Стартапы хотят зарегистрировать интеллектуальную собственность, чтобы получить монополию на свои разработки. Потому что именно монополия — входной билет для работы с опытными инвесторами для привлечения денег в бизнес и выхода на IPO.
В обзоре разбираемся, что именно и как защищать, чтобы не потерять ноу-хау и бизнес.
Зачем стартапам защищать интеллектуальную собственность? С какими сложностями сталкиваются стартапы, когда нужно защитить ИС. С какого момента возникает право автора, как доказать, что автор — автор, какие есть способы защиты прав автора, какие из них надежные, а какие в суде не примут. Как еще можно защитить свою ИС. Товарные знаки, патенты. Что защищает АП, а где нужно регистрировать иначе и почему. Интересный пример из судебной практики на тему.
Есть и дополнительные преимущества от защиты: разработчик не создаст клон проекта, заказчик не скажет: «Спасибо, мы все сделаем сами!». Сотрудники после увольнения не унесут разработки конкурентам.
Самостоятельно сложно разобраться, как именно защищать проекты. У стартапа есть много чертежей, наработок, но что из этого и как регистрировать, непонятно. Патентование, регистрация товарных знаков, депонирование, ноу-хау — у каждого способа свои условия и ограничения, поэтому основатель редко уверен, что защитил все правильно.
Содержание:
Первый шаг в регистрации — подтверждение авторского права
Основатель придумал техническое задание или нарисовал архитектуру своей системы. Всё, с этого момента у него появляется авторское право. Еще до того, как написана первая строка кода.
Право автора нельзя продать или подарить. Но единственный способ в случае возникновения спора доказать, что автор именно вы — показать, что информация была у вас раньше, чем у оппонента. Поэтому прежде чем приступать к работе над проектом, передавать его разработчикам или выводить на краудфандинг, нужно защитить авторские права.
Есть несколько старинных способов подтвердить авторство:
• отправить письмо самому себе по почте;
• сохранить черновики и наработки;
• опубликовать проект в социальных сетях.
Эти способы не могут обеспечить 100% надежность, сохранность данных и не факт, что будут приняты в суде как доказательство. Удобный и надежный способ, в котором не надо разбираться как сделать правильно — депонирование.
Депонирование — это современный и принятый в 179 странах способ защиты авторских прав. Основатель в режиме онлайн передает наработки на хранение в специализированную компанию. Ему моментально выдается сертификат, где указана дата регистрации, правообладатель и номер свидетельства.
Компании как IREG депонируют произведения с помощью технологии, которая создает международные доказательства. Это соответствует требованиям ООН и обеспечивает сохранность и защиту данных во всем мире.
Депонирование дает ряд важных гарантий:
• Только автор видит проект до получения сертификата. Сертификат появляется моментально и уже никто не сможет сказать, что владел разработкой раньше.
• После получения сертификата информация не выкладывается в открытый доступ в отличие от патента и товарного знака. Можно депонировать то, что хотите оставить секретом фирмы.
• Технологии исключают возможность замены загруженных файлов, изменения даты и любых других деталей. Это не может сделать никто, даже разработчики.
• Благодаря такой точности депонирование как способ защиты интеллектуальной собственности распространяется на 179 стран. Процедуру не надо проходить отдельно в каждом государстве.
Когда авторские права защищены, проект можно выкладывать в открытый доступ или показывать по ссылке прямо из базы данных. Если кто-то захочет воспользоваться наработками без ведома автора — заплатит штраф до 5 000 000 ₽.
Авторские права защитили. Что дальше?
Основных способов защиты интеллектуальной собственности три: патентование, регистрация товарного знака и депонирование. Они имеют равную юридическую силу, но защищают разные объекты и работают по-разному.
Депонирование защищает всё, что можно написать или нарисовать на бумаге и предметы искусства. Чертежи, дизайн, код, скульптуры, тексты книг. Что угодно, кроме способов создания.
Патентование защищает способы и разработки. Можно получить патент на абсолютно новое изобретение, на доработку уже имеющегося изобретения или на дизайн.
Товарный знак защищает элементы брендинга: логотипы, названия, запахи, джинглы. То, по чему покупатели узнают компанию среди конкурентов.
Патент и депонирование дают монополию на разработку. Получили свидетельство — прибыль от идеи только ваша. Не стали заморачиваться — кто угодно сможет реализовать такой же проект. Здесь важно помнить, что регистрация авторских прав имеет равную юридическую силу с получением патента, а патент получать сложнее и дольше. Поэтому нужно правильно выбрать способ защиты.
Патентовать нужно алгоритмы и способы. Например, способы обработки металла, способ закрывания дверного замка, алгоритм работы программного обеспечения. Перечни действий, которые ведут к определенному результату, можно защитить только с помощью патента.
Для защиты чертежей и дизайна достаточно депонирования, хотя возможность патентования тоже есть. Судебная практика показывает, что даже если у компании нет патента, но подтверждены авторские права, защита интеллектуальной собственности обеспечена.
Алексей Сергиенко создал план-панораму г. Санкт-Петербурга. В 2001 году получил патент на промышленный образец, а в 2007 перестал платить патентные взносы и защита патента прекратилась.
В 2019 году Евгений Карпов разместил панораму на своем сайте. Сергиенко подал в суд за нарушение авторских прав. Не смотря на то, что патента уже нет, Сергиенко остается автором произведения и без его разрешения никто не вправе использовать панораму.
Суд встал на сторону истца. Карпова обязали выплатить 250 000 ₽ компенсации за нарушение авторских прав.
Это не единственное дело, которое Сергиенко выиграл. Если посмотреть практику, он получил 100 000 ₽ от «Мама Рома» в 2017 году, 150 000 ₽ от «Бест. Коммерческая недвижимость» в 2018 году и не только. Все эти суды проходили после того, как действие патента прекратилось.
Товарные знаки защищают бренд от подделок. Если название компании, имя разработчика, логотип, слоган, цвет зарегистрировали как товарный знак, конкуренты не смогут их использовать в коммерческой деятельности.
Есть одно «но»: товарные знаки регистрируют в определенных классах МКТУ. Это значит, что у фирм, работающих в одной сфере, не может быть одинакового логотипа. А если компании не конкуренты, работают в разных сферах, может. Чтобы совсем никто не использовал ваши элементы фирменного стиля, нужно защищать и авторские права.
Отличия депонирования, патентования и регистрации товарных знаков:
Товарный знак | Патент | Депонирование | |
Что защищает | Элементы фирменного стиля, различительные особенности бренда | Изобретения, доработки изобретений, дизайн | Дизайн, чертежи, произведения искусства |
Правообладатель | Юридические лица и ИП | Юридические лица и ИП | Юридические и физические лица, ИП |
Срок защиты | Бессрочно, нужно продлевать каждые 10 лет, иначе правовая защита прекратится | До 25 лет | Всю жизнь автора и 70 лет после его смерти |
Стоимость владения | От 60 000 ₽ на РФ | От 100 000 ₽ на РФ | От 1000 ₽ за разовое депонирование (IREG) |
Время регистрации | 18 мес, за дополнительную плату можно ускорить, получить свидетельство за 3 месяца | 3-24 месяца, в зависимости от вида патентования | Моментально |
Стоимость продления | От 20 000 ₽ каждые 10 лет | 800 ₽ — 16 200 ₽ каждый год, пока действует патент | 0 ₽ |
В каких странах действует защита | РФ, в других странах нужно получать отдельно | РФ, в других странах нужно получать отдельно | 179 стран-участниц Бернской конвенции |
Когда можно начать выпуск продукции | Сразу, но правовая защита начнет действовать только после получения свидетельства | Только после регистрации | Сразу |
Ответственность за нарушение | До 5 000 000 ₽ | До 5 000 000 ₽ | До 5 000 000 ₽ |
Как защитить разработку, если ее создает команда?
Человек, который работал в вашей команде и что-то создал своим интеллектуальным трудом, считается автором. Значит он может использовать разработку в других проектах и после увольнения не смотря на то, что сама концепция принадлежит не ему.
Если хотите обезопасить проект — авторы должны передать вам право на единоличное использование своих разработок. Можно составить договор о неразглашении, хранить и подписывать каждую бумагу или чертеж. А можно снова прибегнуть к депонированию.
Благодаря технологиям IREG компании заводят личные кабинеты для каждого специалиста. Человек не обязательно должен быть официально трудоустроен: можно завести аккаунт фрилансеру, подрядчику. В момент создания исполнители помещают на платформу свои разработки. Это подтверждает факт передачи прав на единоличное использование от специалиста к заказчику и показывает, что именно человек передал.
Автор продолжит оставаться автором. Вы не сможете вычеркнуть его имя из разработки. Но использовать результат своего труда, перепродавать, брать в портфолио без разрешения заказчика не сможет.
А инвесторов и ФНС устроит защита с помощью депонирования?
Для прохождения дью-дилидженса важно, чтобы компания защитила интеллектуальную собственность. Как — неважно, лишь бы способ был признанным. То есть, просто отправить самому себе письмо с чертежами здесь точно не поможет. А сертификат о депонировании в IREG инвесторов устраивает.
Бонус депонирования еще в том, что для привлечения зарубежных инвестиций разработка должна принадлежать основателям как физическим лицам. Если интеллектуальная собственность оформлена на российскую компанию, фонду нужно брать на себя риски работать с Россией, не все этого хотят. Зарегистрировать интеллектуальную собственность на физлицо можно только с помощью депонирования.
Чтобы поставить интеллектуальную собственность на баланс и увеличить нематериальные активы предприятия нужно свидетельство о регистрации и все документы, подтверждающие расходы. Вы можете включить в стоимость нематериального актива не только цену депонирования, но и услуги дизайнера, юриста и много, что еще.
Выводы: как защитить идею стартапа
1. Есть 3 основных способа защиты интеллектуальной собственности: депонирование, патентование и регистрация товарного знака.
2. Дизайн, чертежи, компьютерный код и другие наработки нужно задепонировать в момент создания, чтобы иметь доказательства своего авторства, потом приступать к работе или дальнейшей регистрации.
3. Если у вас способ или алгоритм действий — получайте патент.
4. Если у вас элемент фирменного стиля, джингл, фирменный цвет или название бренда — регистрируйте товарный знак.
5. Все способы защиты имеют равную юридическую силу, но защищают разные идеи.
6. Патент и товарный знак нужно регистрировать в каждой стране отдельно, а логотип, чертежи, код и дизайн не нужно. Депонирование защищает права автора в 179 странах-участницах Бернской конвенции.
7. Если работаете в команде — позаботьтесь о том, чтобы сотрудники передали вам право на единоличное использование своего интеллектуального труда. Иначе после увольнения они смогут использовать наработки в своих интересах, так как являются авторами.
8. Для инвесторов и ФНС нет разницы, как вы защитили свою интеллектуальную собственность. Главное чтобы регистрация была официальной. Международные инвесторы предпочитают, чтобы правообладателем было физическое лицо.
Новые комментарии: