Американцы еще не оправились от шока высоких цен на бензин, а новый кризис на дизельное топливо уже здесь. Глобальный рынок дизельного топлива переживает сегодня самый тяжелый кризис с 1970-х годов, говорят аналитики рынка. Дизельное горючее служит топливом для большей части экономики Америки, включая большие грузовики, сельскохозяйственную технику и промышленное оборудование. В США цены достигли рекордных $5,56 за галлон, что на 76,5% выше, чем год назад.
«Рынки говорят нам о катастрофической нехватке дизельного топлива», — сказал в интервью «Бизнес инсайдер» Джим Митчелл, глава отдела нефтяных аналитиков Refinitiv в Северной и Южной Америке. «Это станет «попутным ветром» для инфляции в США. Америка сегодня требует больше дизельного топлива, чем кто-либо может предложить».
На самом деле, запасы дизеля сокращаются. В целом по стране запасы наиболее часто используемого дизельного топлива упали на 43% с 2020 года до самого низкого уровня с 2014 года. В регионе Центральной Атлантики запасы упали на 78% с 2020 года до самого низкого уровня за десятилетие. В других категориях дизельного топлива наблюдается более резкое падение.
А в Нью-Йорке ситуация настолько плачевна, что нефтеперерабатывающий и топливный магнат Джон Кациматидис сказал Bloomberg: «Я не удивлюсь, если этим летом на Восточном побережье будет введено ограничение и нормирование потребления дизельного топлива».
Во всем мире ситуация с дизелем крайне сложная и даже критическая. В Европе цены на дизельное топливо взлетели на 88%. Международное энергетическое агентство сообщило в четверг, что мировые запасы очищенной нефти, включая дизельное топливо, упали до крайне низкого уровня, и нехватка уже ограничивает перевозки в различных африканских странах, а также в Йемене, Шри-Ланке и Мексике.
«В связи с открытием экономики внутри страны и в мире наблюдается значительный спрос», — сказал Роб Туммелл, управляющий директор Tortoise Capital, в интервью Insider. «Поскольку предложение не успевает за большим спросом, мы не видели ничего подобного уже несколько десятилетий, с 1970-х годов».
Тогда автомобилисты выстраивались в длинные очереди на заправках, чтобы заправиться в определенные дни, поскольку в ответ на нефтяное эмбарго ОПЕК применялось строгое нормирование. Джим Митчелл из Refinitiv не ожидает, что правительство введет рационирование топлива сейчас, но он отметил, что высокие цены — это один из способов ослабления спроса на рынке.
Тем не менее, предстоящий летний сезон вождения еще больше увеличит спрос, добавил он. А ослабление пандемических мер заставляет предприятия перестраивать свою деятельность, которая теперь требует большего использования энергии.
«Наблюдается огромный рост деловой активности, а одним из главных сырьевых элементов для деловой активности является дизельное топливо», — сказал Митчелл.
Глобальный рынок дизельного топлива
Некоторые нефтеперерабатывающие заводы в США были закрыты, когда спрос был ниже, а это означает, что даже когда нефтяные компании закачивают больше нефти, оставшиеся работающие заводы не могут производить больше дизельного топлива теми же темпами.
Более того, некоторые регионы Америки, производящие дизельное топливо, такие как Калифорния, работают над преобразованием НПЗ в центры производства биодизеля, что, по словам Джима Митчелла, является «фантастикой на будущее, но создает проблему в настоящий момент». Поставки дизельного топлива из США также идут за рубеж, в том числе в такие места, как Мексика, Колумбия, Бразилия, Эквадор, добавил он.
Военные действия на Украине также ограничивает доступность дизельного топлива, пояснил Туммелл, поскольку российские нефтеперерабатывающие предприятия не продвигают поставки на европейский рынок из-за запретов и санкций. Согласно данным компании Vortexa, собранным Bloomberg, в апреле российские порты Балтийского и Черного морей перевезли 3,32 млн тонн дизельного топлива, что на 14% меньше, чем в феврале.
Дизельное топливо сейчас стоит так дорого, что это сказывается на спросе, который Митчелл называет «ценовым рационированием». Это может способствовать снижению цен. «Но, к сожалению, это также соответствует вхождению в рецессию.»
Окончание военных действий Украине может привести к снижению цен. Но если ЕС введет эмбарго на российскую нефть, дизельный кризис может затянуться или усугубиться, что повлечет за собой последствия, которые могут охватить все мировые отрасли экономики.
«Мы ожидаем, по крайней мере, два года роста цен на продовольствие за счет сельского хозяйства и ограниченных мощностей по переработке нефти в мире и США», — сказал Митчелл. «И Америка по-прежнему требует больше дизельного топлива, чем кто-либо может предоставить».
Новые комментарии: