Какие плюсы для компании можно найти у этого процесса – рассказывает директор по продукту сервиса для поиска удаленного заработка Zlaker Сергей Иванов.
Недавно The Wall Street Journal опубликовал большую статью о новом тренде у американских «белых воротничков». Благодаря пандемии и переводу на удаленку, сотрудники начали массово совмещать по две, а то и по три работы. Причем делают они это тайно, трудятся не больше 40 часов в неделю на двух работах и даже уходят в оплачиваемый отпуск в одной компании, чтобы успеть выполнить крупный проект для другой. Тот же тренд наблюдается и на российском рынке. Стоит ли переживать, что сотрудники работают «на стороне»?

Многие российские руководители стремятся всячески монополизировать свои права на сотрудников, воспринимая любую подработку как измену компании. Однако времена изменились.

Во-первых, пандемия и вызванные ею локдауны резко уменьшили реальные доходы населения, которые в 2020 году упали на 3,5%. Череда увольнений и сокращение зарплат выявили зыбкость положения людей с одним источником дохода. По данным опроса Zlaker, больше 20% россиян задумались о подработке именно в кризис.

Во-вторых, в офисы пришли молодые люди, которые не готовы положить жизнь на алтарь одной компании. Они активно меняют не только места работы, но и сферы деятельности, и готовы совмещать несколько работ. Например, согласно статистике Zlaker, 29% людей, которые ищут подработку, являются миллениалами, а 20% относятся к поколению Z. Да и более возрастные сотрудники, особенно те, кто обладает хорошей квалификацией, тоже не прочь поискать разные альтернативы применения своим навыкам.

Наконец, искать эти возможности стало гораздо проще благодаря развитию технологий и удаленному формату: за спиной больше не стоят любопытные коллеги и можно легко сочетать работу над несколькими проектами, как это делают вышеупомянутые американские «белые воротнички».

Их допзанятость – вам на пользу

Вопреки стереотипам, иногда подработка сотрудников может сыграть компании на руку.

1. Сохранение коллектива в кризис. Когда компания переживает не лучшие времена, сохранить профессионалов в штате важно, как никогда. Адекватное отношение к подработкам на стороне позволяет временно сократить зарплату, не прибегая к увольнениям важных для бизнеса кадров. А когда кризис миновал – такая свобода повышает лояльность к компании и помогает снизить текучку.

2. Борьба с выгоранием. По данным опросов, больше половина россиян чувствуют профессиональное выгорание и потерю мотивации к работе. Когда сотрудник чувствует перманентную апатию к тому, чем занимается, о продуктивности не может быть и речи. Работа над новым проектом в такой ситуации будет глотком свежего воздуха, позволит сотруднику уйти от рутины и разнообразить спектр выполняемых задач.

3. Новые знания и навыки. Подработка – это шанс получить опыт работы с новыми форматами, проектами и клиентами, обменяться знаниями с новым кругом коллег. Все это позитивно влияет на экспертизу сотрудников подобно курсам повышения квалификации.

4. Soft skills и дисциплина. Совмещать две работы в течение небольшого времени может каждый, а вот делать это вдолгую без потери качества получится у самых эффективных сотрудников. Как правило, все они на порядок более дисциплинированны, умеют быстро работать и грамотно распределять время.

Когда совмещение – к худшему

Несмотря на вышеперечисленные преимущества, в некоторых ситуациях удаленка становится «отягчающим обстоятельством»:

1. Сотрудник работает на конкурента. Одно дело, когда специалист работает на компании из разных сфер, другое – когда речь идет о прямых конкурентах и внутренние наработки могут достаться соперникам по бизнесу. Такую ситуацию можно действительно расценивать как «корпоративную измену». Поэтому всегда четко прописывайте ограничения в трудовом договоре. А если поймали сотрудника на двойной игре, не бойтесь распрощаться. Не нужно держаться за специалиста, готового поступиться этикой ради наживы.

2. Сотрудник использует ресурсы компании. Конечно, если человек пользуется, например, корпоративной оргтехникой для решения собственных задач, на это можно закрыть глаза. А вот если он начинает продавать от имени вашего бренда по базе ваших клиентов чьи-то чужие услуги, это уже серьезно.

Ситуация чревата упущенной выгодой и репутационными рисками. Впрочем, здесь позиция работодателя может быть уже не столь ультимативной. Возможно, увольнение не потребуется, а достаточно будет поговорить с сотрудником напрямую и попросить его расставить приоритеты.

3. Сотрудник перестает выполнять свои прямые обязанности. Пожалуй, это наиболее распространенный страх работодателя. За последние пару лет ковидной реальности многие компании уже смирились с тем, что сотрудники не присутствуют на рабочих местах. Однако все они хотят, чтобы люди работали так же эффективно, как раньше.

Если работоспособность сотрудника резко снизилась, это ставит под угрозу продуктивности всей команды. Важно действовать превентивно: договоритесь о четких границах рабочего времени, пропишите конкретные часы работы или еще лучше – сроки, в которые сотрудник обязан выполнить задание или выйти на связь.

Также стоит учитывать индивидуальные заслуги специалиста. Если это действительно ценный кадр, обсудите причины, которые вынудили его взять подработку и пренебречь основными обязанностями. Решением проблемы может стать выплата премии или перевод сотрудника на другой фронт работ, где он будет выполнять больше «любимых» и меньше «нелюбимых» задач.

Кто виноват и что делать

Мир стремительно меняется, и благодаря развитию технологий границы между работой и отдыхом размываются. С одной стороны, удаленный формат несет с собой очевидные плюсы – ваш сотрудник всегда на связи, в том числе во внерабочее время. С другой, вы должны быть готовы к тому, что благодаря этой гибкости он имеет право заниматься подработкой в любые часы, в том числе и в те самые пресловутые «с девяти до шести».

Многие хорошие специалисты, особенно в креативных отраслях от маркетинга и медиа до ИТ и образования, превращаются в «сам себе офис», работая сразу с несколькими компаниями на проектной основе. В свою очередь это позволяет работодателям нанимать ценные кадры за меньшие деньги, экономить на соцпакете и отпусках. Это уже общий тренд. И если его нельзя изменить, используйте его в своих целях.


Новые комментарии:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *