Поясняет Инна Рыбчак, патентный поверенный РФ, специалист юридической фирмы «Городисский и Партнеры». Совершая ежедневные покупки мы невольно сталкиваемся со средствами индивидуализации товаров – обозначениями, которые помогают покупателю отличить продукт одного производителя от массы ему подобных.
Среди средств индивидуализации выделяется категория, неразрывно связанная с местом производства товаров. Столкнувшись на рынке с таким обозначением потребитель безошибочно идентифицирует товар как происходящий с территории определенного географического объекта. Покупатель понимает, что уникальные свойства этого товара обусловлены местом его происхождения, природных условий, зачастую, традиций и культурой местного производства.
К данной категории относятся два объекта: наименование места происхождения товара (НМПТ) и географическое указание (ГУ).
Наименование места происхождения товара было введено в российское гражданское право в качестве охраняемого объекта ИС в 1992 году. Однако, к сожалению, из-за определенной специфики данного объекта ИС часто возникают сложности при его госрегистрации, что подтверждается ничтожным количеством зарегистрированных НМПТ – всего 273 регистрации за 30 лет.
Таким образом, учитывая уникальное географическое расположение России, ее богатейшее культурное и историческое наследие, в правовом поле назрела насущная необходимость в предоставлении производителям дополнительных возможностей правовой охраны местных (региональных) брендов. В этой связи 27 июля 2020 года в российской правовой системе появился новый объект интеллектуальной собственности – географическое указание.
Для того, чтобы обозначение получило охрану в качестве географического указания, оно должно удовлетворять следующим требованиям:
• идентифицировать товар как происходящий с территории определенного географического объекта;
• характеристики товара, такие как определенное качество, репутация и т.п., должны быть в значительной степени, но не обязательно исключительно, связаны с его географическим происхождением;
• хотя бы одна из стадий производства товара, оказывающая существенное влияние на формирование его характеристик, должна осуществляться на территории идентифицируемого обозначением географического объекта.
Географическое указание может представлять собой любое обозначение: словесное, изобразительное или комбинированное. И, хотя в силу своей природы географические указания чаще всего являются словесными обозначениями, например, ВОРОНЕЖСКОЕ МОРОЖЕНОЕ (рег. № 258), ТРОИЦКИЙ ПЛАТОК (рег. № 263), ШНИЦЕЛЬ ПО-БИРОБИДЖАНСКИ (рег. № 314), возможность использовать любое обозначение в качестве географического указания позволяет производителям проявить фантазию, придать ему большую различительную способность, например, за счет использования оригинальной графики.
Важной особенностью правового регулирования данного объекта интеллектуальной собственности является то, что географическое указание регистрируется не на имя конкретного лица, а само по себе. При этом регистрация географического указания действует до тех пор, пока существует возможность производить товар, характеристики которого в значительной степени обусловлены местом его производства, идентифицируемым данным географическим указанием.
- Кто может инициировать регистрацию обозначения в качестве географического указания и использовать его в своей хозяйственной деятельности?
Согласно действующему законодательству, географическое указание может быть зарегистрировано одним либо несколькими гражданами, одним либо несколькими юридическими лицами, а также ассоциацией (союзом) или иным объединением лиц.
Первое лицо, обратившееся за регистрацией ГУ, подает заявку на государственную регистрацию географического указания и на предоставление исключительного права на такое географическое указание.
К заявке прикладываются документы, подтверждающие, что заявитель производит товар, обладающий характеристиками, которые в значительной степени определяются его географическим происхождением. Перечень подтверждающих документов законодателем не установлен и предоставляется по усмотрению заявителя.
В качестве подтверждающих документов может быть представлена техническая документация, например, технические условия, технологические регламенты, регламенты производственного контроля, экспертные заключения и результаты лабораторных исследований, копии свидетельств, сертификатов, деклараций о соответствии качества товара, публикации в СМИ, в научной и специализированной литературе, архивные данные, информация об участии в выставках/ярмарках, а также копии дипломов выставок/ярмарок, результаты соцопросов потребителей, проведенных независимой организацией и т.п.
Дополнительно необходимо предоставить доказательства возможности заявителя производить, хранить и транспортировать товар указанным в заявке способом. В качестве подтверждающих документов могут быть представлены договоры на приобретение товара или сырья, договоры на аренду производственных мощностей, документы на право собственности производственных помещений, договоры на оказание услуг по производству или транспортировке товаров и т.п.
Если это предусмотрено федеральными законами, то также представляются сведения, подтверждающие право осуществлять деятельность по производству товара. В частности, в отношении винодельческой продукции в заявке на ГУ приводятся сведения, касающиеся наличия у заявителя лицензии на производство соответствующей продукции.
- Экспертиза заявки на географическое указание проходит в несколько этапов.
На первом этапе – этапе формальной экспертизы – проводится проверка наличия необходимых документов и их соответствия требованиям, предъявляемым к документам заявки. В случае положительного завершения формальной экспертизы принимается решение о принятии заявки к рассмотрению.
После этого сведения о ней публикуются в официальном бюллетене Роспатента в открытом доступе и начинается следующий этап – «процедура оппозиции», которая была введена специально для таких объектов как географические указания и наименования мест происхождения товаров.
Процедура оппозиции означает, что в течение 3-х месяцев с даты публикации сведений о заявке любое лицо вправе подать возражение против регистрации заявленного обозначения в качестве географического указания и/или против предоставления заявителю исключительного права на такое указание.
В рамках следующего этапа – экспертизы заявленного обозначения – Роспатент рассматривает поступившие возражения, а также устанавливает:
• соответствует ли заявленное обозначение требованиям, предъявляемым к географическим указаниям;
• обладает ли производимый заявителем товар характеристиками, которые в значительной степени связаны с его географическим происхождением;
• осуществляет ли заявитель на обозначенной территории хотя бы одну из стадий производства, которая существенно влияет на характеристики товара.
В случае успешного прохождения экспертизы принимается решение о государственной регистрации географического указания и предоставление заявителю исключительного права на такое географическое указание.
Другие производители, желающие использовать зарегистрированное географическое указание для маркировки своих товаров, вправе подать заявку на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное географическое указание и тоже получить исключительное право на такое географическое указание если производимые ими товары также обладают характеристиками, указанными в зарегистрированном ГУ и хотя бы одна из стадий производства, существенно влияющих на характеристики товара, осуществляется на территории идентифицируемого обозначением географического объекта.
Таким образом, исключительное право на географическое указание, по сути, является коллективным и может принадлежать одновременно нескольким лицам. Например, исключительные права на географическое указание КУБАНЬ. КРЫМСК (рег. № 303), зарегистрированное в отношении вин, в настоящее время принадлежат трем разным юридическим лицам.
- Что дает предпринимателю наличие исключительного права на географическое указание?
Несмотря на возможность получения исключительного права на ГУ несколькими лицами, необходимость выполнения изложенных выше условий препятствует «размыванию» указанного права и предполагает, что исключительные права на зарегистрированное географическое указание могут быть получены только добросовестными производителями, выпускающими товары определенного качества, которое в значительной степени обусловлено их географическим происхождением.
Наличие исключительного права на географическое указание включает в себя широкий спектр прав для предпринимателя. В частности, правообладатель может размещать географическое указание на товарах, этикетках, на бланках, счетах и иной документации, а также использовать в рекламе, на вывесках, в сети Интернет, в том числе в доменном имени.
Правообладатель также получает право использовать на своей продукции рядом с географическим указанием знак охраны в виде словесных обозначений «зарегистрированное географическое указание», «с защищенным географическим указанием», «зарегистрированное ГУ» и/или официально утвержденные Роспатентом эмблемы, информирующие потребителей о его исключительном праве на данное ГУ:
Кроме того, наличие исключительного права на географическое указание позволяет правообладателю защищать свои права от нарушений третьими лицами.
Данная защита распространяется, прежде всего, на незаконное использование зарегистрированного географического указания лицами, не обладающими правом его использования. При этом всяческие ухищрения, к которым может прибегать нарушитель, например, использование географического указания в переводе, либо в сочетании со словами «род», «тип», «имитация» и подобными, не освобождают его от ответственности и признаются нарушением прав владельца исключительного права на ГУ.
Более того, запрет на незаконное использование распространяется на маркировку любого товара, а не только того, в отношении которого зарегистрировано географическое указание, при условии, что такое использование способно ввести потребителей в заблуждение относительно места происхождения товара или его характеристик.
В части правового регулирования ГУ имеет интересную особенность: если характеристики маркируемого товара не соответствуют отраженным в регистрации соответствующего ГУ, или товар произведен за пределами идентифицируемого географического объекта, то использование географического указания признается незаконным, даже если осуществляется лицом, имеющим исключительное право на данное ГУ. Таким образом создан правовой механизм гарантии качества товаров, маркированных защищенными географическими указаниями, а владельцы исключительного права имеют возможность взаимного контроля качества товара, маркированного одним и тем же зарегистрированным географическим указанием.
За первые три года существования данного объекта интеллектуальной собственности Роспатентом было зарегистрировано 47 географических указаний, что, несомненно, демонстрирует заинтересованность бизнеса. При этом спектр товаров, в отношении которых уже зарегистрированы ГУ, является очень широким и включает в себя:
• косметические и лечебные средства – ШУЙСКОЕ МЫЛО (рег. № 254) для моющей гигиенической косметической продукции и твердого туалетного мыла ручной работы, ЕЙСКАЯ (рег. № 257) для лечебной грязи и грязевой маски;
• изделия народно-художественных промыслов – ОРДЫНСКАЯ РОСПИСЬ (рег. № 272) для изделий из дерева утилитарно-декоративного назначения с росписью, ХЛУДНЕВСКАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА (рег. № 282) для глиняных игрушек;
• полезные ископаемые – БАЛАХТИНСКИЙ УГОЛЬ (рег. № 310) для бурого угля;
• строительные материалы – НОВОРОССИЙСКИЙ ЦЕМЕНТ (рег. № 279) для цемента, МАНСУРОВСКИЙ ГРАНИТ (рег. № 305) для блоков из гранита;
• одежда и головные уборы – АГИНСКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ КОСТЮМЫ (рег. № 265) для национальных костюмов, ТОЙРОБШО АГИНСКИХ БУРЯТ (рег. № 266) для головных уборов;
• предметы быта – БАХМЕТЬЕВСКИЙ ХРУСТАЛЬ (рег. № 286) для изделий из хрусталя, а именно декоративных ваз, ваз для цветов, посуды для сервировки стола, сервизов и наборов посуды, сувениров (статуэток, кубков, пасхальных яиц);
• продукты питания – ПЕЧЕНЬ ТРЕСКИ ПО-МУРМАНСКИ (рег. № 270) для консервов из печени трески, ФЕДОСИХИНСКИЕ ПЕЛЬМЕНИ (рег. № 293) для пельменей, ТЮМЕНСКИЙ ПЛОМБИР (рег. № 307) для мороженого пломбир;
• безалкогольные и алкогольные напитки – МАЙКОПСКИЙ ЛИМОНАД (рег. № 267) для безалкогольных сладких газированных напитков (лимонадов), NAPA VALLEY (рег. № 278) для вина, ВОЛОГОДСКИЙ ИВАН-ЧАЙ (рег. № 291) для травяного чая (иван-чая).
С развитием правоприменительной практики в отношении ГУ и увеличением осведомленности предпринимателей о возможностях нового объекта интеллектуальной собственности, количество зарегистрированных географических указаний будет только расти.
Новые комментарии: