Многие технологичные стартап-проекты сталкиваются с дилеммой роста: наращивать объемы на знакомом рынке или представить новые продукты на новых рынках — расти горизонтально. Речь идет о 2х ключевых фазах: product-market fit и scaling. С одной стороны, быстро растущему продукту нужно обосновывать ценность для потребителя, переходить от MVP (минимально жизненного продукта) к следующей версии, с другой — нужно экономить на разработке технологии и продукта, чтобы растущие объемы позволяли увеличить прибыль кратно.

Очень многие стартапы сталкиваются с «потолком», так как дальнейший рост упирается в рост человеческих ресурсов, либо требует более глубокой разработки платформы, либоо слишком значительных инвестиций в маркетинг.

В этой развилке есть несколько опасностей для бизнеса:

1) Уйти в узкие ниши, которые прямо сейчас приносят деньги, но вырасти будет невозможно, следовательно, постоянно будут расти расходы на освоение новых рынков (модель мало-масштабируемая).

2) Пойти за голубым океаном, в котором большой бизнес-потенциал, но конкуренты выстроили до вас свои процессы (рост ограничен, вам придется все время играть в ценовые войны).

3) Найти вашу уникальность, эксклюзивность, ценностное преимущество и начать расти, автоматизируя процессы, создавая устойчивую бизнес-модель.

Если вам удалось дойти до этапа масштабирования, значит, вы достаточно зрелый проект, который уже нуждается в четко определенных KPI для проекта в целом, его подразделений и ключевых сотрудников в частности. Вам нужно сформировать устойчивые критерии роста (KPI или OKR). Даже если вначале пути кажется сложным точное формулирование бизнес-плана и финансового плана, его можно изложить в виде дорожной карты и ключевых этапов развития и роста. Далее вы выстраиваете систему показателей, по которым сможете замерять рост. В дорожной карте вы можете отразить ключевые показатели роста вашего продукта: создание личного кабинета, разработка ботов/ приложения и так далее.

Во время роста стартапа у него должны развиваться несколько ключевых направлений: пользователи, продукт, команда, финансы, бизнес-модель. Основателю проекта важно быстро переключаться между каждой из областей, при этом необходимо системно делегировать задачи, иначе он рискует не вытянуть скорости роста собственного проекта.

Бизнес модель необходимо ревизировать по мере роста проекта: смотреть на ключевые драйверы роста, автоматизировать процессы, не растить избыточно команду, стремиться сохранять расходную часть неизмененной.

Одна из ключевых дилемм масштабирования – команда. Дилемма основателя состоит в том, что необходим аутсорс ресурсов, чтобы расти быстро. Нужно передать часть функций заместителю, важно учесть, что расходы на команду должны расти медленнее, чем прибыль. При масштабировании бизнеса на другие рынки, некоторые руководители стараются сохранить команду разработчиков на текущем рынке, именно это позволяет оптимизировать затраты.

Отношения между фаундерами важно закрепить на юридическом уровне. По мере роста известности вашего бренда, будут появляться и другие юридические аспекты деятельности: лицензии, договоры об уровне сервиса, пользовательские соглашения. Интеллектуальная собственность, чтобы под вашей ТМ не работал кто-то другой. Привлеченный капитал, чтобы не судиться с теми, кто поверил в вашу идею деньгами. Безопасность данных, ведь они являются ключевым активом любой технологической компании

Важно продумать все этапы масштабирования: технологии, продукт, маркетинг, кадры, помещения и самое главное – привлечение инвестиций. Слишком малое привлечение инвестиций не позволит преодолеть долину смерти, но и слишком быстрый рост инвестиций может не позволить вырасти таким образом, чтобы инвестиции окупились.


Новые комментарии:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *