Сегодня в обзоре — как взаимодействуют венчурные инвестиции со стартапами. Венчурный мир и стартапы — это две стороны одной медали. Стартап в корне отличается от обычного бизнеса. Это, прежде всего, технологический бизнес, предполагающий очень быстрый рост и высокие риски. Открытие кафе, цветочного магазина или службы доставки — это не стартап, поскольку у такого бизнеса понятная и предсказуемая модель. Даже создание собственного software (приложения) своими же силами в своем темпе, с перерывами на серфинг, — это lifestyle business, и тоже не стартап.

Основной критерий стартапа — взрывной рост на начальном этапе (график в стиле hockey stick, клюшки). И в этом заключается главная сложность стартапа. Нужна большая команда, нужно включение и контролирование множества процессов, для которых придется нанять дорогих менеджеров.

Ни один банк кредит стартапу не предоставит — у стартапа отсутствует обеспечение и высок риск банкротства. Статистика говорит о том, что 80-90% стартапов банкротятся в первые годы своего существования. Вложения собственных средств также не рекомендуются — сильной окажется тяга к экономии и осторожности, что для стартапа противопоказано.

И если команда предпринимателей, называющая себя «стартапом» не торопится, развивая бизнес малыми шагами, то венчурные инвестиции ей не требуются. Это малый бизнес или микро-бизнес, не будем путать с настоящим стартапом.

Для прорывных бизнес-идей и быстро растущих стартапов действуют венчурные инвестиции. Венчурный инвестор платит огромным риском за столь же большие прибыли. А стартапер платит долей компании за возможность купить время.

На начальном этапе стартап отдает долю в бизнесе венчурному инвестору, тот вливает в проект деньги. Если вдруг стартап потерпел неудачу — никто никому ничего не остается должен. Это — правила венчурного инвестирования в стартапы.

Тонкости инвестирования в стартапы

Настоящий стартап требует много ресурсов в единицу времени: больше времени, больше людей, больше параллельных процессов, иными словами — больше денег. Такую нагрузку способны выдержать только венчурные инвесторы.

Профессиональные венчурные фонды готовы рискнуть деньгами, владельцы которых понимают — в восьми-девяти случаях из десяти деньги не вернутся. Для уравнивания шансов фонд прибегает к финансированию сразу многих стартапов. «Выживший» стартап окупит вложения в прогоревшие проекты.

Высокий доход стартапа очень важен для венчурного инвестора. Иначе средства проще вложить в акции, облигации или даже недвижимость.

Именно стремясь вернуть вложенные средства, венчурный инвестор может продать свою долю в подросшем стартапе. Продажа возможна сразу всего пакета. Но часто продажи бывают постепенными: по частям, когда стартап уверенно дорожает.

Все ожидания венчурного инвестора становятся очевидными для стартапера, когда он просто не принимает в работу проект при обещании удвоить прибыль за год. Это очень хорошие темпы для любого бизнеса, кроме венчурного. Ни о каком вложении средств в подобные малоприбыльные проекты венчурный инвестор даже не подумает. Ему нужны от стартапера амбиции — рост на пару порядков за 5-7 лет.

Чем раньше инвестор входит в стартап, тем большую долю он намерен получить. Связано это с зависимостью: чем раньше вход, тем больше риск.

Этапы роста стартапа

1. Идея и круг друзей

Первая стадия развития стартапа — это «предпосев» (pre-seed). На этом этапе есть стартапер-основатель с командой и собственно идея (продукт) с предварительной оценкой клиентской базы. Часто эта стадия финансируется знакомыми и друзьями, знающими уровень профессионализма стартапера. Но сегодня есть венчурные инвесторы — бизнес-ангелы — которые готовы вкладываться и в такие «сырые» проекты. Впрочем, это пока не стало правилом и инкубаторы-акселераторы еще редкость. Сумма финансирования на этапе pre-seed — несколько десятков тысяч долларов, если речь о западном проекте.

Цель первой стадии стартапа — получить MVP (minimum viable product), минимальный продукт, который уже позволит протестировать идею. Пока без user interface (компоненты системы для пользователя), без back-end (архитектура, база данных и т.п.), но с пониманием того, что продукт готовы покупать.

2. На волне драйва

Вторая стадия стартапа — «посев» (seed). Тут уже готов MVP, целевая аудитория очерчена. Главное на этом этапе для стартапера — погружение в детали. И здесь к стартапу уже охотно подключатся инвесторы-ангелы, вложив 200-500 тыс. долларов. Этот этап уже требует создания юрлица с учетом специфики венчурного бизнеса.

Цель стадии «посева» — создание бизнес-моделей внутри стартапа, которые станут основными при дальнейшем рыночном росте. Здесь уже нужен полноценный продукт, работоспособный user interface, надежный back-end и первая клиентская база для получения обратной связи.

3. Будни бизнеса

Третий этап, или Раунд-А. Целью этого раунда является масштабирование продаж. Эта задача реализуется через вовлечение маркетинговых инструментов, активизировать user acquisition (привлечение пользователей).

На этом этапе к стартапам подключаются фонды, специализирующиеся на инвестициях в расширяющийся действующий бизнес. Примечательно, что эти же фонды не будут рассматривать предложения от стартапов, находящихся на первых двух стадиях. Процессы в этих фондах ориентированы на другие риски и суммы с учетом «среднего чека» в компании-стартапе. В США стартап на Раунд-А получает около $5 — $10 млн, в РФ это около 50-70 млн руб.

