Мультимедийный сервис подписки – набирающая популярность и одновременно непростая модель бизнеса. Такая бизнес-модель удобна для компаний и инвесторов, так как дает предсказуемый постоянный доход и позволяет сократить расходы на привлечение покупателей.

За последние 10 лет по статистике экономика сервисов подписок в мире выросла почти на 500%. Тренд сервисов подписок продолжает набирать популярность и в этом году.

В обзоре, рассмотрим, как работает экономика подписок мультимедийных сервисов. Оценим текущую ситуацию и тенденции в изменении стоимости подписок для российских и зарубежных подписчиков.

Виды мультимедийных сервисов подписок:

• Моно-подписка включает в себя всего один сервис. Например, только кино. Среди зарубежных компаний лидер – Spotify, а в России — это Амедиатека или IVI.
• Мульти-подписка — это подписка на целую экосистему, в которую входит пакет сервисов. Данную нишу занимают такие гиганты, как Amazon Prime или Apple One.

Подписка на экосистему — в настоящее время наиболее эффективный инструмент бизнеса, который подталкивает лояльных пользователей пробовать другие продукты компании. Такая подписка удобна для покупателя: небольшая статья расходов дает использовать много разных сервисов за один платеж и экономить на каждом сервисе в отдельности, получать кэшбэк и баллы.

Многие крупные компании по всему миру, связанные с цифровыми технологиями, сейчас активно развивают свои экосистемы. Например, в России Яндекс.Плюс, помимо музыки и кино, предлагает кэшбэк на еду или такси.

В связи с текущим кризисом и санкциями сейчас у российских пользователей нет возможности оплачивать зарубежные сервисы. Поэтому российские системы подписок получили возможность расти более ускоренными темпами благодаря уходу с рынка иностранных компаний.

Да, остается внутренняя конкуренция. Но она, как показывает история, позитивно сказывается на улучшении предложения. Конкуренция подстегивает бизнес инвестировать в новые отрасли или создавать партнерские программы, что позитивно сказывается на лояльности покупателей. Современные сервисы подписок достаточно гибкие и лояльные, их к примеру можно отменить или активировать в любое время. Без сомнения, для того, чтобы подписчики продолжали пользоваться услугой, бизнесу необходимо регулярно доказывать свою ценность: обновлять контент и улучшать его качество, расширять перечень сервисов и возможностей.

Зарубежные и российские подписные сервисы

Компания-гигант Amazon эффективно работает с подписками с 2005 года. Компания начинала с бесплатной доставки за 2 дня и скидок на экспресс-доставку. Со временем список сервисов Amazon расширился до стриминговых видео, музыки, игр, облачного хранилища и многого другого. Через несколько лет эстафету подхватила медиа-компания Netflix, который начинал с подписки на DVD-прокат, и партнерство сразу нескольких медийных бизнесов Hulu.

Ключевой вехой в истории сервисов подписок в мире и важным конкурентным преимуществом стало самостоятельное производство фильмов и сериалов. В 2013 году Netflix выпустил первый свой сериал «Карточный домик», чуть позже свое кинопроизводство организовали Amazon и Apple.

Благодаря такому рывку, крупные медийные компании стали обладателями собственного уникального контента, что в свою очередь дало развитию стриминговых сервисов Disney+ и других. До производства прямых трансляций подписчики покупали фильм или музыкальный сборник за $10, в настоящее же время за те же $10 по мульти-подписке можно пользоваться огромными каталогами музыки и фильмов.

Еще одним движущим фактором для резкого роста популярности сервисов подписок в мире стала пандемия. Выбор покупателей от офлайн развлечений резко сместился в сторону сервисов досуга онлайн. Так, покупатели перенесли свой интерес от физического посещения кинотеатров и ресторанов на домашний Интернет-просмотр кинофильмов и доставку еды.

Российские компании подхватили тему подписок намного позже. В 2018 году Яндекс запустил свой сервис, через год на рынок вышли Mail.ru Group (теперь VK), через 2 года — Сбер, МТС и Тинькофф. Но в начале такие услуги в России не имели большую популярность у пользователей, «избалованных» пиратским контентом. Поэтому, перед российским бизнесом встала задача не только предложить уникальный контент, но и более низкую цену на доступ к контенту в сравнении с зарубежными конкурентами.

У зарубежных компаний цены менялись в зависимости от роста расходов на производство, доставку, добавление новых услуг:

• За 17 лет стоимость подписки Amazon Prime в США с $79 в год выросла до $139, в странах Европы поднялась до 40%.
• Всего лишь за 3 года стоимость подписки Disney+ поднялась почти в два раза с $69,96 до $131,88.

Как пример, расходы Netflix в 2021 году на производство контента составили примерно $17 млрд, расходы Amazon — $13 млрд.

В России цена практически не изменилась с момента появления подписочных сервисов несмотря на увеличение количества предлагаемых услуг в рамках одной подписки. Базовые пакеты мульти-подписок Яндекс.Плюс или СберПрайм стоят ₽199 (₽2388 в год), VK Combo – ₽169 (₽2028 в год).

Помимо этого, сеть подписок на зарубежные сервисы охватывает почти весь мир, тогда как российские сервисы действуют только на отечественном рынке:

• Аудитория Netflix составляет 220 млн. подписчиков, PrimeVideo – 117 млн.
• Аудитория Яндекс.Плюс — 14 млн подписчиков.

Кроме роста цены на подписку зарубежные компании компенсируют расходы растущим количеством подписчиков, тогда как российские компании не могут воспользоваться таким преимуществом и терпят убытки из-за недостаточного притока денежных средств:

• Убытки кинотеатра IVI в 2020 году составили ₽0,7 млрд, а в 2021 году выросли до ₽2,1 млрд.
• Убытки Сбера от кинотеатра Okko и сервиса Сберзвук в 2021 году составили около ₽7,5 млрд.

Прогнозы на сервисы подписок в будущем

За рубежом, даже при сокращении расходов в кризис, часть пользователей отказываются расставаться с услугами по подписке. Например, в США примерно две трети потребителей заявили, что им придется сократить свои расходы из-за инфляции; однако только около четверти планируют отменить свои подписки в ближайшие месяцы, согласно недавнему отчету Национальной исследовательской группы.

Большинство людей сказали, что они с большей вероятностью будут сокращать расходы на питание вне дома, продукты и одежду. По этим данным можно судить, что доходы зарубежных компаний предоставляющих сервис подписок останутся на стабильном уровне, несмотря на их уход с российского рынка и развивающуюся инфляцию в мире.

В России ЦБ прогнозирует инфляцию на уровне 12–15%. Несмотря на это, российские медиа-компании занялись производством своего контента по примеру иностранных коллег. Ранее, в 2020 году в российских онлайн-кинотеатрах вышло 20 проектов, а в 2021 — в три раза больше. Расходы на эти проекты составили ₽16 млрд. Очень вероятно, что затраты на производство российский бизнес компенсирует за счет покупателей.

Рынок российских сервисов подписки, по мнению экспертов ожидает значительное изменение стоимости. Денис Кусков, генеральный директор Telecom Daily, делает прогноз на рост цены для российской экосистемы до 15%, то есть около 450 рублей за подписку. Но несмотря на рост цен, аналитики прогнозируют увеличение количества подписок в России. Так, аналитики J’son & Partners дают оценку, что за 2 года рынок вырастет и в 2024 году составит ₽39,3 млрд.


Новые комментарии:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *