К чему готовился рынок ритейла в 2022 году и что сбылось на самом деле. Комментирует Глеб Белавин, эксперт по настройке бизнес-процессов.

На днях мне на глаза попались старые прогнозы по развитию сферы масс-маркета на прошлый год, которые я перечитал через призму глобальных изменений последнего времени. Не скажу, что большой поклонник футурологии, но анализ в духе «назад в будущее» сегодня кажется мне наиболее адекватной формой порассуждать о будущих перспективах ритейла в России.

Устойчивое развитие

Год назад о влиянии ESG-повестки на развитие бизнеса не говорил только ленивый и тогда ведущие ритейлеры с энтузиазмом поддержали реализацию новых стандартов в управлении бизнесом. За прошедший год тема ESG отошла на второй план, уступив место проблемам с логистикой, уходом арендаторов и сменой поставщиков: все это требует оперативного вмешательства и занимает основную часть времени у предпринимателей. Сегодня в ритейле если и вспоминают об устойчивом развитии, то больше с упором на его социальную составляющую. Поддержка персонала сейчас оказалась гораздо важнее, чем, например, снижение углеродного следа, затраченного на производство и транспортировку того или иного товара.

Глеб Белавин

Вторая особенность, о которой мало кто думал год назад – массовый исход западных компаний с российского рынка. Отечественный потребитель не «простил» им такого поведения и сегодня коммуникация с ритейлом по линии доверия к бренду перестала играть прежнюю роль при выборе товара. Одновременно повысилась симпатия покупателей к отечественной продукции, что с успехом отыгрывают маркетологи крупных производителей и сетевых продавцов. Думаю, что в выигрыше останутся те ритейлеры, которые смогут найти новые коллаборации с брендами, в рамках текущего сотрудничества и наладить социально окрашенное партнерство с ответственными российскими компаниями.

Электронная коммерция

Тренд на удаленное обслуживание начал активно развиваться с началом пандемии. С тех пор рынок интернет-торговли прибавлял в среднем по трети от своего объема каждый год и за 2022 его оборот составил что-то около 5 триллионов рублей. Думаю, и 2023 год не обманет ожиданий ритейлеров, которые все активнее переводят продажи в сеть. Если раньше рост онлайн-торговли в основном объясняли удобством и физической безопасностью во время Ковида, то теперь к этому добавилась и непростая экономическая ситуация в стране.

Не меньшую роль в развитии e-commerce сыграло и снижение трафика в традиционных торговых центрах. Сегодня идет перераспределение основных потоков покупателей в пользу крупных объектов коммерческой недвижимости, что заставляет ритейл активнее переводить торговлю на электронные площадки. По прогнозам, этот процесс приведет к сокращению торговых комплексов до пяти единиц в крупных городах, и до двух-трех – в городах поменьше. Что касается столицы, то в Москва сможет рассчитывать не более, чем на 15-20 крупных торговых молла, где сосредоточится основные объекты офлайн-торговли.

Собственные торговые марки

Весь 2021 год эксперты предсказывали рост товаров СТМ в российском ритейле, но действительность превзошла самые смелые ожидания. Уникальные по своему размаху торговые санкции оставили без поставщиков целые сферы масс-маркета. Это подстегнуло ритейлеров к увеличению производства продукции под собственными брендами. С одной стороны такие товары уже обладают узнаваемой маркой, с другой – не требуют дорогой маркетинговой раскрутки. Таким образом покупатель экономит дважды: сначала на отсутствии переплаты за бренд, а затем – на компенсации за «входной билет», который ритейлер часто требует от производителя за попадание на прилавки своих магазинов.

В подтверждении своих слов приведу совсем свежий пример. На днях розничная сеть «Ашан» объявила об открытии нового формата супермаркетов под брендом «Мой Ашан», который будет ориентирован на продажу товаров СТМ. Пилотный магазин проекта запустят в Москве и обещают обеспечить до 90% ассортимента за счет товаров собственных марок. Тем самым компания решает и проблему импортозамещения. После ухода западных поставщиков, россияне меньше обращают на громкое названия товара и больше концентрируются на его цене и экономичной упаковке.

Жесткие дискаунтеры

Резкий рост жестких дискаунтеров (магазинов, больше похожих на мелкооптовые склады) пришелся на 2018 год, а уже к 2020 их доля в российском ритейле достигла более 10%. Повсеместное падение доходов массового потребителя, сыграло на руку бизнесу, работающему в этом сегменте масс-маркета. Сегодня такой формат продаж вытесняет с рынка привычные «магазины у дома» за счет демпинговых цен и простоты в обслуживании.

В прошлом году, эксперты предсказывали рост этого формата продаж на 10% в течение ближайших пяти лет. И похоже, их прогнозы сбываются: все больше сетевых ритейлеров заходят в этот сегмент рынка, предлагая фиксированный ассортимент товаров по низким ценам. В итоге сложились ситуативные союзы между крупными сетями и их «младшими братьями» по ритейлу: «Магнит» – «Моя цена», X5 Retail Group – «Чижик». Думаю, что по мере усложнения экономической ситуации в стране, подобные форматы будут все больше набирать популярность, привлекая покупателей низкими ценами.


Новые комментарии:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *