К теме водородной энергетики (ВЭ) научное сообщество обратилось еще в 1974 году, в пору первого глобального углеводородного (УВ) энергетического кризиса. Уже тогда изучался вопрос перехода с УВ на H2. Вердикт оказался неутешительный — существующая экономическая парадигма делает ВЭ нерентабельной.

В 2020 году еврокомиссар по энергетике Кадри Симсон заявила о намерении ЕС к 2050 г. стать климатически нейтральным. Цель будет достигнута за счет выведения из употребления всех ископаемых энергоносителей. В то же время был зафиксирован всплеск количества публикаций в СМИ на тему замены традиционных источников энергии на водород (H2).

Тяжелый водородный вопрос

Сегодня ЕС истощил собственные запасы УВ и попал в жесткую зависимость от поставщиков энергоресурсов. Однако с введением в действие в 2009 г. 3-го энергетического пакета, с обязательным строительством возобновляемых источников энергии — ВИЭ, ЕС стремится ограничить свою зависимость от энергопоставщиков.

Проблема рваной генерации ВИЭ

Ряд экспертов убеждены, что нынешние разговоры о ВЭ начались после печальных итогов эксплуатации ветряков и солнечных батарей — ВИЭ. Рваная генерация уже критично расшатывает энергосистему ЕС.

Все ВИЭ подстраховываются традиционными источниками. Эксперты утверждают, что не больше 20-30% ВИЭ могут быть включены в энергосистему без риска веерных отключений. При этом следует держать наготове так называемые пиковые теплоэлектростанции, которые используют природный газ (ПГ) или СПГ. Вот для замены УВ на H2 в таких пиковых электростанциях и был поднят вопрос о ВЭ в настоящее время.

Дорогая и «грязная» добыча H2

Приверженцы ВИЭ считают, что во время пиковой выработки электроэнергии часть мощностей следует направлять на получение H2 методом электролиза. Однако в этом случае стоимость одного кВт/ч увеличивается в 5-6 раз.

Международное энергетическое агентство рассчитывает, что к 2030 году цена 1 кг водорода понизится с нынешних $8 до $4,3. Но только снижение цены до уровня ниже $2 может составить конкуренцию УВ.

Сегодня 75% H2 производится методом парового риформинга: очищенный ПГ соединяют с перегретым водяным паром. Еще 20% H2 добывают через газификацию угля. И только 0,1% H2 производится методом электролиза.

Как транспортировать?

ВЭ требует транспортировки и хранения H2 в объемах на 2 порядка больше сегодняшних.

В чистом виде на Земле H2 не встречается — он слишком активен и тут же вступает в реакцию. Металл в присутствии чистого H2 корродирует до хрупкого состояния и транспортировка H2 потребует новых трубопроводных сетей, рассчитанных на давление в 3-4 раза выше нынешних значений.

Без топливохранилищ энергетики не бывает. Но хранить H2 в жидком виде чрезвычайно дорого. Если ПГ сжижается при температуре минус 160˚С, то H2 — около минус 260˚С. Т.е. затраты на единицу объема будут выше.

Продукт горения — яд

Сторонники ВЭ чаще всего говорят, что при использовании H2 в качестве топлива не выделяется CO2, а продукт горения — водяной пар, экологически безопасный. На самом деле это возможно только в лаборатории, при горении H2 в чистом кислороде. С горением на воздухе все обстоит иначе.

Дело в том, что температура горения H2 в воздухе — свыше 2000˚С. А согласно механизмам Зельдовича, при горении любого топлива с температурой свыше 1500˚С в земной атмосфере кислород и азот образуют соединения, признаваемые вредными выбросами, токсичными для дыхательной системы людей и животных. Эти же оксиды азота приводят к появлению «кислотных дождей». На ТЭС потребуется применение специальных сепараторов.

Слишком горячо!

Температура горения метана (ок. 90% ПГ) — менее 1000˚С. Именно на эту температуру рассчитано все оборудование ТЭС, котельных и т.д.

Переход на чистый H2 в качестве топлива потребует замены оборудования на несуществующие (пока) материалы. Имеющиеся сплавы не предназначены для эксплуатации при температуре сгорания H2.

H2 — как добавка

Япония зависит от поставок энергоресурсов почти на 100%. И там уже были соответствующие исследования по использованию H2 в качестве топлива. Mitsubishi и Hitachi совместно провели эксперименты по добавлению H2 в газовую смесь на существующих ТЭС.

Итоги эксперимента достаточно пессимистичны. Только до 30% водорода может содержать поступающая для горения газовая смесь. Большая концентрация перегревает оборудование. Рост КПД составил 10% (без учета цены водорода), на 6% уменьшился объем выбросов углекислого газа.

Водородный топливный элемент

Перспективной разработкой считается использование топливного водородного элемента — специального электро-химического устройства — в автомобилях. Но массовое появление таких «водородных» автомобилей до сих пор под вопросом. Они должны заправляться H2, т.е. для их распространения нужна сеть заправок и решение вопроса с производством H2 в промышленных масштабах.

Большинство независимых экспертов считают, что замена УВ на H2 сталкивается с технологическими проблемами, стоимость решения которых в сегодняшних условиях резко снижает рентабельность ВЭ как таковой.


Новые комментарии:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  1. Судя по статье, все желания зеленых европейцев опять похожи на фейк. Как они там не устанут от нерентабельных ветряков и солнечных батарей? Или жизнь у них настолько сыта, что они не замечают сползания в энергетический кризис?

  2. Мне кажется, что все камни преткновения к внедрению чего-то нового происходят из-за нежелания отдавать прибыльный куш. Всё это будет возможно только тогда, когда на планете просто исчерпаются природные ископаемые.

    Сейчас такие деньги делаются на топливе, никто не думает об экологии и выгоде для простых обывателей. Это как в политике, как только человек что-то дельное сказал, сразу находятся на него какие-то коррупционные дела и прочее. Так и тут, решили заменить привычное топливо, а нет, всё не то, и хуже и дороже, оказывается, и всё прочее…

    1. Похоже, что вы сути текста и не поняли. Если просто: водород настолько отличается от традиционных источников (ископаемых), что под него все надо будет перестраивать заново. Вы же не требуете, чтобы атомная станция была один в один с ТЭС? Вот и тут также. Водород — это не альтернатива, это просто модная добавка.

    2. Водород сам по себе опасный газ, и эксплуатировать его в нашем воздушном (кислородном пространстве) — самоубийство. Представьте, что в вашем автомобиле не бензо-, а водородный бак. При любом его повреждении, перегреве или неправильной эксплуатации будет бабах, который может стереть заправку и соседний поселок с лица Земли.
      А теперь представим, что машина стояла на парковке таких же автосредств…

  3. Я так и не могу понять, зачем снова пытаются изобретать велосипед? С нынешними технологиями построить транспортировочную сеть для электричества можно в любом месте. Атомная энергетика все еще является одним из самых чистых методов добычи электричества. Как по мне, нужно не новое топливо искать, а стараться развивать аккумуляторы, чтобы они были еще вместительнее, универсальнее, и могли заряжаться как можно быстрее. Вот это будет настоящим прорывом, да и наблюдаем мы сейчас весьма уверенные шаги в этом направлении.

  4. Похоже, что идея с альтернативной энергетикой в виде топлива на водороде, все еще находится в тупике. Хранить водород дорого, сам он очень активно вступает в реакции, а самое печальное, что при горении в воздухе водород выделяет токсины, губительные для дыхания живых существ. Ветряки создают вибрацию, на полях в непосредственной к ним близости ничего не растет. Солнце, пожалуй, остается более надежным источником альтернативной энергии. Даже в пасмурный день 80 % солнечных лучей достигают земной поверхности.