За последние 20 лет в России произошло несколько масштабных кризисов, от которых бизнес и диджитал только крепчали. Но кризис 2022 года сломал шаблоны: основную роль сыграла политическая, а не экономическая составляющая. Из-за чего сильно изменился набор инструментов, доступных российским предпринимателям. Популярные соцсети стали ограничены в доступе и функционале, многих волнует вопрос: где теперь размещать рекламу и искать клиентов?

Можно ли полагаться только на социальные сети

Развитие любого бизнеса невозможно без эффективной стратегии продвижения. Многие делают основной упор на социальные сети, ведь этот способ быстро окупается и не требует больших вложений, к тому же это отличный инструмент, чтобы привлечь внимание клиентов и получить ценную информацию о них.

В соцсетях зарегистрировано — 106 миллионов человек только в России, по данным отчета Global Digital 2022. Это 72,7% населения страны. И большинство этих людей — потенциальные покупатели.

Но у этого канала продвижения есть и ряд существенных минусов, например, отсутствие:

• сквозной аналитики;
• документооборота;
• возможности отслеживать заказы и работу менеджеров.

А ведь любой бизнесмен должен ясно видеть картину происходящих процессов — продаж, производства, логистики. Если что-то упускается из виду, там, как правило, и начинаются проблемы.

К тому же, практика показала, что, полагаясь только на соцсети, можно в одночасье лишиться бизнеса. В марте 2022 года Роскомнадзор заблокировал многие сети и сервисы — в Instagram* и Facebook* стало невозможно зайти без VPN, TikTok запретил размещать новый контент, Google отключил контекстную рекламу на российских пользователей, а YouTube — монетизацию каналов.

Маркетологам и владельцам бизнеса пришлось продумывать иные методы продвижения, потому что они потеряли большое количество «теплых» клиентов и инструментов для коммуникации с ними.

Что же делать в текущей ситуации, как и где проявляться бизнесу, чтобы не только не потерять клиентов, но и продолжить развиваться?

Омниканальность: что это и как может помочь бизнесу

Главная задача любой компании — вызвать у потребителей настойчивые ассоциации с со своей продукцией. Например, чтобы при мысли о чипсах человек представлял, как лакомится хрустящими дольками вашего производства. Чем лучше покупатели будут знать бренд, тем чаще при принятии решения о покупке будут останавливаться на вашем продукте/товаре/услуге.

Чтобы добиться этой цели, нужно использовать принцип омниканальности. Это модель, которая связывает в одну систему несколько каналов коммуникации с клиентом.

Чтобы провести человека по воронке продаж и довести его до покупки необходимо сделать от семи касаний, чтобы воздействовать на покупателя с разных сторон: с помощью рекламы в соцсетях, на радио или телевидении, публикаций в СМИ, собственного сайта или мобильного приложения, взаимодействия с другими брендами и не только.

Часто воронка продаж выстраивается по формуле AIDA: «Внимание → интерес → желание → действие». Но такой подход не всегда работает, поскольку человек может пропускать какие-то этапы, обдумывать предложения конкурентов, несколько раз переходить на сайт с помощью разных источников и так далее. Факторов, которые влияют на решение клиента, много.

Например, клиенту нужен диван, он видит контекстную рекламу, переходит по ссылке на сайт, но модели, которая ему нравится, не оказывается в наличии. Он расстраивается, но оставляет email-адрес для рассылки. Получив через некоторое время от компании письмо с каталогом продукции, видит, что этот диван продается со скидкой, но отвлекается и забывает про письмо и предложение.

Спустя неделю видит рекламу Вконтакте и вспоминает о желании купить товар. Через несколько часов связывается с менеджером компании, оставляет предоплату, а затем выкупает заказ.

Сказать однозначно, какой из каналов оказался наиболее эффективным, сложно, каждый из них повлиял на решение клиента. Поэтому для грамотного продвижения бизнеса в современных условиях необходимо использовать комплексный подход.

Стратегии продвижения: на что делать акцент

Сегодня для российских предпринимателей доступна сеть Вконтакте, в чью жизнеспособность еще недавно мало кто верил, Одноклассники и Telegram. Поэтому совсем отказываться от соцсетей не стоит — это, например, хороший инструмент для быстрого старта и проверки востребованности товара у клиентов.

Можно создать группу, опубликовать серию постов и запустить на них таргетированную рекламу. На это уйдет всего несколько дней, но такая стратегия поможет понять, стоит ли вкладывать в продукт время и средства.

Помимо соцсетей есть много других эффективных каналов продвижения, каждый из которых имеет достоинства и недостатки, но при комплексном подходе может привести к результату.

Контекстная реклама

Ваше объявление показывается в Рекламной сети Яндекса и на сайтах партнеров. Отличный источник трафика для организаций, которые продают продукцию и предлагают услуги.

