“Тренер должен воспитать командный дух, чтобы у ребенка он был не только в спорте, но и в жизни” — Денис Абдуллин.

Тема нашего сегодняшнего разговора – карьера. Карьера с точки зрения спортсмена-солдата, начиная с защиты Родины на льду и до спортивной дипломатии. Интервью с Д. Абудуллиным проводит А. Малиновская.

  • Здравствуйте, Денис! Я ждала нашу встречу, читала вашу биографию и вдохновилась историей успеха. Моя главная цель – лучше вас узнать, показать карьерный и жизненный путь, чтобы читатели вдохновлялись и не боялись идти к своему успеху.

Я родился в Магнитогорске, там же начал свой хоккейный путь. И сейчас говорю как профессионал, прошедший все этапы становления спортсмена. Развивался в детской спортивной школе Магнитогорска, звание «мастера спорта» получил в ХК ЛАДА (Тольятти), там же стал обладателем континентального кубка. Играя в «Автомобилисте» (Екатеринбург) стал игроком национальной сборной по хоккею с шайбой.

Потом играл в таких именитых клубах, как Акбарс (Казань), Металлург (Магнитогорск), Трактор и других. Завершающим в профессиональной карьере стал ХК Витязь (Подольск). В 33 года был вынужден покинуть большой спорт из-за серьезной травмы.

Тогда я встал перед серьезным выбором — либо продолжать карьеру в спорте, надеясь на «авось», восстановишься или нет; либо идти куда-то дальше. Я не привык к пустым надеждам, профессиональная карьера в спорте рано или поздно заканчивается, поэтому я заранее определился с выбором будущей профессии и выбрал сферу спорта и физической культуры.

Отыграв более пятнадцати лет в КХЛ на профессиональном уровне, решил открыть Академию.

Про Академию: “Захотелось сделать школу, где не только привьют профессиональные навыки, но и не пошатнут психику, будут мотивировать”

  • Алена Малиновская: Я работаю в Правительстве Москвы более 3,5 лет, очень люблю свою работу. Прежде работала в «Росатом», группе компаний «Карло Пазолини», «Альфа-банке». Везде занималась персоналом. HR — это постоянные беседы с людьми. Я выполняю роль внутреннего коммуникатора между всеми сотрудниками. Когда в компании 1000 человек – это одна история, когда 10000 – другая, когда 50000 – третья. Академия — это тоже много людей. Тренеры, дети, их родители. Огромное количество человеческих коммуникаций. К каждому нужен свой подход. Были сомнения перед открытием академии или вы были полны решимости?

Денис Абдуллин: Создать Академию, в моём понимании, — создать современную, многоступенчатую хоккейную школу нового поколения. Эта идея витала давно, но для ее реализации нужно было полное погружение, то есть окончание профессиональной карьеры. К тому же, подрос сын и начал играть в хоккей. И я взглянул на хоккей глазами родителей. И понял, что не все совершенно в системе подготовки юных хоккеистов.

Тем более, когда ты сам прошел все это на практике, знаешь «узкие» места этого процесса, а главное, понимаешь, как дать детям больше возможностей. Сегодня ситуация в профессиональном спорте такова, что главное – результат, чем раньше, тем лучше. Отбор очень жесткий, если не сказать – жестокий. Нацеленный на быстрый результат тренер, может позволить себе отказать в приёме в секцию восьми-девятилетним ребятам или исключить уже играющих мальчишек, которые по его субъективному мнению «не тянут».

Денис Абдуллин. Карьера: из спорта в дипломатию
Денис Абдуллин

Причем, это может быть человек, а ситуация, к сожалению, типичная, который сам не был профессиональным хоккеистом, не играл ни в какой лиге, тем более, не провел ни одного матча на высшем уровне, но уверенный, что может решать судьбу ребенка, дав ему шанс или поставив крест.

Понаблюдав за этим со стороны, захотелось сделать качественную школу, где изначально у ребенка сформируют не только правильную технику как основу профессиональных навыков, но и не пошатнут психику, будут мотивировать, учитывая индивидуальные особенности и потребности юного спортсмена. Сам как спортсмен с детства помню слова тренера: «Профессионалами хоккея, возможно, все не станут, а вот настоящими мужчинами, патриотами, людьми, с правильно сформированными ценностями, отношением к обществу, к семье, к своему здоровью может стать каждый».

Наша Академия не только обучает, тренирует, но и воспитывает. Главное, что мы формируем, поддерживаем и развиваем в детях – веру в себя, в свои силы и в неограниченные возможности, подкрепленные трудолюбием и упорством. Для реализации этих установок мы делаем многое: моделируем тренировочный процесс с учетом уровня подготовки спортсменов, создаем «ситуацию успеха» каждому на турнирах Академии, для продвинутых – создали профессиональной команды, которые дают реальную игровую практику и открывают «дверь» в большой хоккей.

В арсенале Академии 4 ледовых комплекса в Москве – для занятий хоккеем, фигурным катанием, футболом. Проходимость одного такого комплекса порядка тридцати тысяч человек в месяц. В.В. Путин заявил, что к 2024 году в России систематически должны заниматься спортом 55% населения, задача нам понятна, и мы вносим весомый вклад в ее решение.

  • Хоккей – командная игра, мы знаем, что для успеха необходимы тактическое и стратегическое мышление, сообразительность. Но важно еще доверять своей команде, друзьям, соратникам, чтобы передать голевой пас – не себя вперед выставить, а всю команду продвигать. Но как развивать подобные качества командной игры, чувство плеча? Есть ли специальные методики или это интуитивно происходит у ребят, когда они долго тренируются в разных составах или в одном составе? Как развивать эти качества, чтобы успешно играть в хоккей?

Хоккей – командный вид спорта и каждый профессионал знает, что в слове «команда» нет буквы «я». Поэтому выражение «нельзя тянуть одеяло на себя» абсолютно справедливо. Обучить студента, взрослого, ребенка быть частью команды – настоящее искусство. Первое – собственный пример, ты должен быть частью команды, жить её интересами.

Второе – формирование такого качества как коллективизм. Это работа над анализом или созданием ситуаций, когда проявляется командный дух, чувство локтя. Тренер должен тщательно следить за взаимоотношениями игроков в команде, поддерживать здоровый микроклимат, объяснять, мотивировать и, если надо, пресекать негативные проявления тех или иных нежелательных эмоций.

Анализируя игру, тренер должен обращать внимание на поведение игрока в той или иной игровой ситуации, давать ей оценку с точки зрения значения или последствий того или иного поступка игрока для команды. Есть мнение, что дурной пример заразителен, поверьте, хороший пример заразителен вдвойне.

Дети склонны к подражанию и очень важно, чтобы пример был достойный! Ведь задача спорта воспитать не только профессионала, рекордсмена, но и личность, гражданина, патриота своей страны, готового биться за ее честь на ледовых площадках и стадионах!

И все это формируется поэтапно, начинается с желания порадовать родителей, тренера. Здесь тоже есть подводные камни и важно не дать ребенку стать эгоистом и завистником, нужно сохранить в нем способность радоваться успехам товарища, жертвовать личными интересами во имя команды, несмотря на всегда присутствующую в спорте конкуренцию.

  • Пример ситуации из классического менеджмента времен института: есть команда не звезд, где каждый за себя, а команда-звезда, где все работают, как один организм – такую довольно сложно собрать, наверное?

Есть сотни примеров, когда в одну команду собирали звезд мирового уровня, у них, конечно, были и победы, но было и много поражений на клубном уровне, потому что к хоккею можно примерить фразу «есть те, кто играет на рояле, а есть, кто его носит», поэтому нельзя набрать только тех, кто играет. Кто будет тогда этот рояль носить? В этом и заключается искусство тренера – определить правильного лидера, которого примут, который поведет за собой команду.

Команда – живой организм, поэтому в ней должен быть человек или несколько, выполняющих роль сердца. Именно этот центр определяет микроклимат в команде. Центральный нападающий – это мозг звена, он всегда должен иметь холодную голову, а вот крайний нападающий, защитник, должны обладать особой силой и мощью. Не понимая этих закономерностей или нарушая их, невозможно создать боеспособную команду.

Бывает, что в твоей команде много травмированных, и другая команда превосходит и по опыту, и по силам. Но существует команда, как единый организм с характером и командным духом. И в ситуации, когда счет на табло не в нашу пользу, а время бежит и зрители переживают и команда, заходя в раздевалку знает, что проиграть нельзя, есть пятнадцать минут, чтобы собраться, посмотреть друг другу в глаза и прочитать в них, что нам нужна победа –бьемся до конца! И на лед уже выходит другая команда, которая не может быть побежденной!

“Когда на тебе ставят крест и ты доказываешь обратное — это дорогого стоит”

  • Когда я знакомилась с вашей биографией, посмотрела в Инстаграме видео, где команда детишек выигрывает и Вы: «Кто чемпионы?» — «Мы!!!». Это просто потрясающие эмоции. Я чувствую, Вы и сами заряжаетесь от этого, и у ребят красные щеки, горящие глаза, восхищение, чувство гордости и радости за победу. Что Вы чувствуете в эти моменты, когда побеждает команда, что внутри происходит?

Эти эмоции трудно выразить. Иногда, так захлестывают, что я просто ухожу, чтобы слеза не навернулась. Я человек эмоциональный, особенно если вижу как счастливы дети!

Задумайтесь, почему я таким образом «заводил» уже достигшую результата команду? А потому, что в команде, победу которой вы видели в Инстаграме, которая стала Чемпионом международного турнира, большинство ребят были отчислены из каких-либо команд, то есть были не нужны ни одному клубу в Москве.

Но они мечтали играть в хоккей, и пришли в Академию. Да, это коммерческая команда, лед и тренировки оплачивают родители, но успехи то у детей настоящие! Они успешно конкурировали в турнире с клубными командами. А главное, ребята доказали, что крест на них рано было ставить, надо было, просто, быть профессионалом своего дела и больше любить детей! Для меня, на тот момент, это была самая главная победа в жизни!

К сожалению, бюрократические барьеры или чья- то предвзятая позиция, нам не позволили пройти дальше. После победы я пошел в Федерацию хоккея, объяснял, что ребята, которые были никому не нужны, демонстрируют хорошие результаты, вполне конкурентоспособны в игре против клубных команд, доказали это своими победами, просил включить нас в Чемпионат Москвы. Однако нам отказали. Но мы продолжаем эту работу и в конечном итоге мы своего добьемся, даже если придется обратиться к Президенту.

“Чтобы отстаивать свои интересы человек должен быть дипломатически подкованным”

  • Может быть, желание научиться вести переговоры и привело вас в МГИМО, где есть дисциплина «Спортивная дипломатия»? Или эта учеба просто ступенька к следующей цели, чтобы получить корочку, дополнительное образование?

Чтобы отстаивать свои интересы не только на международной арене, но и вообще в любых переговорах, в нынешнее время нужен человек-оркестр. Знание основ дипломатии – необходимость. Академия реализует международные проекты, развивает деловое сотрудничество за пределами РФ, устанавливает межнациональные связи, которые имеют тенденцию к расширению. Мы проводим выездные сборы, мастер-классы за границей, работаем в Турции, имеем договоренности о сотрудничестве с некоторыми европейскими странами.

Имею и некоторые личные основания для получения дипломатического образования. Я дышу спортом, болею им, хочу быть полезен своей стране. Перевернув страничку жизни, посвященную игре в хоккей, я хочу и дальше защищать интересы России, но уже на дипломатическом уровне. Выпускники направления «Спортивная дипломатия» МГИМО – это управленческие кадры, которые способны обеспечить эффективное управление спортивными организациями и структурировать функциональные подразделения на высоком профессиональном уровне, они так же способны представлять интересы российского спорта на мировой арене.

Есть ситуации в мировом спорте, когда несмотря на усилия государственных организационных структур (министерств, комитетов) и не преуменьшая их заслуг, приходится признать, что проблема не разрешается и заходит в тупик, и очевидно, что вопрос, скорее политически, и должен решаться на уровне Министерства иностранных дел. И, надо сказать, я в этом вопросе нашел понимание со стороны Министра иностранных дел РФ Сергея Викторовича Лаврова, который согласился, что иногда для решения международных проблем нужно дипломатическое участие.

  • МГИМО — это же не первое ваше образование. Вы постоянно учитесь. Расскажите, откуда такая тяга к новым знаниям?

Для меня вопрос образования — один из ключевых. На момент реализации себя в спорте я окончил два университета: один по профилю психолога, а второй – Уральская Государственная Академия Физкультуры и Спорта. После окончания карьеры сразу пошел учиться в Высшую Школу Тренеров (ВШТ), чтобы получить категорию и определенные теоретические знания для открытия академии. А сейчас, как уже сказал, учусь в МГИМО. Чем больше узнаю, тем отчетливее понимаю – сколько еще много непознанной, но нужной информации.

Траекторию моего образования, даже в части самообразования, выстраиваю с мамой, она у меня учитель, более двадцати лет директор лицея и всегда была для меня примером отношения к образованию. Очень хотел бы, чтобы и мой сын не только состоялся в хоккее и продолжил семейные традиции, но и получил бы хорошее образование, роль которого очень важна в жизни каждого человека.

“Помогаю ребятам восполнять знания, которые они не дополучают, занимаясь профессиональным спортом”

  • Это непросто совмещать учебу и спортивную карьеру. Я эту проблему давно знаю, и, можно сказать, на себе почувствовала. Моя мама работает в училище олимпийского резерва №1, она всю эту кухню видит и знает, как ребята не успевают учиться, уезжают на сборы, тренируются два-три раза в день, и учеба отходит на второй план. А потом, если травма серьезная или что-то другое происходит, они и в спорте не могут состояться и в учебе наверстывать годами нужно. Как вам удавалось решать эту проблему?

Я тоже много пропускал, особенно в 9,10, 11 классах, так как, играя в фарм-клубе Металлурга (Магнитогорск), очень много ездил на соревнования. Мои родители решали эту проблему следующим образом: у меня было по два репетитора в день, я был в самом первом потоке, сдававшем ЕГЭ, поэтому последние два года школы – это был ад, физически ощутил, что значит «грызть гранит наук».

Сейчас у меня есть ряд социальных проектов, направленных на поддержку детей-спортсменов, в том числе и в отношении образования.

Закончив школу, наши воспитанники поступят в университеты и могут продолжать играть в хоккей либо в клубных командах, которые не откажутся от подготовленных игроков, либо в студенческой команде Академии, которая уже сейчас успешно выступает в чемпионате Москвы.

  • Говорят, в здоровом гибком теле – здоровый гибкий дух. Вот эта корреляция, взаимосвязь между телом, умом и крепостью, стойкостью, в чем выражается для Вас? В чем состоит эта взаимосвязь?

Пьер де Кубертен – инициатор и организатор Олимпийских игр современности, заложивший моральные устои современного олимпизма, придерживался идеи, что спорт помогает человеку не только быть здоровым, но он помогает и здоровому мышлению. Сегодня, в ситуации с пандемией коронавируса, приходит понимание, что главным условием успеха человека является состояние его здоровья. Здоровье — главное, оно – залог успехов во всем остальном. А физическая активность – залог здоровья. Человек, занимаясь спортом, имеет больше шансов быть здоровым.

“Важно, чтобы психология в спорте развивалась и работала”

  • Я сейчас пишу диссертацию по психологии и так же, как и вы, мечтаю открыть свою школу или академию, но не хоккея, а психологии. Хочу помогать людям осознавать свои желания и двигаться к поставленным целям. Как работает психология в спорте? Насколько важен правильный настрой?

На самом деле ваша идея очень актуальна. Я ведь тоже психолог по первому образованию, даже учился в аспирантуре по этому же профилю.

Если рассматривать на примере хоккея, то даже во взрослых командах, по факту, нет психолога. Может эта единица и есть в штатном расписании клубов, но в реальности , по крайней мере, я не встречал. А потребность в психологической поддержке, по разным причинам, испытывает даже взрослый спортсмен, что уж говорить о детях. В своей Академии с 1 сентября хотел бы ввести психологическое сопровождение воспитанников, помощь родителям в различных нестандартных ситуациях, работаю над поиском партнеров.

“Хочу дать возможность как можно большему количеству людей заниматься спортом”

  • Денис, скажите, пожалуйста, Вы когда-то задумывались о своей жизненной миссии? Зачем вы всё это делаете, для чего?

Моя миссия, наверное, банальна, возможно, не оригинальна, я, как и многие, хочу развивать и прославлять российский спорт, пропагандировать здоровый образ жизни, быть нужным Родине. Я реализовался в спорте, но цели должны усложняться. Мой жизненный принцип – учиться тому, что нужно будет в будущем, а не сейчас. Поэтому я посвящаю много времени спортивной дипломатии и, возможно, в дальнейшем смогу представлять спортивную Россию на международной арене.

В этом году я получил опыт участия в национальном проекте «Лидеры России». В финал не попал, но прошел три этапа, показал не безнадежный результат и укрепился в желании принять участие в этом конкурсе в следующем году. Неудачей этот опыт не считаю, он был полезен и им был задан вектор моего дальнейшего личностного роста. От организаторов конкурса получил рекомендации, список литературы, эмоциональный заряд и желание самосовершенствоваться.

Одним из перспективных направлений развития спорта вижу частно-государственное партнерство и в создании инфраструктуры, и в подготовке спортсменов. Хочется как можно большему количеству людей дать возможность заниматься спортом.

  • Даже на карантине вы продолжаете свою миссию — помогаете людям вести здоровый образ жизни, правильно заниматься спортом. Как это происходит сейчас?

Сейчас я каждый день еду в свой зал для тренировок, где никого нет, снимаю на видео исполнение зарядки, и ежедневно в течение трех недель выкладываю видео в свободный доступ для жителей Строгино. С Управой Строгино у нашей Академии не только партнерские, но и дружеские связи, они вдохновляют нас на различные проекты, пропагандирующие спорт, здоровый образ жизни, активную жизненную позицию.

В рамках работы Академии даже в период самоизоляции провожу бесплатные уроки для хоккеистов, делюсь ими в Инстаграм.

Мне часто задают вопрос, не боюсь ли я конкурентов, ведь мои занятия просматривают тысячи человек, вдруг, они скопируют и сами организуют тренировки? Занимаясь “Тренировками на дому” я увидел результат: ролики стали демонстрировать детям в Канаде, в Америке, в Германии, в Швейцарии. Родители присылают отзывы, звонят. Так, что понимаю, что опыт мой полезен и очень востребован. Он даже укрепляет дружбу между народами. 9 мая мы получили подарок от турецких детей и их родителей – они в формате флеш-моба в футболках с символикой нашей Академии спели на русском языке «Катюшу». Мы были тронуты до слез.

Онлайн-тренировки очень популярны. Например, люди в Америке подстраиваются, просыпаются в шесть утра, чтобы поучаствовать. Наша дружная команда профессионалов так простроила тренировочный процесс, что ни один участник не остается без внимания тренера. При занятиях группы в 20 человек один тренер показывает упражнение, а пять тренеров следят за их выполнением. Теперь проект с онлайн-тренировками будет работать в Академии на постоянной основе, таким образом, любители хоккея в самых отдаленных точках мира при наличии интернета могут стать нашими подопечными.


Интервью подготовила: Алена Малиновская


Новые комментарии:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *