Руководители компаний часто не связывают программы планирования с генерацией прибыли и достижением финансовых целей бизнеса. Однако такие проекты способны принести значительную ценность компаниям, в том числе экономическую.

Как улучшение планирования влияет на бизнес и можно ли его монетизировать, рассказывает Евгений Душинин, SCM-эксперт практики «Ресурсы» компании Axenix.

Интегрированное планирование — это единый план действий на всех уровнях и звеньях цепи поставок, учитывающий задачи и потребности отделов закупки, производства, логистики и продаж. Его цель — синхронизировать процессы для достижения баланса между спросом и ресурсами предприятия.

Почему планирование — важно

Цепочки поставок становятся более сложными. Они включают множество поставщиков, производственных единиц, логистических операций и точек продаж в разных странах. Обеспечить синхронизацию и координацию всех этапов такой цепочки — непросто. Кроме этого, изменилось направление поставок с Запада на Восток. Эффективное планирование цепочки позволяет учесть особенности маршрутов каждого рынка, а также экономический потенциал и предпочтения потребителей.

Какие бизнес-эффекты ожидать от улучшения планирования
Евгений Душинин

В мире и в России сохраняется неопределенность. Торговые конфликты, изменения в законодательстве и непредвиденные события — в нестабильных условиях грамотное планирование позволяет компаниям лучше адаптироваться к переменам и действиям конкурентов, а также снизить риски несоответствия спроса и предложения.

Улучшение планирования дает экономические выгоды: помогает оптимизировать запасы, улучшить использование ресурсов, сократить время цикла производства и доставки, а также минимизировать издержки, связанные с простоем или потерей товаров. Конкурентные преимущества появляются за счет точности прогнозирования спроса, гибкости реагирования на изменения рынка и быстрой реализации новых стратегий.

В рамках интегрированного планирования можно проводить моделирование сценариев в безрисковой среде. Например, посмотреть, как скажется на бизнесе смена поставщика или изменение логистической цепочки, выход из строя или продажа склада, остановка производства, изменение тарифов на доставку. Это позволяет составить план действий на случай любых рисков. Кроме этого, можно проверять различные гипотезы до принятия важных решений, в том числе об инвестициях.

Для моделирования сценариев используются различные данные — спрос, мощности производства, складские и транспортные возможности. Меняя входные данные, можно проанализировать влияние экстренных ситуаций или выбрать стратегию развития бизнеса.

Еще одно важное преимущество моделирования — возможность управлять затратами на производство и доставку товаров, а также временным циклом цепи поставок. Например, управлять сроками доставки, что особенно важно для скоропортящихся и замороженных продуктов. Такой подход помогает улучшить уровень сервиса и эффективность работы с партнерами.

Неочевидно, но факт

Планирование — это процесс, который не всегда имеет непосредственное и видимое влияние на конечные продукты или услуги, предоставляемые компанией. Программы планирования обычно не являются источником прямого дохода. Они помогают оптимизировать использование ресурсов и повысить эффективность внутренних процессов.

Если руководители компании не понимают экономическую выгоду от внедрения программы планирования, это может снизить ее приоритет в списке бизнес-инициатив.

Однако оценить или измерить финансовый эффект от программ планирования можно. Проблема заключается в недостаточной подготовке внутренней команды либо отсутствии методологии для поиска и оцифровки результатов подобных проектов. Разберемся, какие бизнес-эффекты может получить компания, которая внедряет программы интегрированного планирования.

Где искать эффекты

Выделяют четыре уровня планирования, на каждом из которых можно достигнуть определенных бизнес-эффектов.

Какие бизнес-эффекты ожидать от улучшения планирования

Долгосрочное (стратегическое) планирование затрагивает горизонт от одного до десяти лет. Оно коррелируется со стратегией развития бизнеса и помогает ответить на фундаментальные вопросы: где разместить производство и склады, каковы оптимальные объемы выпуска продукции, как сформировать пул поставщиков исходя из их возможностей и расположения.

Например, стоит нужно расширить дистрибуционную или производственную сеть. Часто компании руководствуются только высокоуровневой оценкой рынка, без должного расчета и симуляции потоков. В таких случаях высока вероятность ошибиться с местом размещения производственных или складских мощностей, которые в дальнейшем могут оказаться частично не задействованными.

При формировании дизайна сети с помощью специализированных процессов и инструментов планирования эти риски снижаются. Эффект при этом достигается за счет сокращения затрат на капитальное строительство и высвобождения запасов в цепи поставок.

Более того, опираясь на данные аналитики, можно выявить «слабые» звенья цепи поставок — неэффективные производства или лишние складские объекты, и принять решение об их закрытии, отказа от аренды или переориентации на другие задачи.

Цель среднесрочного планирования (S&OP — планирование продаж и операций) с горизонтом до полугода — сбалансировать и оптимизировать существующие мощности организации с текущим портфелем заказов и будущим спросом. Например, в отсутствии планирования продаж и операций организация реализует свою продукцию по принципу FIFO (First In, First Out — первым пришёл, первым ушёл), т.е. продукция отгружается в порядке очереди. Это может приводить к потере высокорентабельных заказов на загруженных мощностях.

Интегрированное планирование логистических и производственных процессов позволяет синхронизировать задачи различных отделов. Это позволяет достичь увеличения рентабельности продаж от 3 до 10%, а также экономии на долгосрочных заказах транспорта, сокращении избыточных складских запасов и невостребованных мощностей.

Оперативное (календарное) планирование целесообразно вести на перспективу от одного дня до месяца. Оно позволяет оптимизировать портфель заказов за счет отслеживания порядка производства и последовательности заказов. Например, в металлургическом холдинге удалось увеличить показатель отгрузки заказов в срок — от 70% в месяц до 80% в неделю. Дополнительные эффекты от календарного планирования достигаются за счет синхронизации производственных планов и планов отгрузки — таким образом сокращаются внеплановые логистические затраты.

Детальное планирование (графикование) определяет, каким образом выполняются рабочие задачи. Например, что, когда и где нужно произвести или купить с учетом доступных производственных мощностей и спроса. При внедрении проектов по графикованию достигается оптимальная последовательность выполнения работ, благодаря чему количество переналадок оборудования для выпуска разных типов продукции снижается на 5-15%. Это увеличивает «полезное» время работы оборудования. Дополнительный эффект достигается за счет учета оптимизации затратных компонент, таких как затраты на электроэнергию и дорогие добавочные материалы.

Таким образом, эффективное планирование позволяет достичь измеримых финансовых результатов.

Какие бизнес-эффекты ожидать от улучшения планирования

Планирование — это стратегический инструмент, который способствует успеху компании на рынке. Более того, программы планирования не только повышают эффективность цепочек поставок, но и позволяют получать видимый экономический результат. В итоге при правильном подходе проект становится самоокупаемым, иногда — еще на стадии реализации.


Новые комментарии:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *