Бизнес-журнал представляет интервью с экспертом по эмоциональному интеллекту Эвелиной Леви. Тема интервью — ЭИ в деловых отношениях и бизнесе.

  • Популярность эмоционального интеллекта1 набирает обороты. О нем пишут, говорят, ему учат. Как вы считаете, насколько это оправданно? Действительно ли это волшебная таблетка, которая меняет все?
Эмоциональный интеллект в бизнесе: интервью Эвелины Леви
Эвелина Леви

Эмоциональный интеллект действительно может все изменить, но это далеко не волшебная таблетка. Люди, которые думают, что пройдут курс по ЭИ (здесь и далее — эмоциональный интеллект), и их жизнь автоматически изменится, сильно ошибаются. С этим, кстати, связано большое количество разочарований: я закончил курс, видел позитивные изменения, а потом все вернулось на круги своя. Значит, он не работает.

На самом деле, ЭИ – просто инструмент. Он эффективен только тогда, когда вы им регулярно пользуетесь. Представьте, что вы купили очень хорошую, дорогую электрическую зубную щетку, разработанную лучшими стоматологами мира. И… положили в шкаф. А потом удивляетесь, почему снова болят зубы. Так же и с ЭИ. Это очень эффективный инструмент, который работает, если им пользоваться каждый день. Тогда он действительно способен качественно улучшить жизнь, причем все ее сферы.

  • Давайте остановимся подробнее на бизнесе. Что дает ЭИ? Как может помочь, например, в создании стартапа или дальнейшем развитии компании?

Для начала, ЭИ поможет выбрать то дело, которое вдохновляет, делает жизнь наполненной и осмысленной. Это очень важно, если вы хотите не просто зарабатывать деньги, а получать удовольствие в процессе и развиваться. Когда мы опираемся только на логику, статистику, показатели прибыли, то, скорее всего, будем инвестировать в то дело, которое кажется наиболее выгодным по экономическим показателям.

Сейчас есть спрос на кофейни – и я открою кофейню, хотя сам вообще кофе не пью. Смогу ли я когда-нибудь добиться уровня Starbucks? Очень навряд ли. Если почитаете историю основателя Starbucks Говарда Шульца, то увидите, что успех начался со страсти к кофе. Он был под огромным впечатлением от итальянских бариста и хотел привезти культуру употребления кофе в США, где в то время продавали только разбавленный невкусный Американо. И это стало началом империи. Конечно, нельзя отрицать важность грамотной стратегии и маркетинга, но в любом деле, особенно на начальном этапе, будут возникать трудности. Если заниматься чем-то исключительно ради денег, то в какой-то момент вам просто не хватит мотивации продолжать, и вы сдадитесь.

  • Как в этом случае помогает высокий ЭИ?

Он позволяет хорошо понимать свои эмоции. А когда вы их понимаете, то можете отличить истинные желания и цели от тех, что навязаны – родителями, обществом, рекламой. На самом деле, это едва ли не главная проблема современности. Большинство прекрасно умеет ставить цели, но почти никто не умеет определять, нужны ли они нам. В результате люди тратят всю жизнь, добиваясь того, что не делает их счастливыми. Отсюда – кризис среднего возраста, внезапный дауншифтинг, эмоциональное выгорание и депрессии. Когда у человека вроде бы все есть, но он понимает, что это все не его.

  • Хорошо, допустим, благодаря ЭИ человек выбрал то дело, которое вдохновляет. Чем еще могут помочь «мягкие навыки»?2

Создать команду, которая будет разделять ценности лидера и поддерживать, создать атмосферу, в которой каждый может раскрыть свои таланты, минимизировать количество конфликтов. На них в обычном коллективе тратится порой до 40% рабочего времени.

Лидер с высоким ЭИ задает тон, от него зависит эмоциональное состояние сотрудников. Поэтому он должен быть примером. Но и для линейного персонала ЭИ очень важен. Главное преимущество, которое дает лидеру высокий ЭИ его сотрудников, — снижение уровня текучки, а значит — уменьшение затрат на поиск, найм и обучение новых кадров, которые получают знания и опыт, а потом увольняются. На этот счет есть очень показательная статистика международных компаний. Например, в компании L’oreal текучесть кадров в течение первого года работы среди сотрудников, нанятых на основе эмоциональной оценки интеллекта, была на 63% меньше.

Кроме того, сотрудник с развитым ЭИ изначально лучше понимает свои цели, знает сильные и слабые стороны, более самостоятелен и мотивирован, чтобы постоянно развиваться и расти внутри одной компании. Статистика также подтверждает, что развитый ЭИ команды положительно сказывается на прибыли. Сотрудник с высоким ЭИ умеет выстраивать эффективные отношения с коллегами и клиентами, лучше адаптируется к изменениям и справляется со стрессом. И в целом, сотрудник с высоким ЭИ работает эффективнее.

Исследования показывают, что на таких должностях, как менеджер проектов, производительность лучшего сотрудника на 85% больше, чем среднего. У бухгалтеров эта цифра еще выше – около 130%. Примерно 2/3 этой разницы связаны с эмоциональным интеллектом, а с «обычным» интеллектом – только 1/3.

