Улыбчивое лицо с хитроватым прищуром умных глаз: Илона Маска знают все, кто следит за новостями. И не только из мира науки и технологии – этому человеку удаётся оставаться в новостной повестке благодаря активному участию в событиях экономической и политической сферы. Он сам создаёт новостные волны, является трендсеттером и даже героем мемов, над которыми смеётся весь мир. Может себе позволить!

Но сегодня речь не о юморе и не о политике – всё серьёзно: Илон Маск представил восемь новых тезисов, которые будут определять вектор развития Tesla в ближайшие годы.

Предыстория: первый и второй мастер-планы Tesla

Стратегический план развития Tesla, представленный в мае 2023 года, – третья часть публично анонсируемого концепта развития компании. Первые две были презентованы в 2006 и 2016, соответственно. Напомним об основных пунктах, которые они содержали.

Тезисы 2006 года:

1. Разработка первого спортивного электрокара – модели для современных, динамичных, амбициозных покупателей. Этот электромобиль выпускается сейчас под названием Tesla Roadster.

2. Разработка первого семейного электрокара – целью этого шага была популяризация электромобилей среди населения. И они действительно пользуются спросом – первой такой моделью стала Tesla Model X, а её младшая сестра Tesla Model Y, относящаяся к категории кроссоверов, стала самым популярным электрическим автомобилем в США по итогам продаж 2022 года.

3. Внедрение в производственный и эксплуатационный циклы электромобильной отрасли использования солнечной энергии.

4. Создание разветвлённой сети элетрозаправочных станций, обеспечивающей комфортные поездки на электрокарах на дальние расстояния, – она получила название Supercharger и была запущена в эксплуатацию в 2012 году.

Как видим, основные цели мастер-плана семнадцатилетней давности заключаются в популяризации электромоилей как массового средства передвижения и создания условий для возможности их повсеместной эксплуатации.

Тезисы 2016 года:

1. Разработка грузового и пассажирского электротранспорта – расширение продуктовой линейки за счёт выхода в сегменты городских и междугородних автобусных перевозок и грузоперевозок. Грузовики на электрической тяге получили имя Tesla Semi.

2. Интенсификация выработки и хранения солнечной энергии – обеспечение стабильного использования этого вида природной (возобновляемой) энергии с целью более глубокого внедрения её использования, в т.ч. для обеспечения транспортной и жилищно-коммунальной сфер. Одним из шагов в этом направлении стала разработка и внедрение в массовое производство устройств Megapack, позволяющих хранить и использовать выработанную солнечную энергию в формате привычных литий-ионных аккумуляторов.

3. Создание полностью автономного электрокара – максимально безопасного в эксплуатации электрического автомобиля, способного двигаться по заданному маршруту без участия водителя. Первые шаги в этом направлении были сделаны ещё до обнародования второго мастер-плана – в 2015 году публике была представлена система автономного управления электромобилем под говорящим названием Autopilot.

4. Обеспечение доступа другим автоконцернам к уникальным технологиям корпорации Tesla, создание совместимых электрокаров и предоставление возможности производить зарядку электромобилей конкурентов на электрозаправках сети Supercharger.

Основной философией второго мастер-плана Tesla, таким образом, становится экологическая повестка: снижение выбросов, создаваемых автомобилями с бензиновыми двигателями, как за счёт популяризации электрокаров как таковых, так и за счёт охвата самой «тяжеловесной» категории автотранспорта, на единицу которой приходится большее количество выделяемого CO2. По данным, которыми оперировал Илон Маск на встрече с акционерами Tesla в этом году, совокупное сокращение выброса углекислого газа, достигнутое путём внедрения и распространения устройств и технологий Tesla, составило в 2022 году около 13 миллионов тонн.

Надо отметить, что заявленные планы Tesla успешно реализовала – и потому наступило время смотреть в будущее и ставить новые задачи. Пришло время для презентации третьего мастер-плана.

8 тезисов Илона Маска 2023 года. Что нового?

Презентация третьей части стратегического плана Tesla на обозримую перспективу случилось 16 мая 2023 года на традиционной ежегодной встрече Маска с руководством и акционерами компании. В этом году количество тезисов от Илона Маска – такое же, как в двух первых мастер-планах, вместе взятых. Рассмотрим восемь тезисов подробнее:

Сокращение выбросов углекислоты в мировых масштабах

Главной миссией этого этапа Илон Маск считает более масштабное – не только в рамках США, но и всего мира – внедрение возобновляемых источников энергии в производственную сферу и обеспечение социальных потребностей населения. По его расчётам, реализация плана потребует инвестиций в размере около десяти триллионов долларов, то есть десятой части современного совокупного объёма мировой экономики. При этом бизнесмен считает, что это вполне адекватная стоимость беспроблемного доступа к возобновляемой энергии – такой вклад в будущее всей планеты не может измеряться коммерчески и так или иначе окупится.

Ограничение, а в перспективе – полная ликвидация использования детского труда

Дело в том, что в высокотехнологичной сфере используется множество редкоземельных элементов, в частности, кобальт. Большинство месторождений находятся в странах так называемого третьего мира. Так, было упомянуто, что в африканской республике Конго на добыче кобальта работают поголовно жители целых деревень.

При этом неконтролируемо используется детский и женский труд, как нетрудно догадаться, в тяжёлых, вредных для здоровья условиях, с низким уровнем оплаты и практически нулевым социальным обеспечением сотрудников. Фактически, это новая форма современного рабства. Илон Маск поставил перед Tesla задачу прекратить использовать труд малолетних конголезцев.

Массовый переход электрокаров на использование приводов нового поколения

Их главной технологической особенностью является сокращение использования карбида кремния, а также редкоземельных элементов. Анонсирован постепенный полный переход электромобилей Tesla на новые приводы.

Стоит отметить, что Маск – не из тех, кто выжимает из внедрённой технологии всё, что возможно и думает о технологическом рывке, только когда конкуренты начинают наступать на пятки. Ему интересен, судя по всему, сам процесс движения вперёд, соревнование с самим собой, игра на опережение – и именно поэтому он всегда впереди остальных.

Повышение мощности архитектуры электрокаров

Маск сообщил, что планомерно будет осуществлён переход на 48-вольтовую архитектуру взамен традиционной 12-вольтовой. Что интересно, согласно объявленным данным, при этом будет использоваться на 75% меньше меди – ещё один шаг к сокращению ресурсов и потенциальному уменьшению себестоимости производства при повышении потребительских характеристик транспортных средств Tesla.

Использование архитектуры повышенной мощности позволит обеспечить оптимальный объём энергии, необходимой для дополнительных, активно внедряемых в новые и существующие модели электромобилей модули, такие как автопилотирование и обеспечивающие его системы навигации, камер заднего вида, дополнительное освещение, мультимедийные сервисы и т.д.

Совершенствование систем безопасности и продолжительности работы без подзарядки

Безопасность передвижения на автомобилях Tesla – один из приоритетов компании, наравне с экологичностью используемых технологий, этому вопросу традиционно уделяется много внимания технологов и инженеров.

А продолжительность работы на одной полной заправке электроэнергией планируется увеличить до пятидесяти часов в неделю. Кстати, этот момент тоже косвенно связан с безопасностью – электромобиль не остановится в неподходящем месте и в неподходящее время.

Комплексный IT-подход

Кроме разработки технологий, связанных с производством электромобилей, выработкой, хранением, транспортировкой и использованием солнечной энергии, Tesla анонсировала планы разработки собственного программного обеспечения.

Новое корпоративное ПО должно будет обеспечить решение таких задач корпорации как обеспечение процесса страхования, управления финансовыми потоками, логистикой – промышленной и сбытовой, а также создание и управление инфраструктурными центрами хранения и обработки данных (Data & Analytics Centers). Можно ожидать, что такие планы обеспечат ещё большую автономию Tesla, минимизировав её зависимость даже на офисном уровне от других крупных игроков IT-сферы.

Расширение и модернизация производственной сети

Объём производственных мощностей Tesla наращивает постоянно. Среди наиболее масштабных пунктов плана по данному направлению – расширение завода под названием «Гигафабрика» в штате Невада, США (в частности, на нём планируется выпускать электрокары Tesla Semi и аккумуляторные батареи).

Строительство завода по очистке промышленного лития, строительство нового завода в Мексике (договор с правительством страны на размещение производственных мощностей уже заключён).

Искусственный интеллект на службе человеку

Представленный широкой аудитории ещё в 2021 году робот-андроид Optimus (Оптимус) планируется оснастить системой Autopilot, изначально созданной для автономного беспилотного управления электрокарами. Это позволит использовать его в повседневных практических целях: выполнение работы по дому, покупка товаров в магазинах, выполнение стандартизованных рабочих задач на заводах и фабриках.

Вектор развития Оптимуса – создание системы «общего искусственного интеллекта», ориентированной на замену человека в тех областях, где это оптимально или необходимо по тем или иным причинам (вредное производство, тяжёлая работа, бытовая помощь инвалидам и т.д.). Интересно, конечно, как этот тезис сочетается с недавним заявлением Маска об опасности развития искусственного интеллекта в целом.

Мы ждём перемен: как Илон Маск меняет реальность

Анонсирование планов, вынесение стратегии на публику – не самый распространённый шаг в бизнесе. С одной стороны, он говорит об уверенности в себе – ведь заявляемые Маском позиции всегда инновационны и амбициозны. С другой стороны, они не позволяют сойти с дистанции, держат в тонусе, поскольку «доброжелателей», который будут отслеживать исполнение каждого шага и злорадно улюлюкать по поводу каждого неисполненного пункта плана всегда будет много.

Основная идеология, миссия, сверхзадача – называйте как хотите! – компании Tesla остаётся на протяжении почти двух десятилетий всё той же: постепенный переход человечества на возобновляемые источники энергии, сокращение выброса парниковых газов в атмосферу. Таким образом – создание предпосылок длительного и комфортного существования человечества на планете Земля.

Задача более, чем амбициозная, однако мы видим, как шаг за шагом Илон Маск меняет окружающую реальность. Сколько было сомнений и издёвок по поводу первых электромобилей – но они его не остановили. Столько же скепсиса присутствует в информационном пространстве по поводу практически каждого его проекта, но он продолжает идти своей дорогой – и меняет мир не только вокруг себя, но и в глобальном смысле.

Да, Маск не ограничивается электрокарами и связанными с ними технологиями – в этот раз мы не останавливаемся на его космических проектах, системах спутникового интернета и других проектах. Их много и все они – масштабны и амбициозны. И поэтому мы будем продолжать следить – и за его заявлениями, и за его действиями. Это действительно интересно!


Новые комментарии:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *