Фигура Стива Джобса противоречива, как весь технологичный бизнес и инновации, которые делает жизнь людей лучше и сложнее одновременно. С годами успехи, причисляемые Джобсу, обросли мифическим флером. Впрочем, это только доказывает постулат: именно Стив Джобс возвел маркетинг в ранг искусства, убедив весь мир, что идеи ничего не стоят, если не убедить других в их ценности.

Доктор Джон МакДугалл как-то сказал: «Джобс обладал воображением, которое позволяло ему бывать там, куда никто из нас не может попасть. И это была часть его гения».

На протяжении всей своей короткой жизни Стив Джобс рассказывал о ценностях IT-сферы, которые станут неотъемлемой частью существования человечества через годы.
Некоторые предсказания, высказанные в многочисленных интервью, сегодня уже можно проверить.

  • 1. Тезис С. Джобса: компьютер из инструмента превратится в агента (интервью Access Magazine, 1984 г.)

Факты. Находясь внутри сети, современный гаджет всегда активен: собирает и раздает информационные потоки.

Мнение экспертов. Также часто современный гаджет является «двойным агентом» — он собирает сведения о владельце в пользу третьих лиц: авторов мобильных приложений, операционных систем и тех, кто за эти сведения заплатит. Программные модули-трекеры часто без согласия собственника сообщают «кому надо» о местонахождении и действиях в сети.

О таком перманентном контроле Джобс предположений не делал в восьмидесятые годы, но при нем состоялось внедрение трекеров в операционную систему iOS.

  • 2. Тезис С. Джобса: компьютер станет миниатюрным помощником каждому на долгие годы (интервью Access Magazine, 1984 г.)

Факты. Сегодня смартфон хранит большие объемы информации, в том числе и о прошлом владельца. Но еще большим помощником для людей стали удаленные сервера, на которых размещаются огромные массивы данных соцсетей. Эти данные помогают увидеть взросление поколения Z, не расстающегося с гаджетами с раннего детства.

Мнение экспертов. Джобс в восьмидесятые еще не предполагал огромного влияния коммуникационной составляющей на общество. Без интернета в его современном виде, объединяющего смартфоны и серверные мощности в единую сеть, изолированный компьютер не стал бы тем самым помощником, о котором говорил Джобс. Только включение в сеть позволяет гаджету оставаться миниатюрным и быть полезным на все случаи жизни. Без сети гаджет остался бы ежедневником, библиотекой, калькулятором и будильником.

Если говорить о миниатюризации, то Джобс, державший инженерные схемы и паяльник в руках только в эпоху «навесного монтажа» своей молодости, действительно стремился к уменьшению устройств с сохранением их функциональности. Впрочем, инженеры корпорации SONY, давшие миру Walkman в июле 1979 г., думали в том же направлении.

  • 3. Тезис С. Джобса: компьютеры появятся в каждом доме (интервью Playboy, 1985 г.)

Факты. Если считать смартфон компьютером (а это так!), то компьютер есть у половины населения земли.

Стив Джобс в молодости, на заре разработки компьютеров Apple

Мнение экспертов. Аксиома маркетинга — основные прибыли на рынке находятся в сегменте масс-маркета. Широкое распространение инновации — это основа успешного бизнеса. Так что компьютерные технологии никто бы не оставил только военным и ученым. Джобс, являясь бизнесменом с школьных лет, просто констатировал общеизвестные на то время тренды.

  • 4. Тезис С. Джобса: компьютеры будут приобретаться для подключения к коммуникационной сети (интервью Playboy, 1985 г.)

Факты. Так и есть — большинство компьютеров подключено к интернету. Более того — компьютер без подключения к сети является узкоспециализированной редкостью в наше время.

Мнение экспертов. Уже на первых этапах совместного программирования члены одной команды соединяли компьютеры в одну сеть, чтобы работать более эффективно. А Стив Джобс, как соавтор с Стивом Возняком полупиратского изобретения «блю-бокс» (приспособления для «иррегулярного» подсоединения к междугородней телефонной сети), прекрасно понимал — вычислительные мощности, объединенные в сеть, только увеличиваются.

Так что существование компьютера вне сети изначально признавалось менее эффективным, и расширение сети до размеров глобального интернета было делом времени. О том, что людей в будущем соединят информационные сети, писали многие фантасты, и делали это весьма аргументированно: Герберт Уэллс (в 1901 г.), Никола Тесла (в 1908 г.), Айзек Азимов (в 1950 г.), Андрей Сахаров (в 1974 г.) и даже Марк Твен (в 1898 г.)

  • 5. Тезис С. Джобса: маленькие компании с помощью сети Интернет смогут смело конкурировать с корпорациями, общаясь с клиентами напрямую (интервью Oral History project, 1995 г.)

Факты. В сети сегодня действительно существует бесчисленное множество сайтов, принадлежащих компаниям самых разных отраслей и сфер. Все они предоставляют те или иные услуги, напрямую взаимодействуя с клиентами. Однако присутствие компании в сети вовсе не определяет ее коммерческие успехи.

Мнение экспертов. Предполагать, что нахождение в сети предоставит больше шансов для увеличения продаж, было наивным даже в 1995 г. Ведь для этого и все клиенты должны быть в той же сети. Законы конкуренции основываются, в том числе, и на величине вложений в продвижение, НИОКР, логистику и т.д.

Поэтому гиганты типа Amazon, eBay, Walmart, Apple и другие только доказывают, что монополизация рынков (в их сегодняшнем состоянии) является неизбежным процессом даже в условиях глобального общедоступного интернета. Apple при С. Джобсе и Apple при Т. Куке все также стремится к доминированию на рынке.

  • 6. Тезис С. Джобса: люди перестанут ходить в магазины (интервью Wired, 1996 г.)

Факты. Количество интернет-магазинов (включая соцсети) растет значительно быстрее, чем объем продаж через такие магазины (в «доковидные» времена).

Мнение экспертов. Слухи о смерти обычного ретейла преувеличены. Право на возврат товара лучше реализуется в традиционном магазине, а это важное достижение цивилизованной торговли. Подавляющее число интернет-магазинов работает по схеме dropshipping, что предусматривает отсутствие товарных запасов. А любому производителю не выгодно давать сниженные цены таким «непрогнозируемым» участникам рынка.

Как и десятки лет назад, оптовые закупки (или договора на гарантированный сбыт) — это основа производственного цикла. Традиционные магазины всегда создают товарные запасы, пусть даже в минимальных объемах.

Более того, рост количества магазинов, относимых маркетингом к «убийцам категорий», т.е. универсамов с огромным ассортиментом, усилился с внедрением цифровых технологий продаж, логистики и сервиса. Мелкие же магазины (бутики) для успеха вынуждены концентрироваться в ТРЦ — перспективном и проверенном формате торговли. Впрочем, свои поправки в эту тенденцию внесла пандемия.

Таким образом, Стив Джобс был не столько провидцем, сколько предпринимателем с гениально тонким чутьем. Он внес огромный вклад в развитие технологии продвижения продукта и навсегда останется иконой коммерческого успеха в области IT-технологий.

Но также его жизнь, достижения, мысли и даже трагический уход еще долго будут обсуждаться при поиске ответа на вопрос «Что важнее для достижения общепризнанного успеха в эпоху интернета: реальная ценность идей или наличие ресурсов, которые помогут увеличить ценность этих идей?»


Новые комментарии:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  1. Мне кажется, то Джобс не открыл ничего нового! Его просто сделали иконой. Если бы он не умер, то был бы как Гейтс сейчас: герой конспирологических теорий!

  2. Это специфика бизнеса США — нужна фигура гуру. Вот Apple и размахивает фигурой Джобса. А что сказал бы Джобс на то, что его компания искусственно затормаживает быстродействие устаревших моделей айфонов? Ему было бы стыдно?

  3. Да, Джобс был выдающимся разработчиком, который смог опередить время. Он четко понимал, что нужно человеку и что в будущем нужно будет человечеству. А ведь действительно, последние годы можно заметить, что люди все больше хотят покупать онлайн.

    И дело здесь вовсе не в пандемии, а потому что человеку сейчас это удобно. Зачем тратить время на походы в магазины, если все можно оформить в один клик? В будущем под развитием ИИ, в которое тоже верил Стив, будет работать вся промышленность и все сферы деятельности.

    1. Джобс не был разработчиком. Он не паял, не писал коды. Он просто продавал. Про интернет-торговлю говорили и до него. Но он крикнул громче всех. Это же не значит, что он провидцем был?

      Мне показалось, что статья как раз про то, что не надо приписывать Джобсу того, что было известно до него.

      Вот Майкрософт наложила патент на те программные приемы, которые до этого все кодеры считали «ничейными», кем-то и когда-то придуманными. Но это не значит, что Майкрософт наизобретал всего и вся.

      Это все маркетинговые ходы. Есть в сети материалы, описывающие промахи Джобса. Они, как оказалось, не так популярны…

  4. По моему мнения Стив Джобс и правда был экстрасенсом. Иначе я не знаю, как можно предсказать такие события. Конечно, можно сказать, что сделать такие выводы можно и с помощью использования методов дедукции, конечно, без этого тоже никуда. Но все же в его словах присутствует какая-то доля магии или экстрасенсорики.

    1. Так там в статье перечислены еще экстрасенсы: Герберт Уэллс, Никола Тесла, Айзек Азимов, Андрей Сахаров и даже Марк Твен. Или они не носили черной водолазки и потому их нельзя предсказателями считать. В сети есть сведения об ошибках Джобса. Часть их поправили его же коллеги (уж про Возняка-то нельзя забывать, он жив поныне), а часть из-за его самодурства так и не была исправлена. Джобс — не гуру, а простой бизнесмен США.

  5. Конечно Стив Джобс был гением своего времени.
    Коды конечно он не писал, но создал продукты, что не только позволяют совершенствовать технологии, но и упрощать жизнь пользователей. Конечно теперь это не несёт за собой вау-эффекта, но всё также развивается.
    Компьютеры разных портативностей не в полной мере, но заменяют нам помощников. Они также позволяют общаться по сети Интернет.
    Растёт и рынок интернет-сайтов по продаже и доставке еды, техники, белья и других товаров.
    Как мы видим, Джобс развитие предсказывал развитие онлайн-сферы в 1980-90е года, когда это только-только зарождалось.

  6. Не мудрено, что Стив Джобс, как один из основателей компании Apple и одноимённых компьютеров смог чётко предвидеть будущее. Действительно, гений. После его смерти, и при производстве телефонов компания Apple отказалась от многих своих принципов таких, как неизменные габариты iPhone например. Да и сами смартфоны уже перестали обладать такой уникальностью, как было до этого.

  7. Не ошибается тот, кто ничего не делает. И это уж точно не про Джобса. Да, он на многие года, а может и десятилетия опередил время, и спорить о его значимости можно очень долго. Но говорить, что он не открыл ничего нового, я считаю нельзя. Он не только создал мощнейшую корпорацию, но и оставался ее сердцем, движущей силой и душой, а это под силу только единицам. А кто не согласен, пусть попробует сделать то же самое.