Стартаперу важно понимать, что часть контроля над компанией в Раунде-А будет потеряна. Новый инвестиционный фонд на этом этапе заключает новый договор в формате «a stockholders’ agreement» (соглашение акционеров). В компании, как юрлице, будет организован инструмент управления (совет директоров) и на владельца компании будут наложены дополнительные ограничения. Впрочем, операционная деятельность бизнеса по-прежнему будет возложена на основателя стартапа.

Новые изменения достаточно сильно меняют культуру компании-стартапа. На стадии «pre-seed» компания единомышленников в неформальном стиле генерирует идеи, не слишком озадачивая себя дисциплиной и т.п. На стадии «посева» уже появляются деньги, определено направление развития и впереди маячат перспективы успешного бизнеса — потому это самый драйвовый этап роста стартапа. Раунд-А и последующие этапы развития стартапа (уже можно сказать — бывшего стартапа) делают компанию серьезной бизнес-структурой, обросшей корпоративной бюрократией и возросшей ответственностью перед законом и клиентами.

Венчурное право как основа инвестиций в стартапы

Каждый этап роста стартапа предполагает своего инвестора, со своей спецификой и особым подходом к оценке деятельности компании. Если в наличии только идея, то идти к крупному бизнес-ангелу не имеет смысла, он ждет от стартапера MVP и портрет целевой аудитории. Если MVP уже разработан, но не запущены бизнес-процессы и нет юрлица, то слишком рано идти к инвестору, которые вкладывает деньги в зрелый стартап Раунда-А. Этим инвесторам нужно показать «revenue» компании (выручку), бухгалтерскую отчетность.

Перемешать этих инвесторов не получится — они прекрасно знают друг о друге и пытаются не входить на «чужую территорию».

Для стартапа большое значение имеет правовая среда. Английское право (English law), в отличие от российского, позволяет защитить инвесторов и основателей стартапа друг от друга.

Именно в англо-саксонском праве предусмотрены базовые для венчурного мира правовые процедуры вестинга (vesting), т.е. право инвестора (и даже работника) на долю в фондах владельца компании. Это важно в том случае, если владелец стартапа после получения средств неожиданно решит просто свернуть бизнес. Помогает вестинг и в том случае, когда несколько сооснователей стартапа не найдут общего языка на каком-то этапе развития бизнеса и решат покинуть проект со своими долями. Английское право защитит инвестора и в этом случае.

Развитое венчурное право, автоматически гарантирующее соблюдение интересов инвестора, позволяет проводить венчурные инвестиции в большое количество маленьких стартапов без стремления к управлению каждым из них.

Эта особенность приводит к тому, что подавляющее большинство стартапов развивается на западе, где правовая среда позволяет и ангелам-инвесторам год от года наращивать инвестиции во все большее количество стартапов.


Автор: Александр Бажовский — журналист в области экономики, финансов и права.


Новые комментарии:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  1. Я так понял, все стартапы в РФ сидят в Сколково? Есть примеры реального российского стартапа? От нуля и до компании, как в тексте написано? Похоже, это все про них.

    1. В РФ все стартапы прибирает себе государство в Сколково. Там и денежку пилят. А всем говорят: супер-пупер секретные у нас стартапы, рады бы рассказать, да нельзя!

    2. Да вообще полно стартапов в РФ, не все они на слуху просто. В Сколково их много конечно, на то это и фонд для стартапов. Насколько помню из известных которые реально сильно выросли, например тот же Telegram Дурова, сейчас это уже глобальная компания.

      Но в целом большая часть стартапов прогорает, для инвесторов хорошая сделка если из 10 проинвестированных — 2 выстрелили, они окупят в дальнейшем все потери 8-ми прогоревших.
      Ну и без распила бюджетных денег — это никак, само-собой )

        1. Ребят, на том же сайте Сколково стартапы перечислены. И те которые выстрелили и новые которые только стартуют. Еще много стартапов на сайтах rb.ru и rbc да и форбс постоянно пишет про стартапы. Здесь кстати в журнале смотрите раздел Стартапы, там тоже много инфы )

          1. Посмотрел тут на сайте про стартапы. Это совсем не то, про что написано в материале. Как можно китайских производителей одежды назвать стартапом?! Я давно подозревал, что в России любой стартующий бизнес называют стартапом. Это же не так! Короче, венчурные фонды в текстиль точно вкладываться не будут.

      1. Есть еще ФРИИ, гос-фонд который имеет и акселератор и работает со всеми российскими венчурными и инвест-фондами. Там они штампуют стартапы пачками. Не все конечно выстреливают, но есть достаточно много успешных. Кроме того и на глобальный рынок работают. Как я понимаю они со Сколково партнеры. В любом случае — очень хорошо что в стране есть такая стартап движуха…

  2. Самый клевый стартап — это Тесла. Сейчас ее капитализация такая, что для того, чтобы отбить инвестированные средства придется работать более одной тысячи лет. Вот стартап, так стартап!

    1. Это не стартап. Это пузырь. Как только Маск начнет выводить деньги, так и начнется обвал. Ждем.