Человечество движется вперед, но не всегда это движение приводит только к позитивному. Глобальные процессы, подарившие нам свободу и большой бизнес, создал многие социальные проблемы.

Как социальный бизнес помогает их решать и почему к 2030-му году все бизнесы будут стремиться к социальности, расскажет Элизабет Радюк, футуролог, основательница и амбассадор группы компаний “Амадей” (музей “Прогулка в темноте”, кафе “BlackOut” и СМИ “SoULcial”)”.

Элизабет Радюк

Современный глобальный мир

Глобализация – сближение компаний, стран и обществ во всех сферах жизни – изменила привычную структуру экономики. Благодаря ей в 21 веке появляются транснациональные корпорации, стимулируется экономика, люди и общества из разных уголков планеты общаются друг с другом, информация становится более открытой, и мы теперь находим нужные данные за одну секунду, делая всего пару кликов.

Но не всё так радужно, как кажется на первый взгляд. Глобализация вместе с возможностями “подарила” нам и серьезные проблемы:

• унификацию культуры;
• глобальные проблемы;
• ухудшение экологической ситуации;
• уменьшение вложений в социальных сектор со стороны государства;
• рост безработицы.

Подобную картину мы видим в проекте Высшей школы экономики: нейросеть сформировала инфографику самых популярных тем в информационном пространстве. Среди них экологические и социальные тренды: загрязнение воздуха, изменение климата, социальная изоляция и неравный доступ к благам.

Как реакция на эти проблемы появилось движение антиглобалистов. Они ратуют за экологичный и равный мир, уникальность культур и независимость отдельных государств. Они видят вредоносное влияние ТНК как источников власти и хотят уменьшить разрыв в уровне дохода жителей развивающихся и развитых стран.

Бизнес, спасающий планету – какой он?

Проблемы глобализации можно решить, только если и общество, и государство, и бизнес включит это в свои цели. Сейчас чтобы быть социально активным, а значит, успешным и крепким бизнесом, компания должна:

• иметь схожие с клиентами и сотрудниками ценности;
• заботиться о благополучии мира в рамках своей компетенции, служить его благополучию;
• строить не просто штат сотрудников, а команду единомышленников, семью, заботиться о ее комфорте и развитии;
• быть инновационном, чтобы решать проблемы общества и этим растить поклонников фанатов бренда. К инновациям относятся не только технологии, но и методы работы, новые идеи и форматы. Например, инновационность – это создание бизнеса на стыке сфер. Например, таким является наш музей “Прогулка в темноте” (культурная и развлекательная сферы).

Классический бизнес, привычные маркетинговые инструменты и жесткая вертикаль власти в управлении компании не отвечают этим критериям. Главным трендом развития экономики становится ее стремление к гуманизму, человечности и высшим ценностям; прививание компаниям социальности и высшей миссии заботы об обществе.

Поэтому вы должны знать, что социальный бизнес будет развиваться в течение нескольких десятков лет и каждая компания должна стремиться к тому, чтобы постепенно внедрять элементы социальности в свою компанию. Это могут быть благотворительные акции от компании, мероприятия для коллектива с социальной направленностью, новый продукт, решающий общественную проблему в зоне своей компетенции. Так, стать социально-ответственным бизнесом сможет стать даже та компания, продукт которой, казалось бы, вообще никак не влияет на общество.

Что такое социальный бизнес?

В классическом понимании это деятельность на стыке благотворительности и классического бизнеса: с одной стороны она решает важную для общества проблему, а с другой – получает прибыль с продажи товаров или услуг, которые эту проблему решают. Однако если копнуть в глубину, то социальный бизнес – это:

• про фокус на людях (коллективе, клиентах и их комфорте);
• про постоянное саморазвитие сотрудников в горизонтальной системе управления;
• про роль руководителя как лидера и вдохновителя;
• про осознанность действий;
• про служение нашему общему миру и благотворительность в значении творить благо;
• про экологичность по отношению к людям и природе.

Почему за социальным бизнесом будущее? Он базируется на миссии и ценностях. Они являются базой для постановки целей, создания бизнес плана, конвертации высоких смыслов в прибыль. Только если у компании есть миссия, которая откликается аудитории и которая вложена в каждый продукт, то такой бизнес всегда будет находить отклик у аудитории. Бизнес станет легитимным, получит одобрение от общества. Кстати, отсутствие легитимности и миссии – это причина больших затрат на рекламу и искусственного создания спроса, тем более что сейчас это уже не работает: покупатели стали более осознанными.

Социальный бизнес также отвечает тренду внедрения этики в бизнес. Один человек или небольшое сообщество начинают свое маленькое благородное дело и уже постепенно наращивают мощности. У таких компаний всегда есть теплая история, отражающая ключевые ценности бизнеса. Коллектив на этапе создания состоит всего из нескольких человек, у которых также общий взгляд на мир и часто даже дружеские отношения.

Кроме того, люди начинают бизнес добровольно и связывают его с личной самореализацией. Отсюда – горизонтальная система управления, коучинг и стремление сотрудников развиваться. Сейчас специалисты HR и руководители, прописывая образы идеальных сотрудников, включают в них требования об осознанности и развитых “мягких” навыков, soft skills. Почему это так важно? Потому что если ценности сотрудников совпадают с ценностями компании, то их не нужно мотивировать работать и делать результаты. Сотрудники уже сами будут в этом заинтересованы.

В частности, это значит, что не нужно тратить время, средства и усилия на микроменеджмент, на то, чтобы прописывать мотивацию. Самостоятельные и осознанные сотрудники сами эффективно распределяют свои ресурсы, чтобы выполнить поставленные задачи в нужный срок и даже сверх того. Они заинтересованы, включены в процесс и, реализуя себя, реализуют потенциал компании.

Набирая обороты, социальный бизнес стремится сохранить свою историю, ценности и дружный коллектив, готовый даже работать в минус в кризисных ситуациях. Другими словами, у них сильная корпоративная культура. Кстати, начать ее строить можно на любом этапе развития бизнеса, а не только в начале.

Человек не будет создавать социальный бизнес только потому, что кто-то так уже поступил и получает прибыль. Он начнет свое дело, только если увидит нерешенную проблему или новый, улучшенный способ решения проблемы, над которой уже работают существующие социальные бизнесы.

Мало того, в социальном бизнесе нет конкуренции как противостояния, потому что среди общих ценностей компаний всегда будет лучший мир, который они создают вместе. Это отвечает идеям глобализации: когда компании объединяются и делятся важным, каждая из них становится сильнее.

Выводы

К 2030-му году большинство компаний России станут социально-ответственными либо будут идти к этому, потому что такой формат открывает для бизнеса огромные возможности.

Благодаря устойчивой миссии и ценностям, компания может планировать вдолгую и работать десятилетиями. Используя горизонтальную систему управления, коучинг и подбор персонала на основе жизненных взглядов, бизнес создает крепкую команду единомышленников, которые заинтересованы в развитии проекта. Компания с элементами социальности экономит многомиллионные бюджеты на мотивацию сотрудников и создание спроса, которые может направить на другие маркетинговые задачи.

Кроме того, элементы социального бизнеса близки современной аудитории. Подробнее о том, как в условиях антиглобалистских настроений угодить новым потребителям – поколению Z – мы расскажем в следующей статье.


Новые комментарии:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  1. Интересный материал, благодарю автора за развёрнутый взгляд и полезные мысли, озвученные в тексте. Спасибо!