнера.

Понимание слова «результат». Это значит, что фраза «я делал» не является результатом.

Делать не то, что можешь, а то, что нужно.

Бить тревогу заранее. Если понимаете, что к сроку не успеть. Не ждите, что проблема решится сама. Не тяните до без «пяти минут дедлайн»: чем раньше скажете о проблеме, тем легче всем подстроиться. Мы же одна команда-)

Оставаться на связи, даже если стыдно. Чаще всего клиенту нужно не отчитать вас, а составить план. Вот вы накосячили, признали вину, что дальше? Пока вы на связи, вы с клиентом одна команда. А как только пропадаете, вы превращаетесь в безответственного фрилансера.

Не врать. Все прекрасно понимают, что больницы, родственники, потопы и другие уважительные причины — просто отмазки. Вас, конечно, простят, но выводы сделают.
Приходить с решением. Не просто «опаздываю», а «опаздываю, предлагаю подключить ещё дизайнера чтобы успеть».

Убедиться, что все тебя поймут. Вот вы сделали решение, теперь его нужно презентовать. Необходимо обозначить состояние «В работе» или «Окончено».
Рассказать, для кого решение, зачем оно ему, что происходит «до» и «после», на что это повлияет. И только после этого погружения в контекст презентовать. Иначе слушатель не сможет дать объективную оценку.

В итоге, имеем команду, в которой всегда есть право и обязанность самостоятельно разбираться в том, как что-то работает. Не просто следовать за другими, а думать, понимая, что можешь ошибиться и у тебя есть такое право.

  • Как Вы понимаете, что перед вами талантливый специалист: каким требованиям должен соответствовать кандидат?

Портрет такой: у дизайнера есть минимум 3 кейса, соответствующие экспертизе, описанной в вакансии. Он может объяснить процесс создания этого кейса и уметь стабильно воспроизводить такой результат. Важно, чтобы у дизайнера было высокое качество UI, логика позволяла бы мыслить сценариями и проектировать понятный пользовательский и клиентский опыт, а здравый смысл — улавливать инсайты, строить причинно-следственные связи между ними и формулировать гипотезы и решения в интерфейсе. Если все это тебя «драйвит», то мы подружимся!

Мне радостно, когда бизнес может через свои продукты доносить определенные ценности до потребителя, помогать людям пользоваться этими ценностями. Делать качество жизни лучше.

  • Говорят, что в каждом коллективе есть «сердце», «ум» и «руки». Должно быть, Вы один за всех.

Не сказал бы. Я неэмоциональный человек, поэтому «сердца», как Вы говорите, не хватает. Мне всегда было все равно на мотивацию, хотя общее настроение в команде нужно поддерживать. Это факт. Да, мы делимся победами, но эмоциональной и темпераментной поддержки хотелось бы больше. Поэтому вакансия «сердца» команды открыта. Я больше отвечаю за рациональную составляющую: найм, планирование, стратегию… В части проектов занимаюсь непосредственно арт-дирекшном, но в основном — с позиции ментора и концепции решения. «Руки» у нас — это проектный менеджер и дизайнеры.

С точки зрения качества исполнения, ребята прекрасно сами справляются. Мы всегда смотрим в сторону того, чтобы все, что ни делалось, помогало эволюции — это часть нашей миссии. Дизайн-мышление помогло многим компаниям эволюционировать. И как можно быстрее. Мне радостно, когда бизнес может через свои продукты доносить определенные ценности до потребителя, помогать людям пользоваться этими ценностями. Делать качество жизни лучше.


Новые комментарии:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *