Термин MVP (минимально жизнеспособный продукт) используется с 2001 года и означает продукт, обладающий минимальным набором качеств для тестового выпуска на рынок. Выпуск MVP позволяет стартап-компании быстро определить, насколько продукт (или услуга) востребованы у целевой аудитории, что необходимо доработать, а какие опции лучше переосмыслить или исключить.

Отличие MVP от прототипа

Некоторые маркетологи считают термины MVP и прототип взаимозаменяемыми понятиями, другие подчеркивают ключевую разницу между этими понятиями: прототип представляет собой базовую, демонстрационную версию, в то время как MVP – работающий продукт, в котором главные функции уже реализованы, а остальные могут быть оперативно доработаны.

Концепцию прототипа и MVP проще всего проиллюстрировать реальным примером – историей создания международного сервиса Airbnb. Основатели компании, Брайан Чески и Джо Геббиа, решили сдавать в аренду спальные места в своей гостиной. В распоряжении постояльцев оказывались надувной матрас (airbed) и завтрак (breakfast); аббревиатура из этих двух слов стала названием для прототипа сервиса, для которого друзья позже зарегистрировали доменное имя и сделали простой сайт. С момента создания онлайн-сервиса Airbnb перешел в стадию MVP.

Возможность испытания идеи стартапа на практике представилась быстро: в городе открылась выставка промышленного дизайна, и на посетителей со всей страны не хватало мест в отелях, мотелях и хостелах. Так Airbnb доказал свою практичность, и в январе 2009 года стартап получил первые инвестиции – $20 тысяч. За несколько последующих лет популярность сервиса выросла в геометрической прогрессии. В декабре 2020 года, в ходе первичного размещения акций на бирже, компания привлекла $3,5 млрд.

Важность MVP в продвижении бизнеса

Запуск продуктов и услуг в минимально функционирующей версии имеет множество преимуществ. Среди главных плюсов:

1. Возможность проверить на практике, нужен ли целевой аудитории новый продукт – до того, как на разработку полнофункциональной версии будут затрачены месяцы (годы) труда и огромный бюджет.
2. Ранний выход на рынок, который даст конкурентное преимущество.
3. Шанс протестировать продукт в реальных условиях.
4. Получение обратной связи от первых пользователей, которая поможет эффективно доработать продукт.
5. В случае параллельной разработки нескольких продуктов запуск MVP дает возможность быстрой проверки гипотез с одновременной минимизацией ошибок и экономией бюджета.

Знаменитый экономист Питер Друкер подытожил необходимость выпуска товаров и услуг в стадии MVP так: «Независимо от того, насколько идеально вы что-то делаете, результат может оказаться бесполезным потому, что он просто никому не был нужен изначально».

Этапы запуска MVP

Шаг 1. Исследование рынка и потенциального спроса

По данным CB Insights, 42% стартапов разоряются потому, что на их продукт попросту нет спроса. Поэтому первый шаг к разработке – маркетинговое исследование потребностей целевой аудитории. Параллельно оценивают похожие предложения конкурентов. Продукт должен либо новаторски решать какую-то проблему ЦА, либо предлагать значительные модернизацию, улучшение существующего решения.

Полезные сервисы для проведения исследований:

• SpyFu;
• SimilarWeb;
• QuickSprout;
• SEMrush;
• Alexa;
• краудфандинговые платформы;
• заявки на финансирование в инвестиционных клубах;
• тренды Google.

Шаг 2. Поиск подходов к целевой аудитории

На этом этапе прорабатывают вопросы, которые позже помогут в планировании маркетинговой кампании:

1. Какую ценность продукт представляет для ЦА, какие новые идеи и философию предлагает?
2. Каким образом он будет решать проблемы покупателей?
3. Чем продукт выделяется на фоне предложений конкурентов?
4. Во сколько обойдется привлечение каждого клиента (юнит-экономика)?
5. Как будет происходить масштабирование продукта?

Шаг 3. Планирование пользовательского пути

Если в качестве MVP на рынок выпускают приложение или онлайн-сервис, продумыванию пути пользователя от открытия до оформления заказа следует уделить особое внимание. Интерфейс и функциональность всех элементов и разделов должны быть интуитивно понятны.

Шаг 4. Определение самых главных функций

Для MVP важна минимальная функциональность. После определения пользовательского пути составляют список опций, которые должны быть доступны уже в базовой версии. Все, что относится к дополнительным функциям, на этом этапе исключают из приоритетов разработки. В общем случае, минимально пригодный к запуску продукт должен:

1. Вызывать интерес у большей части потенциальных покупателей.
2. Решать хотя бы одну серьезную проблему ЦА.
3. Быть удобным для использования.
4. Побуждать ЦА к отзывам и комментариям.

Шаг 5. Вывод на рынок и обработка обратной связи

После того, как оптимальный баланс между необходимой и достаточной функциональностью найден и продукт выведен на рынок, начинается этап сбора, обработки и анализа обратной связи от потребителей. Это решающий этап, он определяет дальнейшую судьбу проекта.

Типы MVP

Запуск тестового проекта делают в самых разных форматах. К самым популярным относятся:

1. Посадочная страница. Это презентация сервиса и средство для сбора данных о ЦА одновременно. Airbnb начался именно с простого лендинга.
2. Промо-видео. Видеоролик, наглядно и интересно представляющий идею сервиса, поможет привлечь пользователей на самой ранней стадии развития проекта. Так поступил стартап Dropbox: видеопрезентация обеспечила платформе 75 тысяч пользователей в первый же день.
3. Волшебник Страны Оз. Формат подходит для стартапов, начинающих свою деятельность с дропшиппинга. Так был запущен онлайн-магазин обуви Zappos, приобретенный позже Amazon за $1,2 млрд.
4. Консьерж. Подходит для проектов, которые в случае успешного принятия аудиторией планируют автоматизировать. На первом этапе заказы обрабатываются вручную. По такому пути пошел сервис по составлению инвестиционных планов Wealthfront.
5. Конструктор. При этом подходе используются готовые инструменты – CMS вместо разработки сайта с нуля, скрипты, конструкторы приложений. Этот формат выбрала для первоначального запуска популярная e-commerce платформа Groupon.
6. MVP с одной функцией. Этот подход с успехом использовал сервис Foursquare, который составляет персонализированный список мест для посещения, исходя из интересов пользователя.

MVP, ставшие бизнес-гигантами

Примеров успешного запуска бизнеса на основе минимально жизнеспособного продукта очень много. Приведем самые известные.

WhatsApp
Популярный мессенджер изначально был мобильным телефонным справочником, который отображал статусы пользователей в списке контактов. Позже создатели начали использовать статусы для обмена сообщениями.

Facebook
Изначально платформа предоставляла лишь возможность найти одноклассников и одногруппников, обменяться сообщениями и организовать встречу выпускников.

Twitter
Сервис микро-блогов возник в результате мозгового штурма в компании Odeo, которая оказалась на грани банкротства после запуска iTunes. Изначально платформа предназначалась для внутреннего пользования сотрудниками компании, которые постили сообщения через SMS.

Spotify
В 2008 году сервис представил революционную идею – легальный стриминг музыки по подписке. Все дополнительные функции, включая возможность прослушивания треков в офлайне, были добавлены позже.

Wildberries
Основательница маркетплейса закупила партию модной женской одежды из каталогов Otto и Quelle, и запустила рекламу на популярном женском сайте. Отсутствие предоплаты и умеренное агентское вознаграждение сделали сервис одним из самых популярных онлайн-магазинов в России.

Snapchat
Первый вариант приложения для обмена сообщениями и видео, исчезающими через 10 секунд после прочтения, включал только опцию загрузки фотографий.

Amazon
Гигант онлайн-коммерции запустили в 1994 году, в качестве скромного сайта по продаже книг по сниженным ценам.

Uber
В первой версии мобильного приложения было лишь две функции – установление контакта пассажира с водителем и прием оплаты. Данные, собранные на первоначальном этапе, помогли построить стратегию развития и привлечь инвесторов.


Новые комментарии:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *