Различные пандемические ограничения, повсеместное внедрение удаленной работы и развитие цифровых технологий оказали серьезное влияние на рынок труда. Сегодня мы наблюдаем такие явления, о которых даже не задумывались пару лет назад. Однако «период мобилизации» подходит к концу.
Какие HR-тренды останутся с нами надолго, а что изменится в 2022 году? Рассказывает директор по продукту платформы для удаленного заработка Zlaker Сергей Иванов.
Аренда сотрудников
Из-за локдаунов 2020-2021 годов удаленная работа стала основной формой организации процессов и в небольших стартапах, и в глобальных корпорациях. Хотя COVID-19 отступает (в некоторых странах уже отменены ограничения, а эксперты в области здравоохранения сходятся на том, что после вспышки омикрона болезнь превратится в нечто вроде сезонного ОРВИ), дистанционная работа не теряет актуальность.
По данным компании Owl Labs, 16% компаний во всем мире работают полностью удаленно, а около 62% сотрудников в возрасте от 22 до 65 лет отмечают, что делают это время от времени. В США, например, 58,6% работников являются удаленными сотрудниками. Учитывая, что подобная занятость присуща преимущественно развитым странам и крупным городам с высоким уровнем жизни, ее доля будет расти и в будущем. Что это значит с точки зрения HR-трендов ближайшего будущего?
По сути, HR-рынок стал полноправным участников sharing economy, потратив на эту трансформацию менее двух лет. Работодатели стали более открытыми и лояльными, а некоторые компании даже готовы «арендовать» сотрудников на внешнем рынке или у других компаний. Так, недавно Unilever и Vodacom (дочерняя компания британского телекомоператора Vodafone) инициировали программу обмена между сотрудниками, занимающимися цифровым маркетингом. Эта инициатива не только помогает более гибко и эффективно использовать рабочее время, но и предоставляет возможность для перекрестного обмена идеями и инновациями, ведь компании работают в принципиально разных областях. Кстати, поэтому не возникает внутренней конкуренции.
Проект Unilever и Vodacom яркий, но далеко не единственный пример подобных коллабораций. Согласно результатам исследований Гарвардской школы бизнеса, почти две трети предприятий сейчас готовы «арендовать» людей с определенными навыками у других компаний вместо того, чтобы набирать новых штатных сотрудников. На основе этой модели организации будут привлекать работников по мере необходимости для консультаций или работы над конкретным проектом или заданием – это одна из важнейших тенденций в сфере управления персоналом, которая будет развиваться и в 2022 году. Как следствие, сегодня мы наблюдаем взрывной рост онлайн-платформ, помогающих бизнесу искать удаленных или временных сотрудников.
Например, платформы GigAnt и Ventra Go! ориентируются на тех, кто ищет подработку в ритейле или общественном питании. Среди вакансий – кассиры, продавцы, официанты, мерчендайзеры, промоутеры, грузчики, повара и курьеры. О перспективах данного тренда свидетельствует то, что обе компании привлекли инвестиции – GigAnt 500 млн рублей от «Авито», а Ventra Go! – 700 млн рублей от фонда «ВТБ Капитал Инвестиции».
Развиваются и специализированные сервисы для тех, кто хочет зарабатывать своими знаниями, коммуникативными навыками, так называемыми soft skills. Например, платформа Zlaker объединяет тех, кто умеет заниматься продажей финансовых, страховых и образовательных услуг. ExpertMe – маркетплейс экспертов в области PR, Digital, IT, развития бизнеса, НИОКР и маркетинга.
Творческий контакт вместо контроля
Главным риском «удаленки» традиционно считается потеря контроля над сотрудниками. Я всегда считал, что он сильно переоценен, и текущая ситуация тому подтверждение. В большинстве случаев вопросы контроля решаются вполне просто. Для этого существуют разнообразные ИТ-системы с возможностью организации встреч, рабочих чатов, постановки задач и контроля сроков, вроде Teams от Microsoft, Space от Jetbrains или отечественного «Битрикс24». В хорошо выстроенной команде каждый участник четко понимает свои задачи и ответственно подходит к их выполнению.
Тем не менее, опросы свидетельствуют, что удаленные сотрудники меньше общаются с коллегами при решении рабочих задач, чем те, кто находится в одном офисе – 60% против 77% соответственно. На мой взгляд, это более глубокая и сложная проблема, чем банальный контроль. Потому что именно в процессе таких взаимодействий зачастую рождаются блестящие идеи.
Дистанционные каналы коммуникации, будь то вышеперечисленные платформы, электронная почта или Zoom предполагают, что человек специально обращается к коллегам для решения некоей задачи. Но огромное преимущество человеческого общения заключается в его спонтанности. Например, решение проблемы может появиться во время неформального разговора с коллегами во время ланча.
Поэтому становятся важны инструменты, помогающие поддерживать не просто взаимосвязь, а творческий контакт между сотрудниками. Это может быть гибридный формат работы, когда сотрудники, даже если у них нет для этого непосредственной необходимости, пару раз в неделю все же пересекаются в офисе. Или внедрение разнообразных элементов геймификации в бизнес-процессы.
Например, создание «Банка идей», где люди могут вбрасывать идеи для обсуждения и делиться своими предложениями в обмен на материальное или символическое вознаграждение, если инновация окажется полезной. Снова в моде тимбилдинг, совместные семинары и небольшие корпоративные конкурсы с забавными номинациями и призами.
Предыдущие пару лет у компаний не было времени и ресурсов заниматься подобными излишествами. Нужно было радикально перестраивать корпоративные системы и бороться за выживание. Но сейчас ситуация изменилась, и пора вновь вернуться к непосредственному и доверительному общению.
Цифровизация с человеческим лицом
К сожалению, современные технологии, в эффективности которых мы имели возможность убедиться за последнее время, имеют и обратную сторону. Стремление все оцифровать, довериться big data приводит к тому, что сотрудники начинают восприниматься как набор статических данных, нечто вроде нулей и единиц в двоичном коде.
Незадолго до новогодних праздников руководитель американской компании по оформлению ипотеки Better.com Вишал Гарг одним видеозвонком уволил 900 сотрудников, то есть около 15% персонала. Пикантность ситуации добавило то, что за несколько месяцев до этого компания была признана лучшим стартапом США по версии LinkedIn.
Есть и отечественный пример. Глава созданной в Перми IT-компании Xsolla Александр Агапитов в столь же радикальной манере сократил 150 человек за «невовлеченность и малопродуктивность». Что показательно – соответствующие выводы были сделаны не на основе личного взаимодействия с людьми, а с помощью неких выкладок big data.
И хотя обе компании изначально стояли на том, что в современном цифровом мире обращаться с сотрудниками подобным образом – норма, впоследствии они были вынуждены пересмотреть свои позиции. Из-за поднявшейся волны негодования Вишал Гарг был вынужден взять срочный отпуск на два месяца и вернулся к исполнению своих обязанностей только после проведения внутренней проверки, а резкий менеджерский шаг Александра Агапитова и вовсе стоил ему поста директора.
Это доказывает, что цифровизация не всесильна. Не стоит слишком доверять нейросетям и прочим элементам искусственного интеллекта. Поэтому в 2022 году – самое время задуматься не только об эффективности применения технологий, но и об их этической составляющей. Все-таки пока мы работаем с людьми, а не с машинами, поэтому технологии не должны подменять человеческие ценности. Если мы требуем наличие soft skills от сотрудников, то же самое справедливо и в отношение руководителей, и HR-политики организаций в целом.
Новые комментарии: