Транспортная отрасль нашей страны состоит из самых разных организаций. Но одно их объединяет — общий подход к организации систем хранения данных. Он связан как с регуляторикой в сфере информационной безопасности, так и с усложнением информационных систем, а также ростом объёма накапливаемых данных — их нужно быстро и качественно обрабатывать.

Какие СХД сегодня востребованы в транспортной сфере и насколько продвинулись отечественные производители таких систем.

Кратко о цифре в транспорте

Развитие транспортной инфраструктуры в такой огромной стране, как Россия, — это невероятно сложная и всегда актуальная задача. Необходимо повышать уровень связности регионов, улучшать условия внутренней миграции и транспортировки товаров, повышать экспортный потенциал государства.

Можно вспомнить, как к этому «снаряду» подходили на разных этапах истории страны — в том числе вкладывались немалые средства в модернизацию. Но спустя время снова нужен новый рывок.

Сегодня такой рывок предпринимается: наряду с государственной программой по развитию транспортной системы действует и национальный проект по внедрению интеллектуальных транспортных систем, и проекты «умных городов». Информационные технологии вносят серьезные коррективы в обновление транспортной сети.

В разных регионах уже много работающих компонентов таких интеллектуальных систем и цифровых сервисов. Среди них — система управления светофорами, автоматическое распознавание автомобильных номеров, распознавание признаков возгораний на железнодорожных станциях, система дистанционной продажи билетов, внутренние аналитические системы транспортных организаций.

В 2021 году только на внедрение региональных ИТС государство собиралось выделить 3,9 млрд рублей.

Чем активнее развивается транспортная система, тем выше становится уровень цифровизации транспортных узлов: появляется необходимость собирать, хранить, анализировать и передавать всё большие объемы информации, инвестировать в управление транспортными информационными системами.

А чем больше «цифры», тем больше площадь атаки для киберпреступников — и значит, тем надежнее должна быть защищена информация. Транспортные узлы — места повышенной опасности для чувствительных данных.

Новая реальность преподносит новые вызовы. На состав транспортной ИТ-инфраструктуры сильно влияет государственный курс на импортозамещение. Требования по использованию отечественных программных и аппаратных средств усиливаются, особенно для объектов КИИ, к которым относятся многие транспортные информационные системы.

Старые и новые задачи СХД

Глобально все задачи по хранению данных транспортных организаций можно разделить на две большие группы. Первая — обеспечение общих вычислений: сюда относятся все информационные системы, базы данных, корпоративные приложения.

Традиционно для их размещения используются классические системы хранения данных. Но чаще всего их выбирают по инерции — гораздо более эффективно решают задачи гиперконвергентные системы.

Гиперконвергентные системы, например, такие как отечественная система Aerodisk vAIR, характеризуются хорошо гибкостью в эксплуатации, прогнозируемой нагрузкой и легким масштабированием. Не нужно строить большую сложную инфраструктуру отказоустойчивого кластера — отдельно СХД, коммутаторы, серверы и платформы виртуализации, гиперконвергентная система совмещает в себе эти компоненты.

Достаточно лишь установить несколько серверов — и вот организация уже сразу получает работающую отказоустойчивую платформу, которую легко обслуживать и развивать по мере необходимости за относительно небольшие деньги. Кроме того, гиперконвергентная инфраструктура проще взаимодействует с облачными платформами — в том числе государственными облаками, строительство которых сегодня активно продвигается.

Значимой подзадачей в этой группе выступает резервное копирование. Если данные требуют долговременного хранения (в отдельных случаях — от 25 лет и более) и не предполагают оперативного доступа к ним, можно использовать ленточные библиотеки.

Для оперативного бэкапа с возможностью быстрого восстановления лучшим вариантом станет расширение гиперконвергентной системы дополнительными нодами хранения с хорошим уровнем дедупликации и компрессии

Вторая большая задача на транспорте — видеонаблюдение и видеотрансляция. Не секрет, что основной объем трафика (по недавним исследованиям, более 60%) в сетях передачи данных приходится на видеотрафик. Это одна из технологических тенденций, влияющих, в том числе, на потребность в мощностях СХД.

На дорогах, вокзалах, аэропортах и других транспортных объектах расположены тысячи IP-видеокамер, передающих петабайты данных, причем зачастую картинка имеет разрешение 4K, а то и 8К.

Для хранения видеоархива лучше остановить свой выбор на классических СХД, как это, например, реализовано в системах «Безопасный город» на базе систем хранения Aerodisk Engine. Всё дело в характере нагрузки: видеопоток при записи создает последовательную нагрузку большими блоками данных, которые практически не сжимаются.

Классические системы хранения справляются с ними лучше.

В рамках этой задачи формируется отдельный, относительно новой подпункт — продвинутая видеоаналитика. Для обработки входящего видеопотока аналитическим ПО системе требуются интегрированные графические процессоры. В ближайшее время ожидается появление СХД, которые смогут не только хранить данные, но и на аппаратном уровне использовать подобные процессоры.

Такие программно-аппаратные решения будут актуальны для многих объектов транспортной отрасли: аэропортов, железных и автодорог, морского и речного транспорта, особенно для грузоперевозок. Радует, что один из таких процессоров, RoboDeus, готовит к массовому выпуску российская компания «Элвис».

Мы совместно с компанией «Элвис» разрабатываем специализированную СХД, предназначенную для обработки больших видеоданных, на процессорах компании.

В путь на российских решениях

Среди систем хранения данных, виртуализации, резервного копирования, а также некоторых смежных систем (ОС, СУБД, почтовых, систем безопасности) на российском рынке присутствуют конкурентоспособные отечественные решения, причем разных производителей.

Например, на российских гиперконвергентных системах vAIR можно размещать и транспортные системы управления, и классические инфраструктурные системы, базы данных и многое другое — учитывая необходимый уровень отказоустойчивости и кибербезопасности.

Также к ним можно присоединять большие государственные облака, используя стандартные протоколы RESTful API, без проблем организовывать на них виртуальные рабочие места.

Кроме того, скоро ожидается появление процессоров Эльбрус 16С и Байкал-S, поддерживающих виртуализацию. Мы уже ведем разработки в этом направлении.

А целиком отечественные гиперконвергентные системы, от процессоров и до виртуальных машин и контейнеров, планируются к выходу как у «Аэродиска», так и у других производителей.

Если говорить про хранение данных видеонаблюдения и аналитический софт, то и здесь российские игроки давно и активно предлагают свои разработки: например, системы от компаний ISS или «Нетрис», которые справляются с самыми сложными задачами видеонаблюдения и аналитики. СХД для них широко востребованы на рынке — мы предлагаем Aerodisk Engine или полностью отечественный «Аэродиск Восток».

В целом если избавиться от стереотипов по поводу отечественных решений, на рынке можно найти много проверенных, хорошо работающих, недорогих комплексных систем. Примеров их внедрений много: например, свою ИТ-инфраструктуру уже перевели на отечественные решения «Дороги России».

С помощью российских решений, в том числе СХД, можно закрыть существенную часть потребностей заказчиков как в госсекторе, так и в бизнесе.

С развитием отечественных технологий легче создать условия для роста внутреннего рынка, появления новых рабочих мест, инициировать изучение этих продуктов в образовательном процессе. Таким образом, российские разработчики способны оказать сильное положительное влияние на всю российскую экономику.


Новые комментарии:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *