Fashion — индустрия во все времена остается очень привлекательной сферой, но одной из самых высококонкурентных. Сегодня, специально для бизнес-журнала B-MAG предприниматель, fashion-дизайнер и блогер Екатерина Дорощук рассказала о главных шагах к открытию бизнеса в сфере моды.
Принять решение
Когда принимается решение открыть свой бизнес, речь идет в первую очередь о том, что нужно будет взять на себя большую ответственность. Причем ответственность не только за себя, свои финансы, юридическую сторону вопроса, свой режим и график, но и за других людей.
Содержание:
Как побороть страх?
Представьте самое худшее, что может случиться при негативном развитии событий. Заранее примите это, и тогда не останется опасений. Ведь вы будете знать, что даже в этом случае справитесь, не произойдёт «конца света». И сможете действовать без сдерживающего вас страха.
И второй способ не свернуть с намеченного решения – заявить о своем решении во всеуслышание, дороги назад уже не будет и в этот момент обычно приходит понимание стратегии, которая приведет к результату.
Форс-мажорные обстоятельства, безусловно, будут возникать, и нужно уметь как самому не опускать руки, так и мотивировать команду, а главное, найти решение. Определено, тут важны не только навыки, но и личные качества, способность мобилизоваться и при этом сохранить холодную голову.
В своем бизнесе есть безусловные плюсы перед работой по найму. Вы сами выстраиваете свой график, однако нужно быть готовым к тому, что возможны переработки или ненормированный рабочий день. Так, например, в fashion, можно согласовывать со стилистом в 3 часа ночи луки на съемку (потому что днем у него плотный график), в другой раз вставать в 3, чтобы успеть на съемку на рассвете, а в выходные улететь на закупку тканей. Это формат жизни, который нужно понимать и принимать.
Определиться с нишей и получить образование
Не менее важный момент — это образование. Так как бизнес в сфере моды это чаще всего создание нового продукта, нужно обладать широкими знаниями в этой области. Мало быть только дизайнером или только бизнесменом, нужно понимать весь процесс: от идеи, выбора материалов до стилизации съемки.
Поэтому всем начинающим предпринимателям fashion-индустрии необходимо профильное образование, которое даст понимание трех главных блоков это сферы:
• Первый – экономическая и юридическая сторона, выбор ниши и определение стратегии для определения ценовой политики, стратегия продвижения в соответствии с целевой аудиторией.
• Второй блок — создание продукта, включая все до мелочей (вплоть до понимания про обработку тканей, различные швы, свойства тканей и тд). Владение техническими знаниями очень важны несмотря на наличие технолога, который следит за процессом.
• Третий блок — fashion-съемки и продажи: интернет, работа с байерами и мультибрендовыми площадками.
Выбор ниши
Важно понимать подразделения по сегментам. В классической версии их довольно много (Haute couture, Рret-a-porter de luxe, Pret-a-porte, diffusion lines и тд.), но для простоты понимания делят на три больших сегмента: высшая ценовая категория (“люкс”), средняя и масс-маркет. В каждом из них фактура построения бизнеса своя.
Если говорить про массмаркет, то это больше про “зарабатывание” и меньше про самовыражение и творчество. Здесь за основу берутся трендовые модели для массового оборота, пошив производят большими партиями, себестоимость снижается за счет объемов, низкого качества пошива (из-за скорости) и дешевых материалов. “Штампуют” и продают.
Если говорить о нише “люкса”, то тут упор делается именно на дизайнерскую составляющую, эксклюзивность. Продукция выпускается лимитированными коллекциями, а ее стоимость растет за счет дорогих тканей, фурнитуры, идеи и имени кутюрье.
Самый сложный сегмент в России тот, который выбрала я. Его особенность в том, что цена продукта выше среднего, но нет такой широко заявленной добавочной ценности как у люкса. Ценовая политика в нем складывается за счет дорогих тканей и выверенного пошива, а количество изделий не ограничивается 3 или 5 моделями.
К целевой аудитории этого сегмента относятся люди, которые ценят дорогие эксклюзивные материалы, выверенный безупречный пошив, но при этом не злоупотребляют люкс сегментом (что сейчас считается признаком дурного тона, “увешать себя с ног до головы брендами”) и ценят качественные вещи российских дизайнеров. В основном сейчас клиенты бренда — бизнес-леди, жены предпринимателей.
Производство и маркетинг
Понимание производства не менее важная часть. От идеи всей капсулы и скетч-рисунков (эскизов) до подбора тканей, фурнитуры, технических рисунков, макетов и образцов. Понимать весь процесс (включая обработку, швы, подходящие для разных изделий, материалов): от мудборда до выхода коллекции, от наброска и технического рисунка до готового изделия.
Съемка
Главное в съемке определиться, какая она должна быть, как вы видите моделей и что хотите донести. Ведь в современном мире интернет-продаж именно фото и видео станут визитной карточкой ваших изделий, именно через них потенциальный покупатель познакомится с жакетами и платьями и примет решение покупать или нет.
Профессиональный уровень fashion-съёмки — это эстетика, помимо нее существуют и более лаконичные варианты вроде лукбуков, съемок для маркетплейсов, базовых фото, мобильного контента и так далее. В своей работе я предпочитаю проработку съемок с учетом видения и философии коллекции, аккумулируя в кадре настроение, образ и основную идею. Ну и конечно же разбавляем все съемками в стиле стрит, live в форме мобильного контента — без этого сейчас тоже никуда, дает возможность посмотреть на вещи “как они выглядят в жизни”.
Сбыт
Определиться с каналами сбыта, а также со способами продвижения — еще один сложный пласт в создании своего бренда. Если продажи идут онлайн, то в зависимости от ниши, выбираются блогеры и медийные личности. Тут важно понимать их целевую аудиторию, ее пол и возраст, чтобы образ и подача блогера не диссонировала с ДНК вашего бренда. Не стоит забывать и про развитие собственного сайта, страниц в инстаграм, а также о маркетплейсах, сотрудничестве с байерами и мультибрендовыми бутиками.
Если есть идея, желание, то важно наметить цель и, учитывая все блоки, которые необходимо понимать — в каждом внимательно разобраться с учетом финансовой составляющей. Ведь начинать дело нужно осознанно, понимая всю ответственность, если хотите достигнуть результата.
Это неплохие советы для новичка на старте, чтобы понимать в общем индустрию моды. Конечно можно пойти и другим путем, более практическим. Образование здесь не так важно, главное быть креативным и понимать, хорошо разбираться в тенденциях моды. Если это есть — тогда вперед искать инвестиции.
Как в стандартном стартапе — от оригинальной идее к запуску прототипа (здесь экспериментальный запуск пробной коллекции одежды сезона) небольшая партия. Дальше реклама, продвижение, PR и конечно продажи. Затем работа над ошибками. Если же с коллекцией одежды «попали в яблочко» — все проще. Увеличиваем масштаб, привлекаем инвесторов и идем к успеху )
Да, нормальные советы для общего понимания Fashion рынка. Но мир и общество потребления изменилось — знете как просто сейчас запускают линию одежды через Инстаграм? Я расскажу в 2-х словах.
У вас есть небольшой капитал для старта в Fashion бизнесе, ну и как минимум вам нравится мода и стильная одежда вы немного разбираетесь в том что сейчас модно и и у вас есть желание этим заниматься.
1) Идея поймать тренд. Вы понимаете что сейчас модно, что сейчас покупают и обсуждают ваши друзья и знакомые. Что в тренде лент Инсты.
2) Берете несколько образцов этих модных вещей. Или фотографируете, или делаете наброски на бумаге (если хорошо рисуете). Определяетесь что готовы заказать 10 — 20 — 30 вещей разного размера (дл старта). Зависит от старт-капитала.
3) Подбираете ткань и фурнитуру для этого объема одежды. Находите в соцсетях швейников (небольшие производства, швейные цеха). Смотрите их образцы одежды по качеству, ориентируетесь по ценам. Отбираете лучшего производителя.
4) Перед тем как дать заказ на небольшую партию одежды (10 — 20 вещей). Делаете пробный заказ отшить 3 — 4 вещи. Так вы не ошибетесь и поймете производителя.
Затем если все ОК — запускаете всю небольшую партию.
5) Партия одежды отшита, по качеству все ГУД. Следующий этап — реализация товара или сбыт. Вариантов несколько — если у вас раскрученный Инстаграм (это проще всего) запускаете продажи одежды в своей ленте, делаете акции и подарки. Так же можно дать рекламу и прдвинуть продажи через друзей и блогеров (по бартеру в обмен на одежду). Если финансы позволяют можно запустить платную рекламу.
Итог. Партия продана, переходите к производству следующей более крупной партии модной одежды. И так по кругу. Успехов 😉