При каких условиях в компании рождаются прорывные идеи? Мы в Bosch нашли идеальную формулу «среды для инноваций»: лучшие кадры, вдохновляющие условия работы и достаточное количество свободного времени.

РОЖДЕНИЕ ИДЕЙ

Нет ничего странного в том, что Кремниевая долина появилась именно в США, а не в Европе. Российского читателя может удивить этот факт, но, вопреки стереотипам о «передовых странах», европейцы не имеют ни особых возможностей, ни желания заниматься стартапами. В этом Россия и Западная Европа похожи. Дело не только в дефиците венчурного капитала, но и в банальной нехватке смелости. Лишь 25% жителей Германии, к примеру, готовы начать свое дело, в то время как в США этот показатель — 40%.

Главная причина низкой активности населения — страх прогореть; именно боязнью неудачи объясняют свое нежелание заниматься предпринимательством 80% жителей страны. В то же время в США провала стартапа боятся лишь 30%. Если Европа хочет развиваться по модели Кремниевой долины, ей следует учиться рисковать. А Германии, как и России, нужно воспитывать дух предпринимательства, особенно среди молодых выпускников университетов.

Для Bosch ответ на вопрос, кто должен создавать условия для развития инноваций и процветания предпринимательского духа, очевиден: в первую очередь — крупные компании. Это наша зона ответственности. Мы намереваемся собственным примером доказать, что корпорации способны создавать принципиально новую среду для развития научной мысли. Для этого компания Bosch вложила около 310 млн евро в открытие в германском Реннингене научного кампуса, в котором около 1,7 тыс. специалистов будут заниматься НИОКР и прикладными промышленными исследованиями (открытие центра состоялось в октябре 2015 года). Больше того, мы хотим, чтобы наши исследователи не только обдумывали здесь будущие новинки — мы стремимся превратить их в удачливых предпринимателей.

Реннинген — это, если угодно, «Стэнфордский университет» компании Bosch. При создании кампуса использовались те же идеи, которые применяют при строительстве штаб-квартир крупнейших технологических компаний: открытые рабочие зоны, множество уголков для уединенной работы, возможность проводить совещания или мозговые штурмы на свежем воздухе (прямо у кромки воды, по соседству со специально вырытым прудом), соединенные пешеходными галереями здания.

Все здесь работает на то, чтобы перевернуть распространенный в немецких корпорациях строгий подход к организации рабочего пространства. Даже часы на стене в специальной «творческой комнате» показывают время, не соответствующее действительности: так людей пытаются спровоцировать на более смелый, нестандартный образ мышления. Многие инженеры говорят, что циферблат с «неправильным» временем раздражает их, но при этом признаются, что он постоянно напоминает им о необходимости менять привычный взгляд на вещи.

В Реннингене предусмотрена вся инфраструктура, включая центры прототипирования и трансфера технологий. На территории научного городка располагаются 11 лабораторий и мастерских, «чистые» комнаты для микроэлектронного производства, конвейерная лента для создания серийных образцов, библиотека, вычислительный центр, комплекс солнечных батарей и водоочистных сооружений и даже пожарная служба.

Новый кампус — не только способ вдохновить сотрудников на свежие идеи, но и необходимая уловка для того, чтобы привлечь в Реннинген самые светлые головы со всего мира. Ведь не секрет, что глобальные высокотехнологичные корпорации сегодня находятся в ожесточенной борьбе за профессионалов — «войне талантов». Победит тот, кто соберет самую передовую армию.

Мы делаем ставку на молодых перспективных специалистов: в Реннингене будут трудиться 1,2 тыс. сотрудников Bosch, занятых в области НИОКР, а также 500 аспирантов и практикантов. Инженеры-электрики и механики, специалисты в области компьютерных технологий, аналитики, химики, физики, биологи и технологи микросистем… Важно привлекать специалистов разного профиля и создавать максимально широкий технологический диапазон исследований и разработок.

Основными направлениями деятельности центра станут разработка программного обеспечения, сенсорные технологии, автоматизация, системы помощи водителю и аккумуляторные технологии, а также совершенствование систем силовых агрегатов. Особое внимание будет уделено сетевым технологиям, связанным с «интернетом вещей».

Трудно предугадать момент, когда ученого или инженера «озарит», когда у него появится вдохновение. Но создать подходящую среду для этого вполне возможно. Инновационные идеи сами собой генерируются потоком, когда вы подбираете лучших специалистов, обеспечиваете их прекрасными условиями работы, как в Реннингене, и даете им свободное время. Ноу‑хау Bosch в области стимулирования инноваций — так называемое концептуальное время. 10% своего рабочего времени каждый исследователь может тратить по собственному усмотрению на личные проекты.

Это может быть простое обдумывание идей, проведение экспериментов, нетворкинг с коллегами — что угодно. Ведь для реализации творческого потенциала специалисты нуждаются в свободе.

ПУТЬ НА РЫНОК

В Bosch специфически трактуют термин «инновации». Мы глубоко убеждены, что прорывная идея превращается в инновацию только тогда, когда она становится успешным товаром, вышедшим на рынок. Довести идею до рынка — сложная задача. В прошлом многие изобретения и технологии в Bosch погибали еще на стадии концепта просто потому, что им мешала корпоративная организационная структура. Как и во многих других компаниях, мы прибегали к сегментации бизнеса на несколько единиц, каждая из которых отвечала за маркетинг и продвижение определенных товарных групп.

Но изобретения порой не вписывались ни в одно из существующих подразделений; для их продвижения на рынок требовалось бы организовать новую бизнес‑единицу. Этого, конечно, не происходило, и потенциальные инновации отправлялись на «кладбище идей».

Два года назад мы начали применять другой подход, схожий с тем, который используется в компаниях Кремниевой долины. В начале 2014 года мы создали бизнес-инкубатор Bosch Startup Platform (он тоже переместился в Реннинген) и предоставили разработчикам административные сервисы, пространство для работы, финансовую поддержку. Исследователи могут представлять здесь свои проекты, формировать стартапы и выводить товары и услуги напрямую на рынок без помощи бизнес‑единиц.

Ответ на вопрос, кто должен создавать условия для развития инноваций и процветания предпринимательского духа, очевиден: в первую очередь — крупные компании. Большие мультинациональные корпорации обладают необходимыми ресурсами, чтобы обустраивать принципиально новую среду для развития научной мысли

Одним из первых продуктов, выпущенных по этой модели, стал сельскохозяйственный робот Bonirob. Его разработал «внутренний» (то есть организованный сотрудниками Bosch) стартап Deepfield Robotics. Робот — механизм размером с небольшой автомобиль, предназначенный для помощи в выращивании сельскохозяйственных культур и сборе урожая. Он также занимается «прополкой»: Bonirob способен отличать культурные растения от сорняков (по цвету, размеру и форме листьев) и уничтожать механическим способом траву, «выбивая» ее из почвы с помощью специальных манипуляторов.

Помимо этого, робот отслеживает, насколько хорошо себя чувствуют растения, достаточно ли они устойчивы к вредителям, и рассчитывает количество воды и удобрений, в которых они нуждаются. Тестировался сельскохозяйственный робот на современной площадке для испытания систем помощи водителю в Реннингене — тех самых, с помощью которых в будущем станут передвигаться беспилотные автомобили. Другой любопытный проект Deepfield Robotics — «умное» поле. Разработчики снабдили сенсорами участок, на котором выращивается спаржа — чрезвычайно нежное растение, для роста которого требуется поддерживать температуру от 18 до 22 градусов.

Сенсор в каждой лунке измеряет этот показатель и отправляет данные на смартфон фермера. Для регулировки температуры фермеры используют двустороннюю фольгу, одна сторона которой белая, а другая — черная. Если растение нуждается в тепле, фермер поворачивает фольгу черной стороной вверх, для охлаждения — наоборот, белой. Не исключено, что эти действия тоже могут быть автоматизированы, в том числе и силами Bonirob.

России только предстоит решить проблему разрыва бизнеса и науки. Сделать это можно в том числе с помощью создания внутри крупных компаний соответствующей инфраструктуры для появления стартапов — по примеру Bosch. В России имеется серьезная исследовательская база в ряде специализированных областей, включая аэрокосмическую, а также господдержка инновационных разработок. Эти факторы способствуют успеху исследований в таких сферах, как электроника, вычислительные науки, гидро- и термодинамика, а также разработка электродвигателей и технологий энерго­сбережения.

Кстати, именно поэтому Bosch продолжает активно поддерживать работу своего научно-технологического центра в Санкт-Петербурге: за последние пять лет в этот проект было вложено около 3,5 млн евро. Достижения российских ученых известны всему миру — однако им осталось научиться не только двигать науку вперед, но и создавать, а главное, выводить на рынок разработки «для жизни», инновационные продукты, направленные на удобство потребителей.


Своя долинаАвтор: Майкл Болле — президент направления R&D компании Bosch


Новые комментарии:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *