На смену поколения Z приходит поколение «Альфа». В соответствии с теорией поколений, люди, родившиеся в определенный временной период, демонстрируют схожие социально-психологические черты и поведенческие паттерны. Понимание особенностей и предпочтений каждой группы позволяет разрабатывать эффективные маркетинговые стратегии и предсказывать тренды потребления.

Кто такие «зеты» и «альфы»

Представители поколения Z появились на свет в период с 1995 по 2010 год. «Альфами» называют людей, родившихся в промежуток с 2010 до 2025 года. Границы временных периодов в разных странах могут отличаться, – это связано с общим уровнем жизни и прогресса.

Представителей поколения Z еще называют зетами, зумерами, центениалами и цифровыми аборигенами. Все эти термины отражают степень влияния цифровых технологий на жизнь среднего представителя группы: рядовой зумер пользуется множеством онлайн-сервисов и умных гаджетов, доверяет мнению инфлюенсеров. Среди зумеров много интровертов; они склонны выражать свое мнение прямолинейно. Большинство центениалов многозадачны, вдумчивы и предпочитают минимализм.

Обобщить черты альф пока сложно: первым представителям сейчас не больше 10 лет. Однако австралийские маркетологи уже отметили, насколько важно учитывать предпочтения альф в таргетированной рекламе – выяснено, что общий объем карманных денег, выделяемых детям родителями-миллениалами, исчисляется миллиардами долларов.

Главные черты центениалов

Зумеры не торопятся съезжать от родителей, мало – по сравнению с миллениалами – общаются с друзьями лично, однако не представляют свою жизнь без соцсетей. По данным Well Being Trust, представители Z периода заботятся о своем здоровье – употребляют намного меньше алкоголя и сигарет, чем предыдущие поколения; две трети подростков и молодых людей используют ЗОЖ приложения.

Для зумеров характерны навыки быстрого поиска и подтверждения сведений в интернете, вместо запоминания информации. Предпочитаемые медийные форматы – изображения и видео, читать длинные тексты центениалам неинтересно. Зумеры – главные потребители умных устройств для повышения комфорта и упрощения жизни.

Представители Z поколения стремятся сделать карьеру, и при этом не полагаются исключительно на вузовское обучение. Для повышения квалификации и переподготовки они чаще всего выбирают онлайн-платформы. Зумеры нацелены на самореализацию, и по данным консалтингового агентства Robert Half, готовы преодолевать трудности и работать усерднее, чем миллениалы. Поэтому большинство представителей цифрового поколения требовательны к месту работы, и зачастую предпочитают собственный бизнес.

Психология поколения Z

Начало тысячелетия было отмечено террористическими атаками, экологическими проблемами и финансовыми кризисами. По этой причине зумеры более склонны к бессоннице, депрессии, тревоге и ожиданию глобальных катастроф. На психологическое здоровье зумеров также негативно влияет количество времени, которое они проводят в интернете. Любопытно, что и сами молодые люди считают зависимость от смартфонов и соцсетей проблемой – в этом признались 9 из каждых 10 респондентов агентства Pew.

Традиционная религия у западных зумеров не пользуется спросом – по данным Джин Твенге в 2016 году каждый третий молодой житель США 18-24 лет называл себя атеистом. Российские исследователи, однако, с таким выводом не согласны; по мнению Евгении Шамис из RuGenerations, в переходные периоды ценность религии для молодежи повышается.

Среди других общих черт центениалов – взвешенный подход к заключению брака, толерантность, рациональное отношение к финансам и инвестициям, интерес к моде и равнодушие к вождению автомобилей.

Поколение «Альфа»

Представители альфа-периода с рождения имеют аккаунты в соцсетях – их ведут заботливые родители. Альфы вырастут в окружении технологий виртуальной и дополненной реальности, умных игрушек, роботов и приложений на основе нейронных сетей.

Маркетологи и социологи сходятся во мнении, что альфы станут самым обеспеченным, технологически грамотным и образованным поколением из всех предыдущих. Объем карманных денег у альфа-детей позволяет предположить, что поколение также будет самым требовательным к уровню качества товаров и услуг. Поэтому большая часть продуктов и сервисов станет персонализированной.

Мировые тренды указывают на то, что большинство альф выберут обучение онлайн. Еще в большей степени, чем зумеры, альфы будут интересоваться ЗОЖ, решением экологических проблем и космическими экспедициями.

Западные компании – от крупных банков и кабельных сетей до цифровых гигантов Facebook, Apple и Amazon уже финансируют создание таргетированного контента для поколения «Альфа». К примеру, PNC Bank спонсирует популярную программу для детей «Улица Сезам», где малышей не только учат считать и читать, но и подают основы финансовой грамотности в интересном формате. Компания NPR запустила подкасты для детей на тему технологии, науки и этики, а разработчики Snapchat создали детскую версию приложения Snapkidz.

Корректность и польза классификации

Хотя теория о предпочтениях поколений уже стала одним из главных инструментов маркетинга и рекрутинга, не все социологи и маркетологи с ней согласны. Колумнист Bloomberg Фэй Флам отмечает, что точность классификации потребителей по времени рождения равнозначна составлению гороскопов. Такого же мнения придерживается психолог из Сент-Луисского университета Корт Рудольф, указывая на то, что пока нет никаких научных данных, подтверждающих теорию поколений.

Екатерина Митрофанова из Института демографии НИУ ВШЭ считает, что теория не универсальна и для применения в российских реалиях нуждается в адаптации. Вместе с тем Митрофанова согласна, что теорию можно использовать для мотивации сотрудников – например, разрешить зумерам более свободный дресс-код и общение с начальством через мессенджер. Другой очевидный плюс – теория позволяет найти релевантные образы и темы для обращения к целевой аудитории.


Новые комментарии:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  1. Наконец-то я разобралась к какому поколению отношусь, а то такая путаница с пояснениями в интернете. Хоть я и согласна с описательной концепцией поколения в целом, некоторые характеристики распространяются далеко не на всех, а лишь на малую часть. Забавно отслеживать последствия исторических событий, которые отразились сначала на родителях, а потом их стараниями на детях. В целом, в статье приведены грамотные доводы.

  2. Да, пожалуй, соглашусь с мнением исследователей. У меня есть возможность наблюдать за представителями поколений Z и «Альфа». Я школьный учитель, поэтому вижу разных детей каждый день. Могу сказать, что современная молодежь отличается от предыдущих поколений. Она более свободолюбива, ориентирована на ЗОЖ, не представляет своей жизни без гаджетов и соц.сетей. Как на мой взгляд, то это и хорошо, и плохо. Развитие технологий и прогресс ведёт к развитию всех отраслей жизнедеятельности государств, но в то же время — обесценивается живое общение и взаимоотношения.

  3. Родилась в 94, полностью ощущаю себя подходящей под описание, спасибо автору. Мой муж родился в 92 и почему то чувствуется разница поколений между нами. Ему очень тяжело даются современные технологии, его максимум — освоение компьютера.

    Я постоянно куда то двигаюсь, он предпочитает сидеть на месте. Я пробую новую работу, он уже 8 лет на старой, не нравится, но терпит, стабильность же. Очень сложно сдвинуть его в любых масштабных решениях. Будет интересно почитать подборки с другими поколениями

  4. Обе мои дочери из поколения альфа. Старшей 10 лет и никаких аккаунтов в соцсетях у нее нет, как и у младшей. Эти классификации действительно похожи на гороскопы. Умные игрушки и роботы также вероятно доступны какой-то ограниченной части детей человечества. Да и ЗОЖ моих детей мало интересует. Главное чтоб было вкусно и красиво. Выходит, все это лишь теория.

  5. Соглашалась со многим в статье, пока не дошла до последнего абзаца, где ставилось под сомнение точность составления гороскопов.

    Не единожды на своем же опыте отметив точность закономерностей, которые мой астролог читает в моей натальной карте и гороскопе, буду рьяно защищать эту точную и математическую науку – астрологию. В ней ноль эзотерики, одни чистые расчеты.

    Касательно темы статьи. Я родилась в 1993, но очень подхожу под описание поколения Z. Получается, если я рожу до 2025 года (что очень возможно), мой ребенок будет из поколения Альфа) очень интересная теория. Почитаю об этом подробнее.

  6. Да, согласна, различия между людьми разных поколей видны невооруженным взглядом. Очень часто замечаю, что люди другого поколения, более раннего, в большинстве своем, гораздо хуже разбираются в современной технике, реже используют всевозможные приложения и программы. Так складывается, что более поздние поколения намного быстрее и стремительнее овладевают цифровыми технологиями, им легче использовать все современные открытия и нововведения, в них сильнее развит дух свободы. И, конечно, для них требуется свой подход в рекламе и прочих реалиях жизни.

  7. Как представитель поколения Z (оказывается), могу сказать, что для меня предпочитаемым медийным форматом по-прежнему является текст, в том числе длинный, а воспринимать видео довольно сложно.

    Равнодушие к вождению автомобилей, интерес к моде, зависимость от соц. сетей, навыки быстрого поиска вместо запоминания информации — эти пункты в точности совпадают. А вот с рациональным подходом к заключению брака не соглашусь: на удивление многие мои ровесницы уже не первый год замужем и с детьми.

    Только непонятно, как всё-таки окончательно разобраться с временными рамками разных поколений. В одних источниках сказано, что к зумерам относятся люди, рождённые после 1996, в других — что после 2000. В данной статье приведён тот же вариант, который я нашла в англоязычном интернете

  8. А я вот соглашусь с Фэй Флам. Да, какие-то общие тенденции выделить можно, но на развитие человека влияет столько факторов, что они могут полностью нивелировать эти тенденции. Бесспорно, все «альфы» будут с технологиями на «ты», ведь они с детства ходят со смартфонами. Но так ли это хорошо? Ведь у каждой медали есть две стороны. Можно тот же интернет использовать для образования, поиска полезной информации и т.д., а можно просто часами там сидеть и смотреть видео без всякой пользы. Здесь решающим фактором и станет воспитание. Ведь во многом от родителей зависит, принесут технологии их детям пользу или вред.