Интервью с ректором МГУПП Михаилом Балыхиным
Мы уже рассказывали об образовательном онлайн-проекте Sprint UP, и сегодня продолжаем серию интервью с его участниками и экспертами. Ректор одного из крупнейших инженерно-технических вузов России – Московского государственного университете пищевых производств, Балыхин Михаил Григорьевич, рассказал редакции об актуальности обучения предпринимательству, роли современного вуза в развитии молодых предпринимателей  и перспективах бизнес-образования в России.

  • Насколько сейчас актуально обучение предпринимательству как дополнение к академическим знаниям, которые дает ВУЗ?
Михаил Балыхин

Если мы говорим о системе подготовки Московского государственного университета пищевых производств, то предпринимательская компонента является одной из базовых. Это часть нашей программы обучения. Мы заранее декларируем, что студенты заканчивают университет в составе стартап команды и на выпускных ВКР представляют фактически модель готового бизнеса.

Это проектное образование, которое сейчас реализуется практически во всех передовых университетах. По такому принципу действуют многие, но они не выходят на предпринимательскую компоненту, то есть ребята учатся на проектных модулях, делают комплексные проекты и дальше зачастую эти проекты кладутся на полку. Мы же решили завершить всю эту концепцию и действительно создали набор инструментов, я бы назвал это инновационными институтами поддержки выпускников, институт бизнес-ангелов, когда мы лучшим выпускникам в составе бизнес команд предлагаем организовывать малые предприятия.

Сейчас уже можно дать репрезентативную и очень позитивную статистику: один из четырех бизнесов так или иначе окупается. Это очень хороший показатель для молодого предпринимательства и я считаю, что для нашего университета это достаточно серьезное подспорье.

  • Почему ваш ВУЗ уделяет такое большое внимание к обучению навыкам предпринимательской деятельности?

Если говорить конкретно о пищевом университете, то у нас по-другому и не может быть, ведь все направления, которые у нас реализуются, так или иначе связаны с малым и средним бизнесом, потому что индустрия питания, общепит и сервис — это мелкие предприятия, которые активно развиваются наряду с крупными компаниями.

По факту мы можем  организовывать малый бизнес по любому направлению, и поэтому я абсолютно убежден, что предпринимательская компонента, наряду с академическими основами, обязана быть в программе обучения нашего университета. Такой подход как минимум двукратно расширяет спектр возможных движений выпускника: пойти на готовую работу на предприятие, либо организовать свой собственный бизнес.

  • Какова роль современного вуза во взращивании молодых бизнесменов? Что, по Вашему мнению, он должен давать своим выпускникам?

В МГУПП активно работает Попечительский совет. Когда мы его создавали, мы подбирали участников не только по размеру компании и уставного капитала, мы больше смотрели на то, каким образом каждый из руководителей помог либо университету, либо включился в подготовку специалистов или софинансировал наши инициативы и, прежде всего, венчурные идеи студентов.

Как выглядит эта концепция? Прежде всего, комплексный проект, который защищается  студентом, делается по конкретному заказу предприятия. Мы каждому из партнеров предлагаем принять участие в софинансировании этого проекта.  Как правило, 50% финансирования обеспечиваем ему мы, 50% дает бизнес-партнер, при этом студент потом не идет на работу на это предприятие, он создает новое, но соучредителем в нем является университет и бизнес-партнер.

Эта история работает и бизнес, даже несмотря на сложность экономической ситуации в мире, вкладывает деньги в студентов, понимая, что университет — это интеллектуальная корпорация будущего. Интеллектуальная — потому что мы готовим прикладные и академические научно-исследовательские кадры.

Корпорация — потому что мы имеем право работать по рыночным и коммерческим правилам и создавать малые предприятия, а будущего — потому что любой бизнесмен понимает, что самый правильный вклад — это вклад в интеллектуальный капитал. Поэтому я считаю, что мы достучались до большинства представителей бизнеса, руководителей предприятий и компаний, и они нас поддерживают.

  • Ваш ВУЗ является партнером образовательного онлайн-проекта по предпринимательству Sprint UP. Какие у вас ожидания от сотрудничества с проектом?

Ожидания от проекта Sprint UP самые позитивные и амбициозные, потому что этот проект фактически в более широком масштабе предлагает обучение тем же инструментариям, как делаем и мы, только мы это делаем более фокусно. Проект Sprint UP —  это  набор кейсов, курсов, где ребята учат быть финансово, экономически, по-предпринимательски самостоятельными, заставляют двигаться более оперативно, менять повестку и формировать новые заделы на будущее.

По большому счету мы делаем то же самое, только мы это делаем в масштабе намного меньшем и не имеем возможности привлекать в таком количестве топовых спикеров, топовых наставников и менторов. Поскольку Sprint UP – это проект Департамента предпринимательства и инновационного развития Москвы, он, как  говорится, обречен на успех. В этот проект включились все топовые  университеты города, в том числе и мы. Этот проект поддержали все наши венчурные предприниматели, по крайней мере, большинство из них.

И самое главное —  на этот проект Департамент предпринимательства и инновационного развития Москвы подключает лучших менторов, лучших наставников! Это люди, которые занимаются коучингом, они учат ребят становиться лидерами, учат предпринимательской компоненте.

Я уверен, что этот проект даст положительный эффект. В этом уверены и мои студенты. В подтверждение заинтересованности студентов могу сказать, что в первые дни регистрации наш университет побил все рекорды —  порядка двух или трех тысяч студентов зарегистрировалось на эту программу в течение нескольких дней.

Понятно, что очных студентов будет меньше, но в целом такой интерес говорит о том, что  проект  амбициозный и правильный, говорит о том, что наши студенты настолько уже включены в предпринимательскую активность, что для них это не чуждая история, им не надо объяснять, для чего это нужно, они уже работают в этой теме. Это было самое короткое объяснение, почему стоит участвовать в программе Sprint UP. Мы только объяснили, как будем их поддерживать, и ребята, уже имея положительный опыт работы в университете в этом направлении, с большим удовольствием включились в программу.

  • Как вы видите будущее обучения предпринимательской деятельности в России?

Сейчас происходит кастомизация образования. Каждый университет пытается  завоевать внимание студента и выпускника школы за счет предложения  индивидуальных программ.  Образование стало намного доступнее и конкуренция очень высокая. Университеты понимают, что конкурировать ценой — это только снижать качество, что надо конкурировать с точки зрения расширения палитры образовательных инструментов и одна из инициатив — это  предложение индивидуальных траекторий.  Пока это делается для команд, но я убежден, что в будущем это будет очень сильно индивидуализироваться или кастомизироваться.

А это означает, что предпринимательская  компонента будет касаться не только организации компаний с большим количеством людей, это будут индивидуальные предприниматели, что,  кстати достаточно неплохо, ведь сейчас существует тренд на самозанятость, индивидуальное предпринимательство.

Экономика меняется очень быстро. Крупные заводы и предприятия, на которых держится экономика и промышленность любого государства, испытывают большой дефицит и в кадрах, и в технологиях, и в финансах. Но самый правильный и научно-доказанный барометр  экономики — это мелкий, малый и средний бизнес. И я считаю, что предпринимательская компонента станет в скором будущем неотъемлемой частью, по крайней мере, прикладного  образования.

Может быть, гуманитарного образования это коснется в меньшей степени, но  если мы говорим о подготовке инженеров-технологов,  то предпринимательская история должна быть в обязательном порядке.  Воспользуется ей потом выпускник  или нет — это второй вопрос, но подготовлен он должен быть.

Потому что именно через предпринимательскую  компоненту выпускник получит необходимые компетенции лидера, коммуникатора, организатора, бизнес планера и,  самое главное, управленца.  Это очень важно, но  абсолютно не прописано предметно  в тех стандартах, которыми мы оперируем сейчас. Есть общекультурные компетенции, есть другие подходы, но вот предметно прописанных предпринимательских компетенций нет, и этот пробел необходимо убрать.

Но не надо забывать, что образование — это благо и не каждый студент готов заниматься коммерцией и предпринимательством, все-таки это должно быть по желанию. Я сужу через призму своего университета, у нас все ребята нацелены на предпринимательскую деятельность, но если взять широкую палитру образования, то жестко “вшивать” предпринимательскую составляющую в процесс образования мне кажется пагубным, потому что мы не заметим, как перейдем из формата “благо” в формат “услуги”. И образование будут считать услугой, и студенты и, не дай Бог, ещё мы, будем оценивать выпускника по принципу — вышел он на бизнес проект или нет.

Еще испокон веков  самые великие разработчики  никогда ничего не понимали  в бизнесе и не должны были понимать. И эту концепцию  мы сохраним, но, конечно, мы рассчитываем, что большая доля наших выпускников будет заниматься и инновационно-предпринимательской деятельностью.

Я считаю, что как раз предпринимательская компонента может быть вложена в модульные программы дополнительного образования, это не должно быть обязательной частью, но мы обязаны ее предложить. Если мы вкладываем ее в основной образовательный процесс, то изучить ее — обязанность студента, если это дополнительная программа (а это не всегда означает платное образование), то тогда студент имеет право выбора — брать эту управленческую и предпринимательскую компоненту или нет.

В этом случае можно воспользоваться технологией, которая у нас масштабирована и полностью вшита в образовательный процесс — это онлайн обучение. Во-первых, инструментарий и материально-техническая база практически у всех университетов позволяет это реализовывать. Во-вторых, предпринимательство — это над профессиональные компетенции, и онлайн формат позволяет взаимодействовать с наставником в любой точке мира, к тому же студент может сам выбирать, когда и где эту компетенцию, этот навык получить.

Однако нужно учитывать, что 100 процентов онлайн не закроет получение этой компетенции. В любом случае необходимо проектное образование и университет должен предоставить возможность ребятам на его базе решать живые кейсы, вести командную работу. Поэтому онлайн составляющая будет только составляющей, но она, возможно, будет большей частью (80 на 20), но 20% все равно должно быть очно. Онлайн будет очень полезен с точки зрения масштабирования, массовизации этой компоненты. За счет этого мы сможем количество обучающихся увеличить в разы.

Важный аспект, который также относится к плюсам онлайн — это то, что дополнительные модули могут читать и реализовывать онлайн не только штатные сотрудники образовательного учреждения, а, прежде всего, люди из бизнеса, прикладники и, в идеале, лучшие представители.

Онлайн формат позволяет разворачивать студию буквально на рабочем месте такого специалиста, а это дает возможность увеличить выборку наставников и максимизировать количество обучающихся студентов. Но, опять же, не надо забывать, что прикладная составляющая должна сохраняться. Все полученные теоретические навыки должны быть отработаны в проектной деятельности.

Я всегда призываю не забываться, сегодня мы говорим о дополнительном образовании как о ДПО, а завтра, не успеем оглянуться, как у нас все высшее образование  перейдет на онлайн рельсы и будет состоять только из дополнительных модулей. Этого, конечно, допустить нельзя.

Высшее образование должно оставаться классическим. Очное образование  — это благо. Человек должен отучиться и получить все прикладные компетенции, а ДПО — это идеальная технология для обучения всю жизнь и, фактически, расставление точек профессионального баланса максимально широко: создание на базе самого себя максимально гибкого профессионала, который в нужное время получает необходимые ему точечные целевые компетенции.

Человек не берет всю программу обучения высшего образования на 4 года, он берет необходимые ему конкретные направления и получает именно то, что ему необходимо. Более того, он имеет право, после осознания, что эта программа ему не нужна или некачественная, от нее  отказаться, что достаточно сложно при высшем образовании.

Выстраивая свою профессиональную траекторию, можно варьировать программы дополнительного образования, мы это называем профессиональное портфолио: не один диплом, а палитра дипломов в разных направлениях с подтвержденными компетенциями.

Подтверждение компетенций — очень важный момент.  Сейчас на базе университета мы создаем ЦОК (Центр оценки квалификации) и имеем право к сертификату или диплому по дополнительному образованию выдавать выпускнику еще и валидационный документ, где есть подтверждение освоенных им компетенций. Эти ЦОКи сейчас создаются повсеместно, и наш университет находится на фронтире, на передовой  этой технологии. Вот так, на мой взгляд, должна выглядеть система дополнительного образования и предпринимательской компоненты.


Новые комментарии:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  1. Обучению ведения бизнеса действительно стоит уделять особое внимание. Многие амбициозные выпускники после окончания сразу пытаются воплотить в жизнь свои бизнес идеи и прогорают в первый же год, потому что не понимают основных правил ведения бизнеса и не могут справиться с конкуренцией.

    Получив в университете лишь теоретические знания, на практике я не нашла им применение. Проработав некоторое время в малом бизнесе, я многому научилась у своих руководителей, перенимая опыт их ошибок и успехов. В итоге моими учителями стали те, кто в бизнесе уже более 30 лет и пережили все возможные кризисы.

    Так и нужно проводить обучение студентов: делиться практическим опытом, предлагать им реальные ситуации и задачи. Кроме того ведение бизнеса требует ещё не стандартного мышления и творческого подхода. Привлечение клиентов, борьба с конкурентами, расширение бизнеса — все это требует новых идей, и чужой опыт и знания здесь уже бессильны. Нужно быть неординарным, чтобы добиться успеха.