Поэтому вложения в развитие навыков ЭИ у сотрудников любого уровня – одна из самых разумных инвестиций, которую может сделать лидер.

  • Есть ли профессии или сферы деятельности, для которых ЭИ критически важен, и те, в которых, условно говоря, без него можно обойтись?

Если говорить о рядовых сотрудниках, то навыки ЭИ критически важны во всех профессиях, которые связаны с общением напрямую с клиентами. Это официанты, продавцы, массажисты и косметологи, менеджеры по продажам и риелторы. Мы возвращаемся за услугами к конкретным людям, поэтому от их умения почувствовать настроение, вовремя разрядить обстановку и управлять своим состоянием, не заражаясь негативом от «сложных» клиентов, будет зависеть лояльность. А значит, и прибыль. Обойтись без ЭИ можно там, где важнее профессиональные навыки. Строителям или курьерам, конечно, нужно в первую очередь качественно выполнять работу.

Что касается лидеров, то в современных реалиях ЭИ пригодится всем, независимо от сферы. В работе топ-менеджеров сейчас более 4/5 успеха зависит от эмоциональной компетентности. Мы шагнули в новую эпоху, в которой нет ничего определенного. Когда у человека нет надежной опоры во внешнем мире, единственное, на что может опереться, — это он сам. И в этом смысле ЭИ – настоящее спасение, т. к. помогает не впадать в панику, для которой сейчас очень много поводов, управлять эмоциями и принимать взвешенные решения, подключать интуицию.

  • Когда уже есть сложившийся коллектив, в котором у каждого – свой уровень ЭИ, с чего стоит начать обучение?

Я всегда начинаю с тестирования исходного уровня у сотрудников и диагностики проблем. Определяем точку А, из которой будем двигаться, и точку Б, в которую хотим прийти. В каждой компании есть свои актуальные задачи, поэтому и обучение индивидуально.
Кому-то важно сократить количество конфликтов и научиться работать в команде над общими целями, кому-то – стать более адаптивными, научиться принимать изменения, которые предлагает лидер. Кому-то не хватает креативного подхода и инициативности. Мы исходим из задачи и работаем с ней.

  • Может ли ЭИ помочь с конкретной задачей – повысить доход бизнеса, выйти на новый уровень?

ЭИ может помочь сотрудникам повысить вовлеченность, сделать их работу более эффективной. Я уже говорила об этом выше, и это само по себе скажется на прибыли. Лидеру ЭИ поможет понять, что его ограничивает и почему.

У меня был клиент – владелец крупной сети аптек. У него был успешный бизнес, но в какой-то момент он перестал расти, никакие шаги не позволяли выйти на новый уровень. Мы начали анализировать эмоции, которые приносят деньги, и оказалось: чем больше был доход, тем больше вины и страха он чувствовал. Мы стали работать с этим, и выяснилось, что его отец считал, что большие деньги не приходят просто так, за них всегда придется расплачиваться – здоровьем, личным счастьем.

Мой клиент усвоил эту установку на подсознательном уровне и фактически сам себя ограничивал в заработке, чтобы не пришлось «расплачиваться». Мы проработали установку, клиент получил задание постоянно отслеживать эмоции, связанные с деньгами, и искать подтверждение тому, что на самом деле, никакой расплаты за большой доход не происходит. Через пару месяцев дело сдвинулось с мертвой точки, появились новые перспективы. Сейчас он расширяет сеть в странах СНГ.

Это очень частая история. У нас много подсознательных установок, которые управляют нашей жизнью совсем не так, как бы хотелось. Чаще всего мы о них даже не подозреваем, поэтому от них так сложно избавиться. Но эмоции могут подсказать, на что стоит обратить внимание. Эмоции – вообще всегда сигнал о чем-то важном, поэтому нужно понимать, откуда и почему они берутся.

  • По вашему опыту, сколько времени нужно, чтобы повысить уровень ЭИ?

Есть универсальный инструмент, который всегда включен в любую мою программу. Дневник эмоций. В котором нужно несколько раз в день отмечать текущее эмоциональное состояние, что его вызвало, какими изменениями на уровне тела сопровождается. Это база, без которой невозможно научиться отслеживать и понимать эмоции. Две недели – минимальный срок, в течение которого нужно вести дневник. Соответственно, это первый шаг.

Все остальное очень индивидуально, зависит от исходного уровня ЭИ и желания человека работать над собой. Курс может длиться от месяца до полугода, но надо понимать, саморазвитие – работа на всю жизнь. Как только прекращаем двигаться вперед, мы останавливаемся, а потом деградируем. Но я вас уверяю, как только вы увидите первые результаты в бизнесе и личной жизни, вам не захочется отказываться от ЭИ.


1* Эмоциональный интеллект — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

2* «Мягкие навыки» — это навыки, не связанные с конкретной профессией. К ним относят эмоциональный интеллект, креативность, стрессоустойчивость, умение слушать и работать с информацией, владение искусством делового общения и самоорганизации.


Новые комментарии:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *