Сегодняшний обзор ведущих мировых трендов: цифровая медицина, онлайн-образование, инновационный HR и EdTech и др. Рассмотрим, чем отличается коворкинг от коливинга, а осознанное потребление — от рационального. Как сегодня отечественные стартаперы успешно зарабатывают на свопе и фудшеринге.

1) Цифровая медицина

Уже можно говорить о цифровом преобразовании медицины: становятся популярными устройства для удаленного контроля за состоянием больного, телемедицина (дистанционный контакт с врачом). Первую роль тут играют инновационные технологии: искусственный интеллект оценивает состояние больных по видео или фотографии, а современные VR-шлемы вполне могут лечить косоглазие.

Среди популярных трендов в отрасли — гаджеты для лечения и самодиагностики:

• FreeStyle Libre — глюкометр нового поколения. Вместо привычной иглы — волосок с ферментом глюкозооксидантом, способный проникать в межклеточную жидкость.
• «Умные» часы, способные измерять давление, пульс, частоту сердечных сокращений, запас энергии, показатели сна, уровень стресса. Популярные Apple Watch умеют даже снимать ЭКГ, но в России пока что эта возможность не поддерживается.
• Дроны, отслеживающие соблюдение гражданами социальной дистанции при пандемии коронавируса, доставляющие медикаменты и результаты анализов, оповещающие население о противовирусных мероприятиях, обрабатывающие потенциально зараженные территории дезинфицирующими средствами.
• Бионические глаза и нейропротезы для возвращения зрения слепым людям.
• Роботы-няни, санитарки, медсестры и психотерапевты.

2) Коливинг

Co-living — «сожительство». Это совместное проживание людей, не связанных между собой родственными, близкими отношениями, некое подобие коммуны. У каждого жильца своя собственная комната, но столовые, гостиные, кухни — общие. Соседи для коливинга подбираются исходя из общих интересов и образа жизни.

От других проектов совместного жилья коливинги отличаются по нескольким характеристикам:

• Предполагают как общее времяпровождение, так и уединение.
• Обеспечивают душевное спокойствие, гибкое общение.
• Гарантируют домашний уют.
• Предполагают возможность работы из своей комнаты.
• Открывают новый вариант путешествий для постоянно занятых людей — достаточно лишь сменить коливинг.
• Экономичное решение — не нужно платить отдельно за аренду квартиры и места в коворкинге.

3) Осознанное потребление

Этичное (осознанное) потребление — вдумчивый подход к шопингу. Главная цель тренда — минимизация вреда, наносимого экологии производством товаров. Среди важных принципов подхода: уменьшение объемов потребления, отказ от одноразовой продукции, переработка и использование отходов, повторное применение сырья.

В рамках тренда уже успешно осуществлены бизнес-идеи:

• Производство многоразовых сумок для покупок — шопперов (московский бренд Minimalist).
• Подписка на брендовую одежду: своеобразная сдача дизайнерских вещей напрокат за небольшую «арендную» плату.
• Изготовление различных товаров (от очков до сноубордов) из переработанных рыболовных снастей (проект Bureo).
• Производство экологичной разлагающейся упаковки для замены полиэтилена и других разновидностей пластика.
• Изготовление аксессуаров из бывших велосипедных и автомобильных камер (петербургский бренд Polyaris).
• «Магазин без упаковки» (Петрозаводск, Карелия) — продукты укладывают в тару покупателя.

4) Рациональное потребление

Последователи рационального потребления, также как и осознанного, стремятся к вдумчивым покупкам, уменьшению объема приобретений. Но их главная цель иная: минимизация своих затрат на потребление с сохранением при этом высокого качества жизни.

В рамках тренда успешно функционирует модель шеринга — совместного, коллективного пользования товарами и услугами, не включающего право собственности. Аналитики видят будущее в развитии института аренды и поочередного, совместного владения имуществом.

Сегодня в России уже признаны многие вариации шеринга:

• каршеринг — прокат автомобилей;
• прокат велосипедов и самокатов;
• буккроссинг — безвозмездный обмен прочитанными книгами;
• прокат свадебных платьев и вечерних нарядов.

Есть и необычные проекты:
• крафт-шеринг — обмен материалами для творчества;
• общественные столярные коворкинги с учебными центрами, мастер-классами для новичков;
• бьюти-шеринг — обмен уходовой и декоративной косметикой;
• зоо-шеринг — обмен мисками, опилками, сеном и когтерезками;
• дача-шеринг — обмен дарами огородничества, садовыми инструментами и удобрениями;
• аптека-шеринг — обмен лекарствами, чей срок годности подходит к концу;
• спорт-шеринг — обмен лыжами, коньками, скакалками и проч.

Зарубежные стартаперы успешно налаживают сдачу напрокат посуды, театрального реквизита, детских вещей и даже домашних животных, «подружек невесты» на свадьбе и «профессиональных плакальщиц» на похоронах.

5) EdTech

Educational Technology — инновационные технологии и подходы обучения в сфере образования. Яркие примеры — площадки для онлайн-уроков, электронные дневники, VR-программы в рамках школьного, вузовского курса, геймификация занятий.

Можно отметить пятерку выдающихся мировых EdTech-проектов:

• RiiiD. Корейский поставщик искусственного интеллекта для обучения. Специальное приложение на основе ИИ отслеживает поведение пользователя во время обучения и предлагает индивидуальные решения для улучшения успеваемости.
• EduCast. Корейский проект — лекционный портал, где учителем или учеником может выступить каждый пользователь. Учебный материал сказочно разнообразен — здесь можно найти лекции практически на любую тему.
• Marvrus. Использование VR-, AR- и MR-инструментов для преподавания иностранных языков. Так, по технологии VR Yeleport English ученик надевает очки виртуальной реальности и оказывается в самых разнообразных ситуациях, где взаимодействует с носителями языка.
• KnowRe. Программа, написанная специально для школьников, для изучения математики на базе аддитивных программ с игровыми компонентами.
• XELF. Платформа, позволяющая прямо в браузере создавать презентации, дидактические материалы и лекции. Для пользования нужен только компьютер или смартфон.



6) Онлайн-образование

Ситуация с вынужденной самоизоляцией ярко показала, что обучение возможно организовать вне аудиторий и без непосредственного контакта с преподавателем. Достаточно лишь смартфона, ноутбука с выходом интернет. Онлайн-образование способно предположить разнообразную подачу информации, индивидуальный распорядок занятий, возможность обучения у профессионалов, находящихся за тысячи километров от ученика.

Уже можно выделить несколько успешных отечественных стартапов в нише онлайн-образования:

• «Нетология». Платформа для мастер-классов, виртуальных уроков, видео-курсов по маркетингу, дизайну, управлению проектами, программированию.
• «Фоксфорд». Подготовка школьников к ОГЭ, ЕГЭ, олимпиадам через интернет, проведение вебинаров по воспитанию детей для родителей, организация дистанционных курсов повышения квалификации учителей.
• Skyeng. Комплексный сервис для изучения иностранных языков.
• GeekBrains. Самый популярный онлайн-образовательный ресурс для программистов в рунете.
• HTML Academy. Интерактивные виртуальные курсы для веб-разработчиков.
• «Теория горения и взрыва». Прохождение профильного курса для пожарных в онлайн-формате.
• «ПРОСТОРОБОТ». Настольные игры для детей, которые учат основам физики, программирования, электротехники, развивают логику.

7) Фудшеринг

Фудшеринг — бесплатный либо возмездный обмен продуктами с истекающим сроком годности. Это популярное экологическое движение, чьи участники вывозят нереализованную продукцию из различных магазинов и заведений, распространяют ее среди нуждающихся.

В мире фудшеринг уже довольно популярный бизнес-тренд:

• Развиваются коммерческие сервисы, основанные на средний класс.
• Агенты фудшеринга налаживают сотрудничество с крупными розничными и оптовыми продуктовыми сетями.
• Создаются удобные мобильные приложения с богатым функционалом.
• На государственном уровне принимаются законопроекты, регулирующие фудшеринг.

В России тренд только начинает развиваться:

• Фонд продовольствия «Русь», распределяющий большие объемы продуктов среди отечественных благотворительных организаций.
• Сервис foodsharing.ru: волонтеры собирают невостребованную еду из магазинов, кафе и ресторанов, распространяют ее среди заинтересованных лиц.
• Мобильные приложения EatMe, LastBox, DoggyBag, в которых можно купить продукты с истекающим сроком годности с 50-80 %-й скидкой.
• Группа «Вконтакте» «Отдам еду даром» (Петербург): участники сообщества безвозмездно делятся продуктами друг с другом.

8) HR в инновациях

HR — человеческие ресурсы. Современным людям приходится конкурировать и с искусственным интеллектом, и с роботами. Человек должен обретать все новые и новые компетенции, чтобы «оставаться в строю». Этому способствуют, в том числе, и бизнес-тренды.

В 2020 году популярно следующее:

• Геймификация. Сотрудникам начисляются бонусы, нематериальные призы за выполнение определенных заданий.
• Employee Experience. Тенденция обеспечения работников достаточным физическим пространством, введение гибких подходов к выполнению проектов, максимальной доступности современных инструментов и технологий.
• Безлимитный отпуск. Предоставление достаточного времени для отдыха сотрудникам, которые на все 100 выкладываются на работе.
• Диджитализация. Автоматизация и повсеместное внедрение HRM.
• Нейромаркетинг. Использование методик, позволяющих изучить поведение работников, спрогнозировать реакцию персонала на то или иное событие.
• Персонализация. Принятие во внимание уникальных качеств каждого участника коллектива.
• Рекрутер — искусственный интеллект. Внедрение AL-систем, которые анализируют резюме, оценивают квалификацию соискателей и самостоятельно находят кандидатуры, наиболее соответствующие требованиям работодателя.
• HR-аналитика. Организация информации об операциях компании для более эффективного менеджмента.

9) Коворкинг

Коворкингом называется такой принцип организации работы, когда сотрудники различных компаний работают в едином квази-пространстве. Такое открытое сотрудничество благоприятно формированием общей культуры и интересов.

Наиболее успешные российские коворкинг-площадки функционируют в Москве:

• Workki — проведение офисных мероприятий.
• «Рабочая станция Plaza» — в качестве дополнительной опции предлагается размещение в капсульном отеле.
• CEO Rooms — коворкинги премиум-категории для организации деловых встреч и непосредственной работы.
• SOK — смарт-офисы нового поколения.
• «Таблица» — гибридное пространство с ивент-залами, рестораном и зоной отдыха на крыше.
• Deworkacy — деловые пространства, оборудованные технологическим хабом для внедрения и развития корпоративных инноваций.
• Cabinet Lounge — первый в столице коворкинг клубного формата.
• «Рабочая станция» — площадка с возможностью круглосуточной работы.

Существуют и достаточно необычные коворкинги:

• Концептуальные: предназначенные для работы специалистов одной отрасли.
• Для женщин: в США такие коворкинги стали международными объединениями Hera Club, RISE, The Riveter, The Wing.
• Для пенсионеров: ярким проектом служит американский проект Senior Planet для работников старше 60 лет.

10) Своп

Swap — организация мероприятий, куда люди приносят ненужные вещи и, при наличии желания, могут взять понравившийся предмет в замен. Отличается от секонд-хендов и комиссионных магазинов тем, что на своп-вечеринке можно получить новую вещь совершенно безвозмездно.

Тренд успешно развивается в российской столице:

• «Книжный своп» в Культурном центре ЗИЛ: гости не только обмениваются книгами, но и участвуют во встречах, дискуссиях с редакторами, критиками и литературоведами.
• «Общемосковский мужской своп»: можно найти как пиджак с эмблемой Олимпиады-80, кожаную куртку, выигранную в карты, так и новые вещи бывших бойфрендов, принесенные девушками.
• «Первый пацанский своп»: по словам организаторов, их гости — «модники с Китай-города, школьники из парка «Горка», девушки из Look At Media и, конечно же, медиа из дружественных изданий».
• «Цветочный своп»: участники сообщества на Facebook «Цветочная группа» встречаются для обмена растениями и советами по уходу за «зелеными друзьями».
• SWAP GALA: старейший своп-квартирник в столице. Гости поочередно выходят на сцену, рассказывают историю вещи, которую собираются отдать.
• «Гоп-своп»: в зависимости от темы вечеринки, раздают черную одежду, материал для поделок, джинсы или кухонные принадлежности. Главное условие: принести не более 7-ми вещей — забрать можно сколько угодно.


Новые комментарии:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  1. Однозначно, все это будет реализовано, пусть и не сразу. Есть очень много интересных направлений, например, коворинг. Для себя отметил несколько, думаю, надо их получше рассмотреть для своей деятельности. Единственное, что не нравится, так это все эти названия. Ведь можно же проще! А еще очень спорные моменты относительно онлайн образования. Но, это отдельная тема. Хотя, я бы поучаствовал в дискуссии )

  2. Мне всегда было интересно, когда слышал это слово, что же такое коворкинг, наконец то узнал. При чем думал, что это нечто иное) А у нас фудшеринг вообще есть где-то? Что-то слышал, вроде, про ребят, которые собирают не совсем свежие овощи и фрукты, делают из них смузи и недорого продают.

    Идея неплохая, только если, действительно, следить за качеством продуктов не первой свежести. Про онлайн-образование, думаю, что это хорошо для дополнительного или курсов, а вот закрывать институты и школы не стоит. Коливинг похож на проявление коммунизма))) Почитайте Беляева, там такие идеи…далеко опередившие свое век.