Анализ и исследование подготовил Павел Сизов, основатель GTC-group, международной логистической компании. Прогноз рынка – непростое дело, так как ситуация меняется ежедневно. Но все же это необходимо, чтобы понимать, как действовать дальше. Многие шаги будут совершенно новыми, да, но и они опираются на опыт. Нижеследующие анализ и тренды выстроены исключительно на двадцатилетнем опыте работы в логистике, статистических данных и здравом смысле.

Что было и прошло

2022 г. стал годом, который продолжил начавшийся в конце 2021-го г. тренд на восстановление экономики и жизни после пандемии. Для меня сдвиг произошел по двум глобальным направлениям: в структуре и географии поставок.

Павел Сизов, основатель GTC-group

Структурные изменения

Большие политические и санкционные изменения вокруг российского рынка стали для многих рынков шоком, это вылилось в остановку работы. Шок вскоре перешел в стадию адаптации и поиска быстрых решений. Цена перестала иметь какое-либо значение: важно было одно – доставить товар. Это так называемый параллельный импорт с длинными логистическими цепочками. Цена росла буквально каждый день и иногда в прямом смысле на глазах: на каждом из этапов логистической цели возникали дополнительные расходы, так как в некоторых отраслях товар был необходим и его нечем заменить. Отсюда желание участников цепи получить дополнительную выгоду от сложившейся ситуации.

Изучение внутренней логистики подтвердило факт: работы в стране становится все меньше. Цены при этом растут: топливо, налоговая нагрузка, заработная плата, инфляция. В итоге на каждом из звеньев логистической цепи растет итоговая себестоимость услуг. И для меня это замкнутый круг: с одной стороны, рост стоимости в каждой из цепи поставок повышает себестоимость товара. С другой стороны, этот же товар потребляют те же, кто доставил его, а это вынуждает предприятия наращивать заработную плату, налоги и т.п. И это также разгоняет инфляцию.

Согласно оценке M.A. Research, по итогам 2022 г. объем рынка транспортно-логистических услуг вырос в текущих ценах на 1,7 %, между тем рост инфляции составит по прогнозам 11,5 %. В реальных же ценах рынок логистики упадет на 6,3 % к предыдущему году1. В 2022 г. по предварительным данным ВВП РФ снизился на 2,5 %. Официальный прогноз Минэкономразвития подразумевает сжатие ВВП в 2023 г. на 0,8 %2.

Многие автотранспортные компании, которые не занимались экспедиторской деятельностью, сейчас начинают работать с экспедиционными компаниями, потому что усложнились схемы доставки товара. А это за один день нельзя освоить и эффективно организовать.

Изменения в географии поставок

В 2022-м году наша страна стала исчезать с мирового логистического поля, перестала быть логистическим центром (я бы лучше заменил престала быть звеном глобальной мировой логистической цепи ну или что-то такое). Поэтому в прошлом году тестировались новые модели и возможности, начал формироваться тренд на последующие 2-3 года. Сложно предположить, каким он будет ввиду существующих реалий, однако опора все же должна быть.

Почему сложно: до сих пор непонятно (и прояснится ли вообще что-то) какие шаги предпримет запад по отношению к России, будет ли ужесточение санкций либо ситуация выправится и появится тренд на улучшение отношений между мировыми державами. Покажет только время. Однако нам, предпринимателям, некогда ждать: любой простой стоит денег, поэтому и мы вынуждены строить планы, модели и тестировать их на свой риск.

Что уже замечаю: многие модели работают уже сейчас в тестовом режиме. Бизнес изучает обстановку, ищет новые маршруты, пробует различные варианты замены логистических цепей, их параметров и т.п. Предприниматели, я в том числе, тестируем новые логистические параметры, функции, изучаем как ведут себя новые модели бизнеса. Все это – время. Все это теория. Да, сложно, но важно, если вы хотите не просто удержаться, но и вырасти. И здесь есть плюс: четкое понимание откуда ждать сложностей: от геополитической ситуации.

Что касается рынка контейнерных перевозок, то здесь прослеживается сильная турбулентность еще с пандемии. Одна из ключевых проблем 2022-го г. – уход из РФ крупнейших международных контейнерных линий3. После этого наш рынок лишился около трети парка контейнеров в стране. Ожидаю консолидацию во фрагментированных процессах, что наблюдается сейчас на рынке. Что поможет: сформировавшиеся наконец географические маршруты.

Санкции почти мгновенно закрыли работу северо-западного направления перевозок: только порт Санкт-Петербурга лишился почти 40 % заходов судов. Бизнес стал рассматривать южные и восточные направления. Важную роль получили, например, Турция и Эмираты, как хабы и перевалочные пункты в цепях поставок. Импортеры часто прибегают к южному направлению, когда товар из-за различных причин нельзя напрямую доставить из ЕС. И это как параллельный импорт, так прямые поставки из определенных локаций.

К чему готовиться и чему учиться

2023-й год для меня станет годом несильных перемен. Но тренд на адаптацию, начавшийся в 2022-м году, должен сформировать работающий инструмент на несколько лет вперед, потому что санкции быстро не закончатся.

2023-й г станет показательным. Фактор нестабильности (от вируса до политики) не ушел никуда. Непонятно как будет развиваться ситуация в Украине, поэтому не исключаю закрытие границ. Один из возможных сценариев: полное закрытие границ со стороны запада и полная ориентация российских компаний на восточную и азиатскую логистику.

Факторы, которые могут повлиять на будущее логистики и экономики в целом:

  • удержание «своего» курса, несмотря на падение жизненного уровня населения;
  • рост рисков дестабилизации экономик во многих странах мира;
  • рост цен на энергоресурсы на западном рынке;
  • укрепление связей со странами Азии и Ближнего Востока;
  • трансформация мировой торговли в региональную;
  • изменения в логистических потоках сырья и товаров, рост ставок по фрахту и стоимости перевозок, расходов транспортных компаний на обслуживание и приобретение техники.

Ожидаю в ближайшие два-три года усиление трех ключевых трендов

Тренд первый. Поиск новых правил игры, продолжение развития параллельного импорта

►Должны сформироваться правила игры, которые будут руководить рынком до 2025-2026-гг. Если еще летом 2022-го г ждали, что всё закончится, осенью стало очевидно, что «как раньше» уже не будет никогда, привычные условия работы исчезли и необходимо искать новые пути для продолжения работы. И логистическим цепям придется адаптироваться.

Так, например, контейнерные перевозки взяла на себя Южная Корея, Япония, российский оператор Fesco – контейнерный оператор – вообще закрыл перевозки из ЕС, а все силы бросил на доставку их стран Азии. Вывод: все не так ужасно, в целом все работает. Объемы контейнерных перевозок восстанавливаются, остаются только сложности с авиаперевозками: остались прямые рейсы в РФ либо из Эмиратов, либо Узбекскими а/л, ушел большой пул авиаперевозчиков.

►Будет развиваться дальше параллельный импорт. Сейчас товар из стран ЕС и США идет в нашу страну через оффшоры типа Гонконга, ОАЭ и т.д. Ожидаю, что цепь будет дальше оттачиваться, что повлияет на оптимизацию себестоимости доставки. Это будет крайне положительным моментом, потому как сейчас цены в 2022 г. выросли и во многом касательно поставок параллельного импорта носят спекулятивный характер). 2023-й год приведет некоторых «предпринимателей» в чувства, от чего стоимость услуг немного скорректируется в лучшую для потребителей сторону.

►Международные логистические компании с головным офисом в РФ продолжат «менять» флаг своего присутствия. Так как сейчас российским фурам нельзя въезжать на территорию ЕС, скорее всего, часть компаний перерегистрируются и с технической точки зрения станут иностранными. Думаю, таким образом многие российские перевозчики, ориентированные на импорт, выживут и продолжат работать. Да, потребуются инвестиции – но это уже другой вопрос. Шанс есть – вот что важно.

►Ожидается рецессия и инфляция на многих рынках, и это касается не только нашей страны: кризис во всем мире. Вследствие этого логистические компании будут бороться за стоимость и сроки отойдут на 2-й план.

Тренд второй. Смена направлений и приоритетов

►Для выживания своей компании необходимо рассмотреть такие меры как сокращение персонала, единиц автотранспорта, реструктуризация кредитов.

►Государство планирует поддержать логистов:

  • усилить цифровизацию и дальше продолжить распространять электронный документооборот (Постановление от 21.05.2022 № 931);
  • отменить ограничения в использовании иностранных контейнеров на территории РФ (ФЗ от 15.04.2022 № 92-ФЗ в Закон о таможенном регулировании от 03.08.2018 № 289-ФЗ);
  • реализовать программу льготного лизинга объемом 15 млрд руб. До 2030 г. планируется построить свыше 300 морских грузовых судов;
  • модернизировать железнодорожную инфраструктуру и подвижной парк, на это выделено 217 млрд руб. (постановление от 06.04.2022 № 602);
  • дотировать авиаотрасль (постановление от 02.05.2022 № 1015);
  • выдавать льготные кредиты и разрешить зонтичное поручительство для МСП.

►Станет усиливаться логистическое плечо через страны, входящие в ЕАЭС. Пока что «зеленого цвета» именно российским компаниям на рынке этих стран нет, но если это произойдет, российский бизнес переориентируется с Запада на ближнее зарубежье.

Если и Китаю разрешат усилиться, для предпринимателей с точки зрения возможностей это будет большим шагом к более широкому инвестированию и созданию бизнеса (сегодня Китайские предприятия ограничены в своих действиях по многим параметрам). Это скорректирует наш рынок. При этом китайские компании станут инвестировать в российский рынок, что создаст новые рабочие места, оживит рынок в целом, привлечет дополнительные инвестиции. Ожидаем политического решения этого вопроса, тогда и бизнес включится в эту игру.

►Экспорт станет локомотивом рынка, так как растут объёмы продукции как от отгрузок с действующих производств, так и новых. Растет экспорт через Дальний Восток, так как сейчас перевозка цветных металлов, руды, масла, зерна стала контейнерной по большей части. И этот поток будет лишь увеличиваться.

►В нашей стране продолжится усиление контейнеризации: формируются новые маршруты, запускаются терминалы, растет качество перевозок. Ожидается активный рост экспорта, что повысит спрос на внутреннем рынке. Стоимость услуг при этом будет зависеть от баланса экспорта и импорта.

Тренд третий. Усиление цифровизации, автоматизации бизнеса и экспертной оценки

►Аналитики прогнозируют рост инвестиций в IT-сферу, что логично и своевременно4. Хотя в своих статьях еще в 2019-м году я писал, что повышенная скорость и интеллект вычислительных систем для управления информационными потоками приводит к тому, что называется «сжатием времени». Высокоскоростные вычисления и передача данных могут передавать и реагировать на пользовательский спрос почти мгновенно на любом расстоянии. Распределенные терминалы данных в сочетании с обработкой данных в режиме онлайн делают планирование и управление более гибкими и точными.

То есть, интеллект может заменить инвестиции. Например, компьютерная система, которая эффективно планирует потребности в инвентаре, уменьшает необходимость проведения инвентаризации резервных ресурсов. Гибкие вычислительные средства позволят компаниям моделировать проблемы в цепях поставок, разрабатывать и тестировать гипотезы по их устранению5.

►Многие логистические компании уже увеличили инвестиции в цифровизацию и автоматизацию, начали разрабатывать и тестировать системы. В своих статьях еще в 2020-м г я аргументировал, почему бизнесу критически важно автоматизировать и оцифровывать свои процессы. Уже 2022-й и 2023-й гг. показали – это условие для выживания. Динамические системы, формирование маршрутов, анализ рисков – все это сложно без четкой модели бизнеса, которая возможна лишь при максимальной его автоматизации.

У бизнеса и в «хорошие времена» проблем хватало. А в текущей ситуации это ничто иное как шторм, турбулентность во многих процессах как в экономике, так и в обществе, поэтому сбоев всегда хватает. И я на своем опыте убедился, что в режиме онлайн контролировать и хотя бы отслеживать их намного проще, чем вручную исправлять уже последствия сбоя.

►Усиление роли эксперта для компании. Цифровая трансформация помогает получить оценку всей деятельности компании и показать «слабые» места. Но если это помогало раньше самим выстроить новые модели и проверить их, то сейчас это поможет эксперту. Растет их роль, так как они готовы оперативно оценить ситуацию и предложить решение. И их работа без оцифрованного бизнеса и моделей осложнится.

Поэтому если компания хочет выжить и продолжить получать прибыль, ей важно не только найти профи, который свежим взглядом и колоссальным опытом найдет вариант именно для этого бизнеса. Также необходимо подготовиться к визиту такого эксперта и автоматизировать процессы.

При этом эксперт должен обладать не только колоссальным опытом в своем деле, но и иметь научный фундамент и знания, которые и помогают ему предугадывать тренды.

Для внедрения эффективного программного обеспечения управления цепями поставок в первую очередь необходимо построить качественную имитационную модель сетевой структуры цепей поставок, сформировать систему информационного обеспечения в цепях поставок, а только затем принимать решения о внедрении технологий и создавать информационную систему анализа и управления.

На первом этапе проанализируйте и определите форму сетевой структуры цепей поставок в компании. На втором этапе пропишите задачи, которые требуется решить, изучите слабые звенья в структуре. Выстройте информационное обеспечение сетевой структуры цепей поставок и решите конкретные задачи для своей компании6.

Достижения в области цифровых технологий позволяют организациям при относительно небольших инвестициях быстро повысить эффективность в управлении цепями поставок, что может дать конкурентное преимущество на рынке.

Автоматизация и цифровая трансформация цепей поставок должна проводиться в соответствие с выверенным алгоритмом действий, проведенным анализом и строго следуя списку намеченных мероприятий. Компании, применяющие данный подход, имеют больше шансов на выживание, чем те, которые только начинают «оцифровывать» свои действия7.

Вследствие роста спроса на автоматизацию и цифровизацию, ожидаю рост рынка IT-компаний.

Как напутствие

  • Ориентируясь на все прогнозы, опыт прошлых лет, углубитесь в логистику, в окружающий вас бизнес. Это важно для вашей стабильности в дальнейшем.
  • Сформируйте систему показателей, которые будут высокорисковыми, средне-рисковыми и мало-рисковыми.
  • Уловите тренды 2023-го года именно для своей компании. Безусловно, аналитика в целом по рынку важна, но необходимо исследовать и функциональность вашей компании как одного из звеньев большой логистической цепи.
  • Найдите слабые места, определите, что в первую очередь вам следует оцифровать и автоматизировать. Если у вас уже «оцифрован» бизнес – отлично. Сейчас как раз тот самый момент, когда стоит пересмотреть модели по контролю и развитию бизнеса и протестировать новые гипотезы.

Кто поймает наступающие тренды, будет чувствовать себя спокойнее.


Эксперт: Павел Сизов, основатель GTC-group, международной логистической компании

Для данного исследования и анализа использовались следующие материалы и источники:

1 https://ma-research.ru/novosti-issledovanij/item/349-po-itogam-2022-g-rynok-transportno-logisticheskikh-v-realnykh-tsenakh-mozhet-sokratitsya-na-6-3.html
2 https://www.interfax.ru/business/881430
3 https://ria.ru/20221226/logistika-1841292929.html
4 20 фактов о цифровой трансформации: статистика, прогнозы, опросы. https://trends.rbc.ru/trends/industry/5ece23569a79479c90f3377b
5 Перспективы развития информационных систем управления цепями поставок. JEL: C44, C63, C88.
6 Сизов П.Л., Хмельницкая З.Б. Проблемы построения информационного обеспечения сетевой структуры цепей поставок. Экономика и предпринимательство, № 8 (109), 2019г, стр. 1159-1163.
7 Сизов П.Л. Методический подход к построению информационной системы управления цепями поставок. Сборник УрГЭУ, 2018 г.


Новые комментарии:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *