Уровень инфляции в феврале достиг 5,7% — впервые за последние 4 года в России. При этом рост цен на некоторые категории продовольственных товаров превысил этот уровень многократно. Резкое подорожание побудило правительство принять новые меры по сдерживанию цен.

Постоянный мониторинг

9 марта стало известно о комплексных мерах по сдерживанию роста цен, которые правительство намерено сделать постоянной практикой. Решение уже утверждено. Как ожидается, системный анализ рынка позволит прогнозировать повышение цен на потребительские товары и услуги — и вовремя принимать соответствующие меры.

Основная ответственность по мониторингу, анализу цен и поиску адекватных решений возложена на Министерство экономики и развития, Росстат и Федеральную антимонопольную службу.

Ведомства займутся анализом динамики цен — если подорожание отдельных категорий товаров и услуг будет превышать средний уровень инфляции, ответственные службы подготовят указания для соответствующих министерств.

В свою очередь, профильные министерства должны теперь предоставлять в Правительство предложения по методам экономического реагирования на неадекватное подорожание.

Кто отвечает за цены

Ответственность распределена таким образом:

1. Минсельхоз — основные продовольственные товары, табачные изделия (12 позиций).
2. Росалкогольрегулирование — алкогольная продукция.
3. Минпромторг — потребительские товары, включая бытовую и компьютерную технику, телефоны и мебель.
4. Минздрав — лекарства, медицинские изделия; услуги — медицинские, санаторно-оздоровительные.
5. Ростуризм — стоимость проживания в российских гостиницах.
6. Минкультуры — отвечает за все культурные учреждения ведомства.
7. Минцифры — услуги связи.
8. Минстрой — жилищно-коммунальные услуги.
9. Минэнерго — бензин и дизельное топливо.
10. Минтранс — все виды пассажирских перевозок, кроме такси.
11. Минпросвещение — дошкольное, общее и среднее образование. Минобрнауки — высшее образование.

Эффективность мер

Ситуация с подорожанием усугубляется падением доходов россиян — на фоне пандемического кризиса и резкого снижения цен на нефть доходы населения за 2020 год снизились на 3,5%.

При этом эффективность контроля цен в прошлом году была сомнительной. К примеру, правительство заручилось обещанием торговых сетей и производителей не поднимать цены на ряд основных категорий продовольствия: сахар, хлеб, подсолнечное масло.

Однако вся продукция, которая включает в себя эти продукты в качестве компонентов, существенно подорожала. То же самое произошло с другими товарами, цены на которые формально не регулировали — значительно подорожали мясо птицы, яйца, мясо, крупы, маргарин.

Незапланированный негативный эффект также принесло повышение экспортной пошлины на пшеницу (на долю России проходится 20% мирового экспорта зерна). Мировые цены выросли на 9,2%, что снизило эффект от введения пошлины на внутренние цены.

В конце февраля Счетная палата предупредила, что фиксированные цены могут привести к дефициту продовольственных товаров. Эта проблема в январе уже освещалась в издании «КоммерсантЪ»: малые и средние торговые сети испытывают сложности с закупкой подсолнечного масла и сахара по «официальным» ценам.

Кроме того, в феврале стало очевидно, что помимо продуктов дорожают и непродовольственные товары и услуги. По мнению Дмитрия Долгина, главного экономиста ING Group, это свидетельствует о том, что предпринятые правительством в 2020 году меры оказались неэффективными. С начала 2021 года продовольственная инфляция заметно сказывается на динамике цен во всех отраслях.


Новые комментарии:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  1. Объяснение для народа, которое скорее всего подойдет для бабушек, но не для современного образованного человека, разбирающегося хоть немного в экономике. Если предложение товаров на рынке сокращать, это всегда приведет к увеличению цен, таковы законы рынка. У любого товара есть производственный цикл и это не один день, а часто и не один сезон. Заставить поставщиков снизить стоимость товара, произведенного еще в прошлом году, например из сферы сельского хозяйства – значит заставить его вложить меньше в этот сезон. И так по кругу.

  2. Глядя на всю эту ситуацию с ростом цен складывается впечатление, что у правительства нет никакой внятной экономической стратегии. Чтобы кабмин не предпринимал, в дураках всё равно остается простой потребитель. Не контролируют власти ценообразование – всё дорожает. Вводят контроль, опять-таки всё дорожает, кроме того, на что введён мораторий. А эти товары в свою очередь ожидаемо попадают в категорию дефицита. И кому от этого лучше? Уж точно не покупателю… А оправдания провала становятся привычными: пандемия, внешние угрозы, санкции. Просьба «отнестись с пониманием!».

  3. Идея носит очень отдалённый оттенок инновационности. Зачем это делать, я не понимаю. Если не удаётся контролировать цены — значит, не работает какой-то орган государственного контроля. Сейчас не 90-е, практически всё «прозрачно», компьютеризировано и гласно. На мой взгляд, это не приведёт абсолютно ни к какому результату. Пустая трата слов и времени. Да, регулировать сегмент необходимо, но организовывать тотальный контроль не очень понятно.

  4. На мой взгляд, большинство мер, которые принимает правительство, не эффективны и губительны. Если существует инфляция, то как она может не затронуть цен на продукты. Если торговым сетям стало дороже закупать товар, то как они могут продавать его дешевле, они просто уберут его с прилавков и возникнет дефицит. Прежде всего, мне кажется, нужно с инфляцией бороться и принимать адекватные законопроекты.

  5. Целых 11 министерств. Как бывший чиновник могу сказать: хочешь угробить дело – создай рабочую группу, раздели ответственность. И тогда никто ни за что не будет отвечать. Причем, внятного объяснения, как они собираются контролировать цены, нет.
    Причина роста цен в нашей стране помимо стагнации и пандемического кризиса в экономике очевидна: в 2019-20 гг. напринимали массу фискальных законов, повысили акцизы, ужесточили контроль ИП (кассовые аппараты, к примеру). Все это ложится на плечи потребителей.
    Самое тревожное – налоговая нагрузка на заработные платы сейчас у нас выше, чем в половине стран Европы, что будет подталкивать часть производителей перебазировать производства за границу.
    Выход из ситуации простой. Хотят снизить цены на товары — пусть снижают уровень налогообложения.

  6. Переехала в Питер в 2017 году, гречка тогда стоила 50 рублей. Сейчас же 2021, пакет ценной крупы стоит 100 рублей. И на ту же зарплату мы с мужем уже не можем ходить на экскурсии и в рестораны. Уровень инфляции 5,7%? Я уверена, что он больше. Россия живёт практически полностью за счёт экспорта нефти. Нам стоит поискать другие источники дохода, тогда и ситуация с падением рубля и повышением цен решится. Но как это сделать – большой вопрос.

  7. Контроль цен ни к чему не приведет. Это только усугубит доступность товаров. Уже был опыт дефицита сахара и подсолнечного масла в начале этого года. Теперь такое может быть и для других товаров. К тому же после отмены фиксации, цены могут расти с более стремительным темпом, чем сейчас. И в итоге на длинной дистанции обычные покупатели проиграют, так как придется платить еще больше.

  8. Контроль ценообразования в России – работает только по телевизору. И инфляция во много раз выше. Цены растут и причин много. Большая нагрузка на бизнес, налоги, акцизы и т.д.

    Предприятия не хотят работать в убыток, потому и поднимают цены. При этом курс рубля, это тоже важно. А он только падает к доллару. Вместо пустых обещаний и комиссий государству бы заняться повышением благосостояния населения, ростом з.п., созданием рабочих мест. Такие меры были бы намного эффективнее.