300 солнечных дней в году — это потенциальные свет, тепло и ощущение полной независимости от работы коммунальных служб. Плата за приобщение к экологически чистым технологиям снижается, а игроков на рынке альтернативной энергетики становится все больше. Игорь Самородов, технический директор ООО «Солнечный центр», о том, как инженерам удается зарабатывать на честных энергоустановках.
Новейшая история региональной солнечной энергетики началась в 1999 году, когда в Краснодаре было запущено строительство «солнечного заводика». Идея принадлежала нескольким бывшим сотрудникам НПО «Сатурн». С 2001 года завод (ООО «Фирма «Солнечный ветер») начал производить экспериментальные солнечные батареи двусторонней чувствительности, а их продвижением занялся сам Марат Закс — замдиректора по науке в «Сатурне». И это ему успешно удавалось благодаря обширным связям и огромному авторитету в области фотоэлектрических технологий. Постепенно завод стал крупнейшим экспортером солнечных модулей в России.
В 2004 году у «Солнечного ветра» появился первый крупный объект. Компания «Вымпелком», собиравшаяся строить на горе Чубатой базовую станцию, приняла решение отказаться от проекта электроснабжения стоимостью 500 тысяч долларов (6 км сетей в реликтовом лесу) в пользу гибридной ветро-солнце-дизельной электростанции, ведь она обходилась в 86 тысяч. Очевидный факт: есть зоны, где альтернативная энергетика коммерчески эффективнее традиционной.
Дела компании пошли в гору, с 2004 по 2008 год еженедельно фура продукции завода уходила на экспорт. Отбраковка же, не нашедшая спроса у придирчивых импортеров, успешно продавалась частным хозяйствам и пчеловодам — так начал функционировать одноименный торговый дом. Однако не прошло и трех лет, как на общем фоне экономического кризиса еще не окрепший фотоэлектрический рынок во всем мире начал терпеть массовые банкротства предприятий — производителей солнечных элементов и модулей. Естественно, этот кризис не мог не затронуть и «Солнечный ветер». Остается лишь добавить, что на сегодняшний день в России нет ни одного предприятия, выпускающего солнечные фотоэлементы и модули.
Игорь Самородов занимался технической поддержкой производства и разработкой небольших энергосистем промышленного назначения, а когда стало понятно, что с «Солнечным ветром» не все в порядке, вместе с частью коллектива перешел в торговый дом, который по-прежнему успешно развивался в сфере розничной торговли элементами солнечных систем. Под новым названием — «Солнечный центр» — фирма стала разрабатывать энергетические системы самостоятельно, постепенно наращивая обороты. Производственной составляющей компании больше нет, за исключением небольшого выпуска гелиоколлекторов — систем солнечного водонагревания, зато есть полноценный филиал в Сочи. Ставку благополучно развивающийся «Солнечный центр» сделал на работу с частными хозяйствами.
— «Солнечный ветер» в свое время приобрел известность далеко за пределам региона, брался за решение амбициозных задач. Что сгубило этот бизнес?
— Кризис и слабая поддержка государства в тот период инновационных проектов. Из-за влияния на цены со стороны китайского производителя существенно уменьшились заказы. Пробуксовали, неудачно вложились, потеряли темп. Пытались наверстать кредитами, но они привели к банкротству и долгам.
— Как удалось наладить развитие собственного дела?
— Сложно было надеяться на высокое качество дешевой техники. Но мы компенсировали это своим вниманием. Владельцы всех систем, которые мы создавали с 2007 года, — это уже наши хорошие знакомые. Фактически мы ведем каждую систему непрерывно, проще говоря, своих не бросаем.
— С кем конкурируете?
— Два-три года назад конкуренты появлялись чуть ли не каждый месяц, и сегодня фирм, занимающихся разработкой и установкой солнечных энергосистем, в крае немало. Но, к сожалению, во многом рынок формируют дилетанты, которые дискредитируют не только серьезные компании, но и отрасль в целом. Небольшие представительства московских фирм занимаются продажей комплектующих, но не всегда могут поручиться за качество. Среди местных крупных игроков, работающих на рынке полноценно, назову «Энерготехнологии», «Термит-соло» (занимаются вакуумными гелиоколлекторами) и компанию SOLBAT.
— Вы работаете и в других регионах, как в свое время поступал «Солнечный ветер»?
— Нет, остаемся в пределах края. Здесь очень большой объем, мы далеко не все еще охватили, поэтому не вижу смысла заходить к соседям. Там развиваются свои компании, надеюсь, что некоторые из них станут партнерами — это тоже дорогого стоит.
— На фоне других регионов страны как выглядит Краснодар в качестве производителя солнечных энергосистем?
— Можно сказать, что практически нигде в России не производится такой объем солнечных энергосистем, как здесь, у нас. В качестве исключения назову Якутию — там солнечная энергетика тоже очень востребованна. Интерес к этой области в России обусловлен тем, что сети в стране на две трети децентрализованы: большое количество обособленных энергосистем, которые питают удаленные поселения, иногда — мелкие предприятия. В этих условиях использовать энергию солнца не просто рентабельно, а иногда жизненно необходимо. В нашем крае солнечные системы обеспечивают энергией передатчики сотовых компаний, экопоселения и частные дома. Крупные же проекты — редкость. Не будем забывать, что сейчас и в Европе в области солнечной и ветровой энергетики упадок. Китай поставляет комплектующие в огромных объемах, да и сами европейские производители переносят производства в Азию — снижают себестоимость.
— За годы работы в области альтернативной энергетики заметили ли вы перемены в отношении общества, власти к этой области бизнеса?
— Власти? Нет, в законодательном смысле. Но чиновники иногда ставят у себя дома энергоустановки — с одной стороны, показывают согражданам личный пример, с другой — может быть, знают чуть больше о реальных запасах газа, нефти? Что касается общества, то все больше людей стали понимать, что альтернативная энергетика в их жизни необходима. Платежеспособность не выросла, но усилилось понимание, хотя многие стереотипы остались. Например, о том, что солнечные батареи могут вырабатывать ток лишь малой мощности, достаточной для тусклого света лампочки где-то на турбазе в лесу.
— Кто ваши основные клиенты?
— Значительный объем работ приходится на личные хозяйства. Среди бизнес-заказчиков много фермеров, владельцев офисов. На масштабных производствах, совершенно очевидно, предпочитают традиционные источники энергии, хотя крупные заказчики время от времени дают о себе знать. Большие компании очень неповоротливы. У нас проект может быть готов в течение двух недель, цифры для анализа уже есть, но тут со стороны заказчика начинается поиск альтернативных предложений, обработка документов.
В то же время гиганты, решившиеся на масштабный энергетический проект в Краснодаре или крае, все чаще обращаются к местным разработчикам, потому что понимают: москвичи приедут и уедут. А кто будет заниматься сопровождением, обслуживанием, ремонтом?
— Компания использует разработки местных молодых специалистов? У региона есть собственный технологический потенциал в этой сфере?
— Молодым специалистам мы только рады: готовы предоставить базу практики, использовать все их теоретические наработки. Сотрудничать с вузами начали давно. Мы им — действующие установки и обучающие материалы, они нам — новое поколение специалистов, ведь без кадрового пополнения не открыть новые филиалы. Но есть проблема: на практике студенты часто не хотят работать руками, им подавай компьютерные задачи. А гайки крутить не желают.
— Вы или ваши коллеги пытались наладить диалог с региональной властью, вносить предложения по законодательству?
— Неоднократно. Сегодня обсуждение этих проблем с чиновниками бесперспективно. Результативность таких встреч — 10% в лучшем случае. Переговоры с администрацией и сырьевыми монополистами занимают годы: от первоначального желания до реализации проекта.
— Солнечная установка рентабельна при перебоях с поставками электричества или невозможности его провести, из года в год переплачивать за энергию только потому, что она «зеленая», российский потребитель не станет. Но ведь и в более сознательной Европе сейчас с альтернативной энергетикой не все в порядке?
— Это так. Германия перестала закупать электроэнергию у населения по увеличенным тарифам, как делала это раньше, по нескольким причинам. Первая — кризис. В Германии бурное развитие экономики сопровождалось развитием фотоэлектрических станций и «частных крыш». В условиях кризиса немецкие банки уже не могли поддерживать эти программы. Вторая причина — Китай предложил Европе модули в 2,5–3 раза дешевле и качеством не хуже европейских. Плюс страшная какофония в сетях: когда собирается «хор» генераторов, сильно ухудшается качество сети в целом, необходима защита от выброса коммутационных эффектов. В конце концов власти свернули эти программы, то есть досрочно прекратили договорные отношения — с выплатой определенной компенсации.
Новые комментарии: