В эпоху пандемии туриндустрия понесла колоссальные убытки. Деловой туризм замер и вероятно надолго. Восстановится ли индустрия туризма в ближайшие годы? Что говорят и прогнозируют эксперты отрасли..

Вспомним как было. Забронировали авиабилет. Договорились о встрече. Прокрутили в голове сюжет переговоров. Упаковали ручную кладь. Мчитесь в аэропорт. Проверяете, где эта чертова стойка регистрации. Бегом на посадку. Взлетели. Приземлились. Добрались до отеля. Познакомились с клиентом. Заключили сделку. Прилетели домой. И опять по кругу, забронировали авиабилет…

Для многих компаний командировки были краеугольным камнем деловой активности – кто-то их ненавидели, другие любили, но все понимали, поездки необходимы (подкрепленные приятными бонусами авиакомпаний для часто летающих пассажиров). Сотрудники крупных компаний летали часто,- чтоб найти новых и встретиться со старыми клиентами, провести презентацию, оказаться «на ковре» регионального босса, посетить головной офис.

Таким деловой туризм был раньше, а что теперь?

Коронавирус снес привычный деловой уклад, заставив вести бизнес по-новому. Zoom заменил личные встречи, хоть в видеочатах присутствовала некая недоговорённость. Телефонные звонки заполнили этот пробел. Клиенты остались клиентами, сделки заключаются, а выручка (периодически) растет.

Теперь, когда covid-ограничения постепенно отменяются по всему миру, возникают вопросы — как быстро деловой туризм оправится от шока?

Останется ли он таким же сверхприбыльными для некоторых игроков турбизнеса?

Эксперты пытаются предсказать развитие событий, опираясь на аналитику прошлых лет и зачастую делают упор на авиаперевозки (ведь цена билета — это 80% общих тревел-трат).

Как быстро туриндустрия оправится от шока?

Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA), которая представляет 290 авиакомпаний по всему миру, прогнозирует возврат объема авиаперевозок лишь к 2024 году. Несмотря на то, что мировая экономика настроена на самый быстрый (за последние 80 лет) выход из рецессии.

В отчете IATA говорится, что пассажиропоток в 2020-м упал на 65,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это наихудший показатель за всю историю авиации. В 2021 году ожидается вялый рост (+13%) по сравнению с 2020-м и восстановится авиабизнес всего на 38% по сравнению с докризисным 2019-м.

В период 2021-2022 предсказана скачкообразная динамика, и только в 2024-м кривая роста начнет плавно двигаться вверх. Если, конечно, опять не случится пандемия или другой форс-мажор.

Деловой туризм мертв: есть ли шансы на реанимацию business travel?

При этом эксперты IATA предупреждают — это оптимистичный прогноз.

Также они замечают, что скорость восстановления авиаперевозок в отдельно взятой стране будет зависеть от: а) широты географии полетов и роста количества рейсов на внутренних маршрутах; б) гарантии безопасности здоровья пассажиров на борту; в) доступности медицинской помощи, когда пассажир окажется вдали от дома.

Убытки авиакомпаний выросли, но худшее еще впереди?

В 2021-м, по прогнозам IATA, чистые убытки авиаперевозчиков (после уплаты всех налогов) составят 47,7 млрд долларов. К такому развитию событий крупные перевозчики готовы (успели сформировать финансовую подушку безопасности), а мелкие нет.

Главный экономист IATA Брайан Пирс говорит: «Думается, что нам придется подождать до 2022 года, чтоб отрасль вернулась хотя бы к [нулевой] прибыльности».

Деловой туризм мертв: есть ли шансы на реанимацию business travel?

Казалось бы, при чем тут бизнес-тревел? Ведь по данным PwH его объем не превышал 12% от общего пассажиропотока. Дело в том, что на некоторых направлениях авиакомпании зарабатывали до 75% прибыли от такого рода пассажиров. Широкая география полетов и заполняемость бизнес-класса была важной составляющая их финансового успеха.

Теперь остается загадкой, будет ли бизнес-класс полон или останется пустым, поскольку восстановить корпоративную жизнь после более чем года работы из дома, сложно. Медленная же реанимация деловой активности чревата катастрофическим последствиям для авиакомпаний, финансовые показатели которых и так пробили дно.

Раньше, отправляясь в деловую поездку, билеты могли быть куплены в последнюю минуту и по самому высокому тарифу. Так, например, он мог обойтись в 70.000 рублей, если покупался за день до отъезда, вместо 7.000 рублей, если бы билет бронировался за два месяца до вылета.

Сейчас крупный и средний бизнес сократил бюджетирование такого способа ведения дел, командировочные стали внимательней выбирать тариф, и, как следствие, выручка перевозчиков еще больше просела.

Руководство авиакомпаний, опираясь на показатели прошлых лет, надеется, что деловой туризм восстановится. Как это произошло после финансового кризиса 2008 года. Тогда количество деловых поездок выросло, несмотря на существование видеоконференцсвязи.

Бытует и другое мнение: нет никаких гарантий, что история повторится.

Почему в эпоху пост-пандемии все (может) пойти иначе?

Для этого существует множество причин, она из них – рост социальной ответственности крупного бизнеса. Так несколько мировых банков объявили о резком сокращении деловых поездок, назвав причиной борьбу с климатическим кризисом из-за атмосферных выбросов углерода. Одни сократили бюджет на треть, другие наполовину.

Российские компании (в свете финансовых реалий), могут поступить также, хоть вряд ли причиной тому станет борьба за улучшение экологии.

Может наблюдаться (в отдельных случаях) обратное развитие сюжета. Финансовые проблемы могут быть нивелированы укоренившейся схемой откатов и «домашних заданий» (что одно и тоже). Поэтому, если на Западе динамика деловых поездок хоть как-то предсказуема, в российских реалиях остается интригой.

Резюме

Международная ассоциация воздушного транспорта, предрекает более медленное восстановление деловых путешествий, чем это происходило ранее. География полетов сократится, — авиакомпании будут выбирать маршруты с потенциально-высокой загрузкой. Тарифы вырастут по ряду объективных причин, одна из которых — рост цен на нефть и, как следствие, подорожание топлива, а вторая — облеты «закрытого неба».


Новые комментарии:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  1. Я вот думаю, что в современности уже не нужны все эти личные встречи для заключения договоров. Смотрите, уже даже скайп устарел, сколько сегодня существует способов связи, при чем видеосвязи! В период локдауна даже чинуши выходили на совещание в онлайн формате. Между прочим, они там судьбу целой страны решают онлайн. Если не нужно побывать конкретно на производстве, увидеть там оборудование или ещё что, то смысл корпоративные деньги тратить. Сейчас уже даже документ можно онлайн подписать и очень просто, для этого существует официальная электронная подпись. Лично я считаю, что этот бизнес туризм и не стоит возрождать, в этих командировках всякое творится)

    1. Командировки это немного другое, здесь больше про бизнес-туризм. Это конкретно переговоры ТОР-манагеров и крупные сделки. В основном зарубежные поездки, то есть международный бизнес. А также выставки в других странах, открытие филиалов, представительств и стартапов в других странах.

  2. Бизнес-туризм, как и вся туристическая индустрия претерпят сильные изменения. Я бы не стала говорить, что он умрет. Конечно, люди станут меньше ездить. Я думаю, что такого потока как в последние предковидные годы уже не будет никогда, ни через 20, ни через 30 лет. На смену поездкам и встречам, конференциям и выставкам придет онлайн формат. Но останется часть вопросов , которые онлайн никак не решить- например инспекции производства, контроль качества и т.д. Крупные города останутся деловым хабом.

  3. Для крупных корпораций никто небо не закрывал. Это не обычный туризм на море поваляться. Здесь крутятся огромные деньги, и как правило, имеются собственные самолеты.

    Даже, вначале пандемии, когда людей вывозили из стран и якобы закрыли небо полностью, на карте авиасообщений можно было заметить, как много самолетов совершают рейсы – это и есть рейсы бизнес-туризма. Даже для небольшой компании нет проблемы лететь с пересадками через несколько стран, они от этого только выиграют.

    1. При чем тут крупные или мелкие компании. Небо закрыто для всех. Никто не будет измерять самолет в воздухе и всем глубоко плевать какие деньги крутятся в авиа. Это политический вопрос.

  4. Деловые путешественники сталкиваются с рядом осложнений, когда они находятся в дороге. Иногда эти проблемы являются неудобствами, а иногда они даже могут привести к угрозе безопасности. Несомненно одно: когда люди отправляются в деловые поездки, они отправляются в дорогу не ради отдыха. Они могут рассчитывать на усердную работу и столкнуться со многими проблемами.

    Одним из таких изменений, которое могло бы помочь облегчить стресс для деловых путешественников, было бы внедрение технологии автоматизированной отчетности о расходах. Поскольку задержки рейсов, изменения бронирования отелей и другие факторы влияют на стоимость конкретной деловой поездки, путешественнику придется регистрировать и анализировать каждое увеличение и уменьшение, чтобы убедиться, что они по-прежнему соответствуют политике компании.

  5. Просто с распространением вируса и введением бесконечных ограничений из-за пандемии многие компании поняли, что совершенно необязательно отправлять кого-то в путешествие, а можно провести переговоры и онлайн. При этом возникает значительная экономия ресурсов. Одни плюсы. Это действительно так и ничего плохого в этом нет. Упрощение и минимализация расходов при том же результате положительно влияет на любую компанию.

  6. Я считаю, что все не так уж плохо, как пытаются представить авторы. Пандемия многие сферы деятельности застигла врасплох. причина спада не в том, что резко возникли серьезные ограничения на перемещения людей по территории стран, а в том, что авиакомпании не готовы обеспечить должный уровень безопасности перевозок, так как все улучшения проводились в сторону комфорта пассажиров и недостаточно внимания уделялось защите от подобных ситуаций, которая существует сейчас. а деловые сделки все больше привыкают совершать на расстоянии, посредством телефонов и видеосвязи. так что выход из тяжелой ситуации близок.

  7. МНЕ кажется, что авиакомпании не уделяли должного внимания безопасности использования их услуг, ведь в этом не было нужды. большинство усилий прикладывалось на повышение собственного рейтинга, увеличивая комфортность перелетов. И поэтому просто не готовы к такому критическому повороту событий. А деловые встречи, в целях экономии времени давно стали популярными тем, что все чаще проводятся дистанционно, видеоконференции, телемосты и т.д. Поэтому, я думаю, что такая кризисная ситуация очень скоро решится и все встанет на свои места.