Беспилотный транспорт из научной фантастики постепенно становится реальностью – благодаря непрерывному прогрессу и технологиям по разработке систем автоматического управления. Полностью автономные автомобили начиная с 2023 года уже ездят в Китайских городах, в основном это такси. По мере приближения к полной автоматизации, миру важно определить и взвесить, какое влияние самоуправляемый транспорт окажет на человечество, экономику и окружающую среду.

Преимущества самоуправляемых машин

Среди плюсов самоуправляемых автомобилей разработчики чаще всего называют безопасность, снижение вредного влияния на окружающую среду и экономическую эффективность.

Снижение уровня аварий по вине водителей

В теории, самоуправляемые машины должны быть безопаснее автомобилей, управляемых водителями. К примеру, по данным Госавтоинспекции на российских дорогах в 2020 году произошло 13,8 тыс ДТП по вине нетрезвых водителей; более 270 тыс водителей были привлечены к административной ответственности за вождение в нетрезвом виде.

Представители ведомства подчеркнули, что вождение в пьяном виде пока еще остается самым опасным социальным явлением, хотя общее число ДТП в России продолжает снижаться. Автоматизированная система управления машиной без водителя, напротив, запрограммирована на абсолютное внимание и полное соблюдение правил дорожного движения.

Кроме того, в самоуправляемом транспорте все функции обеспечения безопасности будут полностью автоматическими:

• аварийное торможение;
• контроль схода с полосы движения;
• мониторы и датчики слепых пятен;
• трансляция информации на лобовое стекло;
• самостоятельная парковка;
• адаптивный круиз-контроль;
• удаленное управление маршрутом;
• связь между автомобилями.

Некоторые марки современных автомобилей уже имеют одну или несколько из перечисленных опций, и это положительно сказывается на безопасности дорожного движения.

Беспилотные автомобили без водительских прав

Человеку при использовании самоуправляемого автомобиля не нужны водительские права, по сути он является пассажиром. Люди, которые не умеют водить автомобиль сами, всегда зависят от близких, такси и общественного транспорта. На автоматическом транспорте они смогут передвигаться свободно, комфортно и независимо. В данное время людям без навыков вождения приходится обходиться сервисами совместных поездок.

Самоуправляемые автомобили, очевидно, также значительно облегчат жизнь инвалидов, которые при всем желании не могут управлять машиной самостоятельно. Американская организация Ruderman Foundation подсчитала, что такие автомобили не только преобразят жизнь как минимум 2 млн инвалидов в США, но и сэкономят $19 млрд, которые система здравоохранения регулярно теряет только потому, что одинокие пациенты не могут вовремя попасть на прием.

Снижение уровня выхлопов

По оценкам Национальной лаборатории возобновляемых источников энергии (США), самоуправляемые транспортные средства могут привести к экономии топлива на 90%, и к снижению количества энергии, используемой для производства транспортных средств. Широкое распространение самоуправляемых автомобилей также поможет уменьшить пробки на дорогах, что положительно скажется на окружающей среде.

Позитивный экономический эффект

Ожидается, что самоуправляемые автомобили окажут сильное влияние на экономику: к 2050 году экономическая выгода от внедрения такого транспорта может достигнуть $800 млрд. Кроме того, если самоуправляемые автомобили действительно улучшат безопасность дорожного движения, они также уменьшат потери и затраты, связанные с ДТП, что может привести к экономии миллиардов долларов ежегодно.

Недостатки самоуправляемых автомобилей

Несмотря на приведенные выше преимущества, у этого вида транспорта есть и минусы, среди них – вопросы этики, кибербезопасности и негативного влияния на существующий рынок услуг.

Моральная дилемма

Автоматическое управление влечет за собой сложные этические проблемы. К примеру, чья безопасность должна быть приоритетной для системы – пешеходов или пассажиров? Должна ли автоматическая система обладать универсальным моральным кодом, или следует предоставить ей выбор в случае неизбежного столкновения, и чья жизнь в этом случае обладает большей ценностью, – ребенка или пожилого человека?

Другая сторона этой же проблемы – ответственность. Когда ДТП происходит по вине водителя, отвечать приходится ему. Но кто будет юридически и финансово отвечать за аварию, случившуюся по вине самоуправляемого автомобиля – пока неясно.

Кибербезопасность

Каждый самоуправляемый автомобиль будет частью большой сети, подобно тому, как компьютеры сейчас объединены интернетом. Точно так же, как и к любому компьютеру, злоумышленники могут получить доступ к автоматической машине. В лучшем случае инцидент выльется в неприятный опыт для пассажиров, в худшем может закончиться аварией.

По данным опроса Американской автомобильной ассоциации, только 12% водителей чувствовали бы себя в безопасности в самоуправляемом автомобиле; 50% опрошенных назвали главным фактором беспокойства опасность хакерского взлома. Очевидно, для повышения популярности самоуправляемых автомобилей понадобится длительная, продуманная информационная кампания и хорошая статистика безопасности.

Негативный экономический эффект

Эффект от внедрения самоуправляемых автомобилей будет позитивным для экономики в целом, но некоторые традиционные отрасли серьезно пострадают или будут полностью уничтожены. К ним относятся службы доставки, грузовых перевозок, такси – миллионы водителей останутся без работы.

Вторая негативная особенность самоуправляемых машин – высокая цена. Даже частично автоматизированные автомобили дороги – они стоят в США $30 тысяч и выше; полностью автоматические машины будут еще дороже. Для большинства людей, не умеющих водить, дешевле арендовать автомобиль с личным водителем. Стоимость пока что остается главным барьером для широкого внедрения самоуправляемых машин.

Навигационная система

Помимо стоимости, есть еще одно серьезное препятствие для повсеместного внедрения беспилотного транспорта. Это несовершенство навигации на основе GPS: средняя точность современных приемников в горизонтальной плоскости составляет примерно 6—8 метров при хорошей видимости спутников и использовании алгоритмов коррекции. Сложности и погрешности также могут возникать при использовании сотовой связи и Bluetooth, по этой причине площадь использования самоуправляемого транспорта может быть ограничена.

Перспективы для самоуправляемого транспорта

До ввода в эксплуатацию значительного количества самоуправляемых машин трудно просчитать все экономические и социальные последствия. В итоге и плюсов, и минусов у беспилотного транспорта окажется больше, чем можно сейчас представить и спрогнозировать.

Уже очевидно, что разработчикам предстоит решить проблемы кибербезопасности и автоматической навигации. Скорее всего, самоуправляемым прежде всего станет общественный транспорт, двигающийся по заданному маршруту и не покидающий пределы города.


Новые комментарии:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  1. Транспорт с самоуправлением пока что кажется экзотикой в нашем мире. С одной стороны — есть ряд преимуществ, но и риски велики. И будет очень досадно, когда авария будет совершена благодаря сбою системы управления. Еще хотел бы возразить автору статьи.

    Ответственность за ДТП будет нести все же владелец автомобиля, даже если и система сама совершит правонарушение. Это как случай с собакой. Собаку не посадят за то, что она укусит кого-то, а вот наказать хозяина за это — могут запросто.

    1. А если система автомобиля будет взломана каким-нибудь недоброжелателем, ответственность за аварию тоже будет нести хозяин? Как-то это всё сложно, с обычными автомобилями куда проще

  2. Отличная статья, все разложено по полочкам, основные плюсы и минусы описаны. Действительно, хакерский взлом – это одна из основных опасностей. Да даже не взлом, а возможность «подвисания» системы. За управлением самолетами нужны диспетчеры – тут тоже возможно без них не обойтись, а это накладывает человеческий фактор. А про возможность аварии с учетом беспилотных машин даже думать не хочется – они должны быть полностью сведены на нет, ведь именно для этого они и разрабатываются.

  3. Беспилотный тип управления транспортом — идея интересная, шагающая в ногу со временем. Но как быть тогда простым людям, которые работают водителями всю жизнь? Повысится уровень безработицы. Да и народ вряд ли захочет, к примеру, поехать в маршрутке без водителя.

    А как же будет работать искусственный интеллект при создании опасной ситуации на дороге? На мой взгляд человек лучше справится за рулём автомобиля в такой ситуации.

    Как известно, у человека при опасных обстановках срабатывает «переключатель» в голове и он действует решительно и быстро, что вряд ли можно сказать о компьютерной технике. Пешеходы действительно будут опасаться машин, идущих без пилота.
    Думаю, должно пережить много поколений, чтобы человек привык к такому виду вождения.

  4. Беспилотный транспорт появится на наших дорогах ещё не скоро. Для того чтобы это стало обыденностью, нужно, чтобы снизилась его цена и его смогли позволить себе простые люди из народа. Стоит ли говорить, как мы далеки от этого?
    Безусловно, у такого транспорта много плюсов. Это и снижение количества аварий, и исключение различных неприятных ситуаций на дороге.

  5. Спорное решение. Как мне кажется поначалу будет столько жертв. А по сути и взять будет не с кого, не с робота же. Но с другой стороны, при должном подходе производителей, это очень интересная идея, которая в будущем должна стать одной из лидирующих на соответствующем рынке. Прогресс не стоит на месте!

  6. Мне не понятен абзац про снижение уровня выхлопов. Каким образом у самоуправляемых автомобилей будет экономиться топливо? За счёт чего? И почему при их производстве будет сокращено количество энергии? Хотелось бы, чтобы этот пункт был раскрыт подробнее.

    Плюса, состоящего в сокращении количества ДТП, можно добиться, ужесточив наказание за вождение в нетрезвом виде, например, лишая прав лет на 10 (человеку, намеренно создающему потенциально опасную ситуацию на дороге, они ни к чему). Других плюсов, на мой взгляд, у таких автомобилей и нет. Отсутствие затрат на такси с водителем-человеком, как мне кажется, нивелируется стоимостью самоуправляемого автомобиля

    1. Про снижение уровня выхлопов — ну так ведь беспилотные авто будут все электромобилями. Выхлопов соответственно не будет. С экономией электроэнергии — это да. не совсем понятно, но возможно из за литиевых батарей и других источников энергии.

      Я читал что ученые уже придумали двигатель который сможет заряжаться из воздуха. Вообщем, много еще чудес нас ожидает в скором будущем..

  7. Очень надеюсь, что в ближайшем будущем человечество выйдет на новый уровень и освоит такой этап. Надоели эти молодые водители с купленными правами на дорогах и пьяницы, которые являются причиной множеств смертей. Уж лучше списывать на неисправимость робота, чем с каждым днём терять все больше веры и надежды в адекватность человека.

    Само собой, самоуправляемые машины влекут за собой множество вопросов и недочётов, но мне кажется, это всё дело времени и прогресса в данной сфере. В любом случае, не вижу ничего плохого в том, чтобы двигаться дальше в развитии технологий.

  8. Лично я в самоуправляемом транспорте вижу больше минусов, чем плюсов. По крайней мере, пока что. До прочтения этой статьи, главным минусом мне казалась неточность gps, ведь на дороге иногда даже пара сантиметров может иметь решающее значение. Угроза взлома или даже просто сбоя ПО — ещё один фактор, вызывающий недоверие с моей стороны. Сбои случаются у любой техники, но сбой автомобиля с самоуправлением приведёт к катастрофическим последствиям. Но больше всего в статье понравились рассуждения о моральной дилемме. С этой точки зрения я на ситуацию, признаться, никогда не смотрел. И вопрос тут не столько в ответственности, а в рассуждениях о том, чья жизнь ценнее. Мне кажется, это могло бы вызвать серьёзный раскол в обществе. В голове потихоньку начал вырисовываться сюжет для футуристического фильма об этой дилемме)

  9. По-моему, внедрение таких машин было бы огромным шагом вперёд. Да, многие люди потеряют работу, но знаете, зато какое удовольствие будет не делить машину с каким-то водителем, 100% в таких машинах будет чисто и вкусно пахнуть, в отличие от такси, которые иногда можно встретить. А также это точно убережёт от нарушения правил пдд по невнимательности или ошибки навигатора..

  10. То, что владельцу не нужны будут права и человеческое вмешательство вообще не предусмотрено, как-то пугает. Нет, я не то чтобы боюсь восстания машин, но все же знают, что даже самые прогрессивные технологии иногда начинают давать сбои.

    Ту же «Теслу» вспомним: сначала истерическое восхищение, красивые сказки о том, что будущее уже наступило, а потом всплывает куча недостатков и начинаются доработки. Причем это выясняется не на этапе предпродажного тестирования, а уже в процессе эксплуатации автовладельцами.

    Так же было с 10-й виндой. И можно до бесконечности приводить примеры. Оказаться внутри замкнутой коробочки, которая куда-то несется на скорости (пусть и разрешенной ПДД), но вдруг начинает чудить, — это как-то не слишком заманчиво. Не все недочеты можно вовремя обнаружить и устранить. И у водителя должна быть возможность вмешаться в процесс, а также нужные знания для этого.

  11. Авто-беспилотник напоминает сюжет фэнтези с непредвиденным концом. Здесь как никогда актуален сюжет из фильма «Я — робот» с гонкой в тоннеле. Лично я не решилась бы прокатиться с киберсистемой. Сбои в сети и хакерство никто не отменял — оно есть и будет. Такие маршруты не станут безопасными. Проще самому контролировать дорогу и ситуацию на ней, чем полагаться на бездушные вычисления равнодушной машины.

  12. Тема беспилотных авто — очень интересная, но противоречива, хотя и перспективная. Да, похоже что все идет к автоматизации автомашин и на дороге лет через 10 — 15 будет много беспилотных авто. Скоро иметь собственную машину будет роскошью, это будет похоже на то, как иметь яхту. Не всем это доступно будет по ряду причин.

    Во первых акцент автомобилестроение будет смешен на беспилотные машины и электромобили с автономным управлением. Авто на бензине уйдут в прошлое, соответственно их обслуживанием мало кто будет заниматься и этот сервис будет дороже. Опять же бензин, автомир уходит постепенно в сторону электромобилей.