Китай и Япония — страны Восточной Азии, у которых много общего и различного. В то время как Япония раньше была первой азиатской экономикой, которая быстро развивалась, Китай обогнал Японию по размеру ВВП в 2010 году, став второй по величине экономикой в ​​мире после США.

Хотя Китай и Япония разделяют историю быстрого экономического развития в Восточной Азии, их нынешнее статус-кво сильно отличается.

В то время как Китай развивает технологии и быстро движется вперед, чтобы конкурировать с США в инновациях, которые стимулируют изменения, Япония более устойчива к изменениям и предпочитает статус-кво.

Например, Китай является одним из предшественников индустрии финансовых технологий, и большинство китайцев используют WeChat и Alipay для обработки платежей практически в каждой транзакции. Однако некоторые рестораны и магазины в Токио, столице Японии, по-прежнему принимают только наличные и отказываются от других способов оплаты, не говоря уже о кредитных картах.

Другой пример — сервис райдшеринга. Хотя такие сервисы, как Uber в Японии, являются незаконными, как и в Южной Корее, в Китае есть много отечественных начинающих технологических компаний, предлагающих услуги совместного использования, например компания Didi Chuxing.

Какие факторы вызывают такую ​​разницу между двумя крупнейшими экономиками мира? Воспользуемся двумя примерами — FinTech и сервисом совместного использования пассажиров — чтобы объяснить, что наличие инфраструктуры и корпоративных интересов не позволяет Японии вносить изменения, в то время как Китай скорее извлекает выгоду из их отсутствия.

Финтех-сервис

Китайские технологические компании имеют преимущества в FinTech, которых нет у их западных коллег, а именно:

  • Огромное количество доступных качественных данных;
  • Контроль и защита защита личных данных;
  • Государственная поддержка китайского бизнеса проектом «Сделано в Китае 2025»;
  • Рост расходов на НИОКР и количества патентов;
  • Общество быстро меняется вместе с развитием технологий.
Инновации финтеха в Китае

Китай смог стать полностью денежным обществом за короткий период времени. Страна смогла отказаться от кредитных карт, которые преобладают в других странах с развитой экономикой, таких как Япония и США.

Вместо этого, Китай перешел к сканированию QR-кодов просто потому, что у него не было инфраструктуры кредитных карт.

Другими словами, так как в Китае не было сети кредитных карт, не было и сопротивления со стороны заинтересованных сторон и корпоративных интересов, и, следовательно, Китай мог без особых проблем совершить рывок вперед к услугам FinTech.

С другой стороны, в США и Японии уже есть хорошо зарекомендовавшие себя компании по выпуску кредитных карт, которым есть что терять в инфраструктуре, в которую они инвестировали.

Хотя такие компании, как Master и Visa, вводят новшества, чтобы выжить в эпоху финансовых технологий, однако:
1 ) эти компании неизбежно замедлили процесс перехода к платежной системе QR, потому что они потеряли бы источник дохода;

2) люди уже привыкли использовать кредитные карты, и, следовательно, потребуется больше времени, чтобы переключиться на новые методы платежей.

Между тем, многих удивит тот факт, что Япония — была первой страной, которая предложила систему QR-кодов.

Как это возможно, что страна, которая первой изобрела QR-систему, не использует ее в индустрии финансовых технологий, а позволяет Китаю доминировать в этом вопросе?

Есть много причин, но одна из самых важных — это наличие в Японии карты под названием SUICA , перезаряжаемой бесконтактной смарт-карты, которая использовалась в транспорте, торговых автоматах и ​​многих магазинах, выпущенных в 2001 году.

Система была разработана в Японии с большими начальными инвестициями, и многие компании присоединились к этой экосистеме, чтобы заработать больше денег. Хотя в то время это было инновационным и удобным, инфраструктура Suica стала настолько огромной, что заменить ее стало невозможно.

Более консервативная экономика Японии проигрывает инновациям Китая

Таким образом, даже если QR-код был впервые разработан в Японии, использование QR-кода было ограничено несколькими областями, такими как отслеживание розничных продаж и производственного процесса.

Хотя японское общество недавно стало свидетелем появления новой платежной системы с помощью системы QR-кода, Китай стал доминирующим игроком в индустрии финансовых технологий с помощью системы QR-кода, в то время как Япония продолжала использовать свою консервативную инфраструктуру Suica в течение последних двух десятилетий.

Экономика совместного использования (совместное потребление)

В то время как США и Китай являются лидерами в сфере услуг совместного использования такси для пассажиров, в Японии по-прежнему доминируют традиционные такси, а услуги совместного использования поездок по-прежнему незаконны.

Экономика совместного потребления в Китае

Это связано со следующими конкретными законами, регулирующими отрасль в Японии:
1) Более высокий барьер для входа в отрасль корпоративного такси с различными правилами и требованиями в каждой провинции Японии;

2) Более высокий барьер для того, чтобы стать водителем частного такси, поскольку закон требует, чтобы у водителей не было записей о дорожно-транспортных происшествиях и нарушениях за 10 лет.

Если появится Uber, каждый может стать водителем такси, а это означает, что нынешние таксисты несут несправедливое бремя отсутствия записей о дорожно-транспортных происшествиях и нарушениях за 10 лет. Зачем кому-то пытаться стать водителем такси через 10 лет, если с Uber можно сразу же начать оказывать перевозки пассажиров в такси за деньги?

Таким образом, Япония до сих пор не разрешила внедрение Uber из-за сопротивления водителей такси.

Таким образом, в то время как Китай пользуется всей поддержкой правительства и отсутствием заинтересованности в развитии своей технологии совместного использования для пассажиров, Япония не может открыть свой внутренний рынок из-за корпоративных интересов в индустрии такси, как в Южной Корее.

В итоге

Могут быть и другие культурные причины того, почему китайцы предпочитают быстро двигать вперед свою экономику, в то время как Япония предпочитает оставаться в консервативной экономике. В целом, Китай за последние годы вырос настолько быстро, что открыт для вызовов и может сохранить динамику роста. С другой стороны, Япония в целом стала консервативной, поскольку с 1990-х годов она пережила длительный экономический спад.

Хотя могут быть и другие факторы, объясняющие разницу, основная причина, по которой Япония остается консервативной, заключается в том, что страна связана хорошо организованными институтами и инфраструктурой, которые формировали Японию в прошлом, тогда как для Китая это скорее ее отсутствие, это ускоряет инновации и изменения.

Помимо двух примеров, упомянутых выше, есть многочисленные примеры, которые показывают, что Япония остается устойчива к изменениям (например, Япония по-прежнему продает самое большое количество музыкальных компакт-дисков в мире, когда все остальные в мире транслируют и загружают музыку из Интернета).

Что это значит для этих двух стран? Масаеши Сон, основатель SoftBank Group и куратор фонда SoftBank Vision Fund стоимостью около $100 млрд, сказал в своем заявлении: «Vision Fund инвестирует по всему миру, но не в Японии. К сожалению, реальность такова, что единорога ИИ здесь не существует, поэтому нет шанса инвестировать в Японию».

Если Япония не изменится в эпоху технологических перемен, все больше и больше инноваций будет происходить за пределами Японии.


Новые комментарии:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *