По многим причинам российские стартап-предприниматели в области технологий уходят с отечественного рынка и пытаются выстроить бизнес за рубежом. Стоит ли верить в успех стартапа за рубежом? В какой стране лучше начать и каковы слагаемые успеха?

Алексей Поспехов, основатель Missiontech, на собственном опыте знает, что не все так просто с организацией бизнеса за рубежом. Анализ ситуации в Европе, уровень развития рынка для технологических отраслей позволяют предпринимателю дать авторитетные советы начинающим коллегам.

Топ причин, препятствующих развитию технологических стартапов в России

Алексей Поспехов

Несмотря на все попытки государства создать благоприятную среду для развития предпринимательства сохраняется ряд барьеров, которые препятствуют успеху в делах начинающих предпринимателей. Конечно, некоторые стартаперы терпят фиаско из-за технических и технологических просчетов. Но это только малая часть.

Основные причины связаны с издержками законодательства, менеджмента и финансирования:

1. Слабо развитое инвестирование.

Государственная поддержка, направленная на развитие технологических стартапов неравномерна. Вероятность пробиться на выполнение проекта в рамках федеральных целевых программ низкая. Негосударственные  венчурные фонды в России поддерживают начинающих фаундеров. Агрессивная политика фондов объясняется желанием заработать: за небольшие по объемам вложения получить значительную долю компании. Взаимодействие с инвестором в таких случаях часто заканчивается поглощением бизнеса.

По этим основания инвестиционные фонды в России редко вкладываются в стартапы зрелых компаний, понимая степень противостояния. Поглотить такие компании вряд ли удастся. Такая же ситуация прослеживается и в отношении инвестирования со стороны крупных компаний. Если они и вкладываются в проекты, то только с целью последующего поглощения. До 29% начинающих стартапов терпит фиаско именно из-за отсутствия должного финансирования.

2. Несовершенство законодательства.

Отсутствие защитных юридических механизмов при низкой вероятности успешности начинающего стартапа создает большие риски невозврата инвестиций. Для примера доля технологических стартапов в России, запущенных на собственные средства предпринимателей — 63%.

3. Неразвитая инфраструктура.

Российские стартапы часто сталкиваются с тем, что регион присутствия не готов к инновационному развитию. Даже при развитой инфраструктуре многие стартапы готовы переехать из России, ссылаясь на такие факторы, тормозящие развитие, как излишняя бюрократия и отсутствие финансирования.

Европейский рынок технологических отраслей: куда ехать?

По данным исследования Startup Barometr 2020, целевая аудитория российских стартапов находится на отечественном рынке. В европейском направлении идет разработка всего 22%, еще меньшие доли приходятся на американский и азиатский рынки — 16 и 13% соответственно.

При этом степень распространения технологических проектов с России очень низкая: 6 стартапов на 1 млн городского населения. Для сравнения в Израиле — 214, в Сингапуре — 176, в США — 160. Российская экономика «позволяет» себе развивать всего 700 стартапов на огромной территории страны (в США эта цифра составляет 48 тыс.).

Планируя перевод стартапа за рубеж, начинать все-таки стоит с Европы. Затраты здесь также велики, но все-таки не соотносятся с необходимыми вложениями, требуемыми американской экономикой.

Подтверждаются выводы о положительных перспективах развития стартапов в Европе и следующими аналитическими данными:

1. Компании финансовых технологий в Европе за 2018 год привлекли  около 3,5 млрд евро; в 2019  8,81 млрд евро (рост составил 150%). В 2020 году европейские финтех-компании привлекли около 10 млрд евро за год.
2. Аналитики Tech.eu отмечаю проведение в среднем более 1 инвестиционной сделки по развитию компания финансовых технологий в день на протяжении с 2017 по 2019 гг. За 2020 год количество сделок увеличилось  с 369 до 420
3. Прогнозируется, что мировой рынок финансовых технологий будет расти в среднем на 23,6% в течение 2021-2025 гг. Этому в первую очередь способствует высокий уровень инвестиций банков и фирм в технологические решения.
4. Стоимость европейских компаний, работающих в сфере глубоких технологий, сейчас составляет 700 млрд. евро. Великобритания, Франция и Германия лидируют по объемам инвестиций в глубокие технологии в Европе, с 2015 года они привлекли 12,0 млрд евро, 5,1 млрд евро и 5,0 млрд евро соответственно.
5. Экосистемы Европы, наиболее ориентированные на глубокие технологии, — это Финляндия и Норвегия, где более 40% всего венчурного капитала направляется в стартапы в области глубоких технологий. На глубокие технологии приходится четверть всего европейского венчурного капитала — 10 млрд евро в 2020 году.
6. С 2016 года совокупные инвестиции в компании deeptech в Европе превысили 36 миллиардов долларов. По данным Atomico, в 2020 году он составил около $ 8,9 млрд долларов по сравнению с $10,2 млрд в 2019 году.
7. По состоянию на 2019 год выручка, полученная во всем мире на рынке HR-технологий, составила почти $47,5 млрд. Прогнозируется, что в последующие годы эта цифра будет неуклонно расти и к 2025 году достигнет 90 миллиардов долларов США. Положительная тенденция, по всей видимости, распространяется как на традиционных игроков, так и на стартапы. Например, прогнозируется, что выручка, генерируемая традиционными игроками на мировом рынке HR-технологий, увеличится с $ 45,45 млрд в 2019 году до $ 82,62 млрд в 2025 году.

Слагаемые успешного «переезда» стартапа

Согласно данным экспертов «Сколково», Deep Tech-проекты привлекают все больше внимания со стороны игроков рынка инноваций. По данным компании CB Insights, в 2019 году специализирующиеся на глубоких технологиях стартапы привлекли рекордные 26,6 млрд долл. США, заключив более 2200 сделок по всему миру.

Российские Deep Tech-проекты демонстрируют все большую востребованность за рубежом. Несмотря на то, что Deep Tech-проекты требуют больших инвестиций, аналитики отмечают, что рынок растет.

Однако, выводы экспертов могут для некоторых фаундеров не являются авторитетными. Устремления новоявленных стартапов за рубеж понятно. Делая выбор в пользу европейского направления развития, стоит прислушаться к советам «бывалых» стартапщиков. При принятии подобных решений нужно соотнести все «за» и «против» и быть готовыми к возможным неудачам. Алексей признается, что первая его попытка выйти со стартапом на европейский рынок потерпела крах.

Что нужно обязательно сделать для успешного «переезда»

1. До выбора страны «переезда» внимательно изучать условия, имеющиеся в ней для развития.
2. Не стоит переезжать в предстадии проекта.
3. Необходимо иметь на счетах сумму, требуемую для содержания команды как минимум в течение полугода.
4. Внимательно относится к подбору помещений как для работы, так и для жизни. Первоначально нужно подыскивать бюджетные варианты.
5. Не стоит открывать стартап за границей для галочки при сохранении регистрации юрлица в России.
6. Искать соотечественников в tech тусовке.
7. На первом этапе не привлекать наемных работников из местных. Необходимую команду нужно привезти с собой.
8. Для переговоров с инвесторами необходимо обязательно четкую юридическую структура, конкретное описание бизнес-процессов, стандартные документы, которые нужно загрузить в соответствующую информационную систему страны «переезда».

В последние годы европейские  страны Евросоюза стали более  активно привлекать к себе стартапы в области технологий. В «погоне» за интересными идеями и талантами, которые могут их реализовать, они предоставляют особый визовый режим, налоговые льготы, гранты и иные виды государственной поддержки для инновационных предпринимателей.


Новые комментарии:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *