Электрическая революция побеждает дизельные двигатели на всех фронтах – от автомобилей до домашних и промышленных генераторов. Однако проблема загрязнения окружающей среды решена только отчасти: вопрос утилизации аккумуляторов остается открытым.
Эффективное использование батарей
Приобретение, использование и выбрасывание израсходованных электрических батарей не слишком соответствует концепции безотходной, «зеленой» энергии. Основатели компании Aceleron Energy, созданной в 2015 году в Бирмингеме (Великобритания), поставили своей целью найти оптимальное решение этой проблемы.
По данным Aceleron Energy, 70% выброшенных аккумуляторов еще вполне пригодны для использования в других, менее энергоемких областях – например, батарея, уже не подходящая для автомобиля, может служить источником освещения в квартире.
Однако на практике такие электробатареи просто выбрасывают – в переработку поступает не более 5% аккумуляторов. По мнению основателей стартапа Амрита Чандана и Карлтона Камминса, такое расточительство сродни выбрасыванию забарахлившего автомобиля, вместо сдачи машины в ремонт.
Восстанавливаемая батарея Aceleron Energy
Предприниматели попытались найти способ переработки электробатарей. Но оказалось, что большая часть литий-ионных батарей для переработки не предназначена: элементы в них настолько прочно скреплены сваркой или клеем, что разборка аккумуляторов становится слишком утомительным, а иногда – опасным делом. После первых попыток переработать батареи создатели стартапа вынуждены были признать безнадежность такого бизнеса.
В результате основатели стартапа разработали новый способ сборки батареи – по принципу конструктора.
При таком подходе отработанные элементы можно без труда извлечь и заменить, продлив тем самым срок службы аккумулятора.
Батареи собираются с использованием компрессионной технологии, при которой отдельные топливные элементы объединяются в цепь с использованием ряда съемных креплений. Возможность разбирать батарею, заменять и ремонтировать отдельные топливные элементы позволяет обслуживать и заменять батарею в течение всего срока ее службы.
Эта модель-конструктора «похожа на приготовление бутерброда», как говорит один из предпринимателей.

Помимо создания новой конструкции батареи, Aceleron Energy запустил сеть по продаже, обмену и ремонту литий-ионных аккумуляторов. В 2020 году в сети работали уже 30 человек, а выручка за год составила $1,4 млн. Aceleron Energy привлек $2,8 млн венчурных инвестиций; аналитики фонда Mercia Fund Management оценили бизнес в $70,8 млн.
Рынок восстановления и переработки аккумуляторов
С момента основания Aceleron Energy идея ремонта и переработки батарей была подхвачена многими компаниями. Британское агентство Research & Markets оценивало этот сегмент в $403 млн в 2019; по прогнозам экспертов, к 2027 году объем рынка увеличится в 3 раза – во многом благодаря распространению электромобилей.
Да уж, у нас в стране утилизация использованных аккумуляторов хромает. Что верно, то верно, некоторые выброшенные приборы ещё вполне пригодны для использования, например, в другой сфере, менее энергозатратной. Очень интересное предложение — сделать аккумулятор по принципу ракеты, где отработанные части просто выбывают из работы, при этом их легко можно будет заменить. Думаю, это замечательная альтернатива в сфере энергетики. Для начала стоит попробовать на небольших устройствах, а затем, если эксперимент окажется удачным, то можно конструировать и более масштабные энергоблоки.
В нашей стране проще построить мусоросжигательные заводы, чем заняться переработкой чего-то годного.
В последнее время все резко озаботились проблемами экологии. К чему бы это, и посему так резко? Думаю, производители лишь хотят больше зарабатывать на этом, предлагая «безопасную» продукцию. Обыкновенный гринвошинг! Тем более, для реализации проекта нужно потратить кучу средств.
На мой взгляд, наш мир — мир потребителей. Производится огромное количество машин, некоторые меняют их через каждые 3-4 года. Естественно, это все приводит к тому, что большинство пригодных для работы агрегатов просто выбрасываются. Те, кто обратил внимание на то, что можно создавать аккумуляторы, которые в дальнейшем можно переработать — молодцы! Да, возможно, в первую очередь они думали не об экологии, а о материальной стороне дела! Но это не меняет сути процесса и того, что нашим детям и внукам останется от нас меньше мусорных свалок.
Любопытная идея. Уж не знаю, выдержит ли конкретно этот стартап испытание рынком и временем, однако сама тенденция видится мне весьма своевременной и, пожалуй, достаточно рациональной. Если (а скорее даже когда) позиции зелёных в политике станут ещё прочнее, схожие инициативы будут появляться значительно чаще. В случае огромной популярности электромобилей прибыльность такого бизнеса будет космической.
Всегда выбрасывая использованные батареи от тех же пультов, задумывался о том, что никто ведь их никто не переработает, да и специальные отсеки в мусорках для батареи куда-то исчезли нынче… Но прогресс не стоит на месте, хоть он и где-то там далеко, за рубежом. Надеюсь, указанный в статье метод сборки батареи найдет широкое применение и в скором времени доберется и до нас.
Хоспати! Сколько уже всяких разных стартапов по литьевым батареям запускалось? Батареи сейчас — это 137$ за киловат/час. Это баснословно много! Я понимаю, что сейчас только самовар не занимается выпуском литьевых батарей. Поэтому рынок перенасыщен, падает стоимость. Когда станет вопрос утилизации, цены опять прыгнут в космос.
Теперь по данному стартапу. Сколько будет стоить сборка такой батареи, логистика, починка и перераспределение? Сколько человекочасов это займёт? В мире по батареям есть только один выход, и все прекрасно его знают — атомная батарейка. Все остальное просто сказки по типу «3 миллиарда $ на разработку лестницы на МКС».