Глобальный рынок альтернативных продуктов поражает темпами своего развития: только рынок растительных альтернатив мяса сегодня оценивается экспертами в $12 млрд. Прогнозируется, что уже к 2025-му он достигнет отметки в $25 млрд. Альтернативные молочные продукты пользуются еще большим спросом: к 2027 году рынок «альтернативного молока» будет оцениваться в $44,9 млрд.

Если вернуться к сегодняшнему дню, то лидером по поставкам растительного мяса продолжает оставаться Европа. По подсчетам аналитиков, в Старом Свете производится 38 % всего альтернативного мяса в мире. Среди других крупных производителей — Соединенные Штаты, Южная Америка, ряд азиатских стран. В России производство только развивается — составляет не более 0,8 % от европейского.

Однако у рынка альтернативной продукции в нашей стране достаточно неплохие перспективы. Так, согласно опросам, 2 % россиян — вегетарианцы. А это уже почти 3 млн человек. Вполне реально выглядит задача заинтересовать людей, потребляющих сегодня традиционное мясо, попробовать альтернативное питание, практически не отличимое ни по пользе, ни по вкусу.

Согласно опросу населения в 2020 году не менее 50 % россиян готовы попробовать альтернативные мясные изделия. При этом 60 % респондентов готовы ввести такой продукт в меню собственных детей, а 25 % соотечественников могут отказаться от животного мяса в пользу альтернативного уже сегодня.

Альтернативное мясо и полуфабрикаты

В данной нише ключевые позиции занимают фабрики Западной Европы, США и Китая. Однако и российский сегмент уже может похвастаться первыми успехами: на начало 2021 года рынок альтернативного мяса в РФ оценивается в 2,6 млрд рублей. Эксперты подчеркивают, что Россия в этом плане находится на уровне развития Соединенных Штатов 5-летней давности.

Кстати, интерес россиян к «другому» мясу в какой-то мере вызвал именно американский производитель Beyond Meat. Именно с его ассортимента началось активное обсуждение нового продукта и в соцсетях, и в серьезных СМИ. Но сегодня Beyond Meat не является главным конкурентом отечественных производителей. Главная причина — цена. Те же котлетки из растительных аналогов животного мяса сильно разнятся в цене:

• Американский Beyond Meat — 1200 руб.
• Российский Welldone — 250 руб.
• «Окраина» (VegaFood) — 200-250 руб.
• Отечественный «Митлесс» — 200 руб.

Еще одна тенденция — запуск крупнейшими российскими мясокомбинатами новых линеек продуктов, в основном составе — растительная альтернатива мясу. Уже заявили о себе:

• «Тавр»;
• Наро-Фоминский мясокомбинат;
• «От Ильиной»;
• «Эфко»;
• «Окраина».

Самый богатый выбор — у компании «От Ильиной»: 15 разновидностей котлеток из растительной альтернативы. Наро-Фоминский комбинат, «Окраина» предлагают несколько типов альтернативных полуфабрикатов, сосисок и колбасы.

Активно заявляют о себе и такие производители растительной мясной продукции:

• «Митлесс»;
• GreenWise;
• «НЕ мясо»;
• Welldone;
• «НЕ мясо»;
• Vego.

Их продукция доступна на полках «Глобуса», «Перекрестка», «Азбуки вкуса». Производители предлагают схожий ассортимент: котлеты, фарш, сосиски, колбасы, филе, стейки, стрипсы.

Выручка российских игроков увеличивается неплохими темпами:

• Наро-Фоминский мясокомбинат: 470 млн рублей (2019).
• «Окраина»: 2,1 млрд рублей (2020).
• Greenwise: 17 млн рублей, прирост в сравнении с прошлым годом — 11 млн рублей (2020).
• Welldone: за март 2021 года реализовано в 4 раза больше ассортимента в сравнении с декабрьскими показателями,
• «Митлесс»: на контрасте с мартом 2020-го выручка возросла в 13,7 раз.

Альтернативные рыбные и морепродукты

На сегодня данный рынок представлен в нашей стране лишь тремя фабриками:

• «Европром». С 1997 года поставляет растительную икру, в основе которой морская водоросль. И по вкусу, и по иным качествам продукт приближен к настоящему. Сегодня в ассортименте порядка 10 наименований имитированной икры. К примеру, «Царская» славится вкусом щучьей, осетровой и лососевой икры. Общая прибыль за 2020 год — 2,1 млрд рублей.
• Agama. Поставляет на рынок альтернативный лосось из соевых бобов, водоросли, белка пшеницы, овсяной муки. Выручка за 2020 год — 81 млн рублей.
• Vego. Альтернативные рыбные стейки, имитирующие семгу, лосось, дорадо.

Альтернативные яйца

Такая продукция — действительно новинка для нашего рынка. Альтернативные яйца пока что поставляют всего три отечественных предприятия:

• «Макмастер». Предлагает не только диетическую макаронную продукцию, лакамства и выпечку, но и яичный заменитель, изготовленный из лецитина и крахмала. Он годится не только для выпечки, но и для омлетов. Стоимость: 100 рублей за 100 г продукта.
• Polezzno. Среди смесей для выпечки есть и яичный заменитель, изготовленный на основе банановой и нутовой муки, соевого белка. Стоимость: 350 рублей за 200 г продукта.
• Newa Nutrion. В составе продукта «НеЯйцо» —крахмал, псиллиум, кукурузная мука. Стоимость: 200 рублей за 200 г продукта.

Альтернативные молочные продукты

Низкая популярность растительного молока в России связывается с консервативной позицией соотечественников. Но на отечественном рынке уже порядка 15 производителей, которые постепенно трансформируют вкусы населения:

• NeMoloko — бренд, принадлежащий «Садам Придонья». Заявил о себе в 2017-м и уже в 2019-м возглавил топ брендов Forbes. Только в 2018-м было продано 20 тыс. тонн «НеМолока». Сегодня производитель предлагает напитки на основе гречки, овса и риса.
• VolkoMoloko. Общий доход бренда за прошлый год составила 56 млн рублей. Производитель специализируется на соевом и ореховом молоке, а также предлагает растительные паштеты, сыры, колбасы и вегетарианские сладости.
• Green idea. Богатый ассортимент йогуртов на растительном сырье, вегетарианские сыры и пудинги.
• SuperFoods. Предлагает такие необычные продукты, как кокосовые сметана и кефир.
• «Союзпищепром» (серия Green Milk) и пр.

Белковые продукты из личинок насекомых

Еще одна новая альтернатива животному белку — энтомопротеин, белок, получаемый из насекомых. На сегодняшний день рынок оценивается в $400 млн. К 2023 году эта цифра возрастет до $1,2 млрд.

Уже сейчас ряд европейских производителей кормов для животных использует энтомопротеин. В России же направление лишь начинает развиваться. В 2019 году компания «Биопро» заявила о своих планах построить фабрику по получению белка из черных львинок — личинок мух. По предварительным прогнозам, предприятие запустят в 2023-м.

Сегодня личинки черных львинок для получения белка уже применяет российский «Биогенезис». На основе сырья получают протеин, а также корма для куриц, индеек, и экзотических питомцев.

Еще один ключевой российский игрок в ниже — компания Onto, получающая белок из сверчков. Энтомопротеин используется ею для приготовления паштетов для котов и других лакомств для питомцев.


Новые комментарии:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  1. Насколько я понимаю, продукция большей части перечисленных брендов представлена главным образом в крупных городах.

    В своём регионе даже в больших супермаркетах я вижу в основном постные продукты Микоян (сосиски, паштеты, колбасу), состоящие не из соевых бобов, водорослей, белка пшеницы или овсяной муки, а из гидрогенизированного растительного масла. Продаются только в пост.

    При этом Немолоко есть почти везде. Очень нравится овсяное и рисовое, при этом по сравнению с другими брендами у Немолока не заоблачные цены. Желаю им процветания

    1. Состав у Немолока не очень полезный, в частности рапсовое масло там есть. Я раньше пил его, овсяное в основном, но потом что-то желудок начал барахлить — перестал пить, заменил соками свежевыжатыми и все в порядке стало.

      Все же немолоко — это промышленное производство, поэтому тут какой-то пользы для здоровья ожидать глупо. В целом это такой бизнес на модных трендах — типа подсуетились они под тему ЗОЖ, но на самом деле это далеко не здоровая пища )