  • Подходит почти для любого бизнеса: может использоваться как для прямых продаж, так и в качестве этапа в воронках. Исключения составляют товары и услуги, на которые не сформирован спрос.
  • Плюсы: целевые лиды через короткое время после начала кампании, эффективность продвижения, удобство настроек.
  • Минусы: поток трафика только при продолжении оплаты, возможность потери денег при неправильных настройках, скликивание рекламы — мошеннические действия конкурентов.

Пиар в СМИ: телевидение, радио, публикации в изданиях

Интервью руководителя компании, экспертные комментарии дают возможность донести ценности до большой аудитории и получить доверие, таким образом укрепив имидж компании и личный бренд руководителя.

  • Плюсы: пиар активности являются точкой касания с аудиторией, укрепляют доверие, влияют на узнаваемость, что впоследствии конвертируется в продажи.
  • Минусы: в компании нужен пиар менеджер, руководитель должен быть готов к медиа активностям; пиар как часть маркетинговой стратегии влияет на продажи не напрямую, а косвенно, работает вдолгую.

Подкасты и Youtube-каналы

Аудио- и видеоформаты становятся с каждым годом только популярнее не только в России, но и по всему миру. Их можно слушать и смотреть фоном в дороге, тренажерном зале, утром во время завтра, на прогулке. Через призму историй успеха и неудач, экспертных полезных лайфхаков, смешных случаев на работе потенциальный клиент видит не только бренд, но и людей, которые за ним стоят. Это буквально очеловечивает коммуникацию.

  • Плюсы: повышают узнаваемость, появляются в поисковиках, влияют на нетворкинг, более длинное и долговечное взаимодействие с аудиторией.
  • Минусы: необходимость навыка ораторского мастерства, не всегда подходит для узких и труднопонимаемых ниш.

Реклама в приложениях

Способ, похожий на контекст: в приложении показывается рекламные блоки, при взимодействии с которыми пользователь попадает на сайт.

  • Подходит тем, для кого эффективно работает контекстная реклама. Даже для продукта с несформированным спросом, поскольку такой вид продвижения не основан на частотности поисковых запросов.
  • Плюсы: привлечение целевой аудитории, высокий CTR — показатель кликабельности объявления.
  • Минусы: не подходит для дорогих и сложных товаров/услуг, для продажи которых нужно нескольких касаний.

Коллаборация с блогерами

Проще говоря, реклама у известной личности на сайте, в соцсетях или YouTube-канале. Хороший канал продвижения, если найти лидера мнений у вашей целевой аудитории.

  • Подходит компаниям, продающим «в лоб», когда клиентам показывается реклама, они на нее откликаются и покупают товар. Невысокие результаты дает при прогреве аудитории и реализации узкоспециализированного продукта.
  • Плюсы: эффективность взаимодействия.
  • Минусы: не всегда просто найти блогера, к которому прислушивается ваша ЦА.

Собственный сайт

Статьи в блоге хорошо привлекают клиентов по высоко-, низко- и среднечастотным запросам. Пользователи комментируют контент и пересылают знакомым, подписываются на рассылку и не только.

  • Подходит практически всем — с помощью блога можно успешно привлекать трафик на маркетплейсы, новостные сайты, порталы для В2В-услуг и не только. Малоэффективен при невысоком спросе на контент, например, пекарне при заводе блог не требуется.
  • Плюсы: стабильный трафик, возрастание лояльности клиентов, демонстрация экспертности.
  • Минусы: высокая стоимость создания сайта, небыстрые результаты, меньшая конверсия в продажу в сравнении с контекстной рекламой.

Платформа Дзен

Площадка для размещения контента, создавать каналы могут как предприятия, так и физические лица. В посты, статьи и новостные публикации вставляются ссылки на сайт. Не всегда трафик получается качественным: многие пользователи приходят на площадку для развлечения. Но хорошие материалы могут попадать в топ и приносить целевые переходы.

  • Плюсы: бесплатное и платное размещение, большая аудитория.
  • Минусы: не подходит молодым и малораскрученным компаниям, невысокая эффективность.

Email-рассылка

Небольшие письма, в которых предлагаются выгодные условия, интересные предложения и размещается кнопка целевого действия, ссылка на сайт или в мессенджеры.

  • Подходит любой компании, у которой есть сформированная клиентская база.
  • Плюсы: горячие и лояльные клиенты, хорошая конверсия.
  • Минусы: не подходит стартапам, не имеющим базу подписчиков.

Трафика не может быть много, поэтому по возможности используйте как можно больше каналов коммуникации. Так значительно вырастет вероятность того, что вы заинтересуете потенциальных клиентов. Главное, выбирать инструменты, которые подходят именно вашему бизнесу. А также следить за трендами и ситуацией в мире, чтобы при необходимости быстро перестроить стратегию продвижения.


Новые комментарии:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *