На большинстве видов бизнеса пандемия и карантинные ограничения сказались негативно: одним компаниям пришлось перестраивать все бизнес-процессы, другие временно «заморозили» операционную деятельность, третьи потеряли большую часть клиентов. Уровень безработицы, по данным Росстата, в 2021 году держится на уровне 4-6%, закрылась почти каждая пятая компания в сфере малого и среднего бизнеса.

Однако некоторые сегменты выиграли как раз за счет пандемического кризиса. Они продолжают активно расширяться и набирать новых сотрудников. Рассмотрим, где выгоднее всего вести бизнес (и искать работу) в кризис.

1. Инновационные образовательные технологии – EdTech

За прошлый год российский рынок дистанционного и онлайн-образования вырос в среднем на 20-25%, объем превысил 50 млрд рублей. Больше всего от пандемии выиграли крупные площадки, ориентированные на школьное образование – их выручка увеличилась более чем в 2 раза.

Сегмент вырос не только за счет школьников и студентов. Поскольку пандемия затянулась, многие взрослые специалисты решили получить дополнительное образование, обеспечивающее работу в онлайн-режиме. За время пандемии все EdTech-платформы отметили резкое увеличения числа взрослых пользователей, проходящих курсы по digital-специальностям.

Профессии, востребованные в сегменте EdTech:

• онлайн-преподаватели;
• программисты и тестировщики;
• педагогические дизайнеры;
• разработчики и кураторы образовательных материалов.

2. Телемедицина

По данным сервиса BestDoctor, россияне теперь в 5 раз чаще прибегают к удаленным консультациям. За 2020 год телемедицинскими услугами воспользовались 5 млн россиян. Дистанционные консультации и диагностика значительно снижают необходимость в личном посещении врача – по данным статистики, самыми востребованными специалистами в удаленном формате стали гинекологи, стоматологи и психотерапевты.

Некоторые клиники уже предоставляют своим пациентам устройства для удаленной диагностики. С помощью медицинских гаджетов можно делать снимки высокого разрешения, которые необходимы для удаленной консультации по поводу кожных заболеваний, и даже «прослушивать» легкие и сердце.

Помимо врачей, в сегменте наблюдается повышенный спрос на технических профессионалов, обеспечивающих работу онлайн-платформ. Специалисты, работающие в телемедицине:

• программисты;
• аналитики;
• дизайнеры;
• продакт-менеджеры.

3. Онлайн-продажи

Растущая популярность онлайн-шопинга – общемировой тренд, который сохранился и после снятия локдауна. Компании, которые не уделяли должного внимания продажам онлайн до пандемии, были вынуждены перейти на формат ecommerce. Впечатляющие результаты продаж в интернете убедили собственников бизнеса, что пренебрегать этим каналом не стоит даже после выхода из пандемического кризиса.

Компания Fly Research опубликовала перечень самых популярных у россиян товаров. Помимо продуктов и предметов первой необходимости там оказались:

• товары для рукоделия;
• компьютерная техника;
• кухонные принадлежности;
• книги и всевозможные настольные игры;
• очистители воздуха.

Лидером в онлайн-продажах продолжает оставаться доставка еды и продуктов. Количество заказов в соответствующих онлайн-сервисах выросло в десятки раз. Чемпионом в 2020 году стала платформа «Яндекс Лавка»: количество заказов там увеличилось в 47,5 раз.

По данным ANCOR, российский ретейл растет за счет онлайн-продаж: 21% компаний активно нанимают новых сотрудников. Спросом пользуются следующие профессии:

• веб-разработчики;
• SMM-специалисты;
• интернет-маркетологи и копирайтеры;
• онлайн-мерчендайзеры;
• менеджеры по логистике и фулфилменту;
• специалисты по дистрибьюции.

4. Платформы и технологии FoodTech

В то время как европейцы экономят на доставке еды (Reuters сообщает, что Just Eat и Uber Eats в Европе отмечают постоянное снижение количества заказов), россияне все чаще пользуются услугами «Яндекс Еды» и других аналогичных сервисов. По данным Delivery Club, увеличивается не только количество заказов, но и число ресторанов, желающих предоставить свои услуги. Кроме того, растет сегмент заказов готовых ЗОЖ-рационов: в условиях пандемии люди стараются заботиться о здоровье.

Общий рост сегмента доставки за время пандемии превысил 24%. Еще более впечатляющий рост наблюдается в технологическом секторе фудтеха – стоимость акций компаний, специализирующихся на разработке и производстве альтернативных и ЗОЖ-продуктов, стремительно увеличивается. К примеру, акции американской компании-разработчика растительного мяса Beyond Meat выросли на 49%.

В технологическом секторе фудтеха всегда нужны технологи пищевого производства, особенно востребованы специалисты по альтернативным источникам белка. В сегменте доставки постоянно нужны курьеры. Кроме того, в целом сфера нуждается в следующих профессионалах:

• продакт-менеджеры;
• шеф-повара;
• диетологи;
• ИТ-разработчики;
• специалисты по интернет-маркетингу.

5. Стриминговые сервисы

Увеличение числа подписчиков стриминговых онлайн-сервисов – еще один общемировой тренд. Сегмент онлайн-кинотеатров в России показал рост 66%, лидером стал ivi. Среди зарубежных платформ лидируют Netflix и Disney+. По мнению аналитиков «ТМТ Консалтинг», в России стриминговые сервисы продолжат рост – к концу 2021 года рынок увеличится еще на 42%.

Многие стриминговые сервисы теперь предоставляют не только развлекательный контент – музыку, подкасты, сериалы и фильмы – но и образовательный. Компании, предоставляющие подписку на мультимедийный контент, расширяются и набирают сотрудников. Им требуются:

• программисты и тестировщики;
• специалисты техподдержки;
• менеджеры по продуктам и аналитики;
• дизайнеры;
• креативные продюсеры;
• редакторы медиаконтента;
• интернет-маркетологи;
• дата-сайентисты.


Новые комментарии:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  1. Это реакция людей и мира в любой кризис, самые узкие места бизнеса и потребностей людей становятся остро востребованы. EdTech — понятно, масса людей потеряла офлайн работу и хочет переучиться на новую специальность + популярность онлайн-деятельности (фриланс, удаленка, интернет-услуги, онлайн-продажи и др.).

    Про онлайн-продажи и е-коммерцию — это вообще тренд последних лет, а при пандемии электронная коммерция просто взлетела..

    С телемедициной тоже все ясно, зачем ходить в поликлиннику когда можно через видео-связь поообщаться с врачом и получить консультации по лечению..
    Мир изменился и это отчасти страшно, но всем нам нужно привыкать и подстраиваться..