Экономика совместного потребления (sharing economy) сегодня одна из самых быстрорастущих отраслей в мире. «Экономика шеринга» оказала большое влияние на то, как люди живут и работают, и произвела революцию в том, как люди получают доступ к товарам и услугам.
Идея экономики совместного потребления заключается в системе обмена или аренды ресурсов и вещей отдельными лицами и компаниями через онлайн-платформы (например, аренда жилья, офисов, складов, совместное использование автомобилей, велосипедов, самокатов, строительных инструментов, одежды и др.).
Российский Бизнес-журнал представляет статистику и обзор тенденций «экономики шеринга» в мире, ее текущее состояние и будущий потенциал. Мы рассмотрим преимущества и сложности экономики совместного потребления и ее будущее, а также проанализируем влияние «sharing economy» на мировую экономику.
Содержание:
Как работает «sharing economy»
«Экономика шеринга» — это экономическая система, в которой частные лица и компании имеют общий доступ к товарам и услугам, как правило, через онлайн-платформы. Примеры услуг «sharing economy» включают совместное использование поездок на такси, аренду жилья, совместное использование автомобилей и одноранговое финансирование.
Платформы «экономики шеринга» обычно связывают людей или предприятия, у которых есть избыточные мощности, с теми, кому нужен доступ к ним. Например, служба совместного использования поможет водителям дать доступ к пассажирам, которым нужна поездка.
- Кто основные игроки в экономике совместного потребления?
Основными игроками в «sharing economy» являются традиционные компании, стартапы и частные лица. Традиционные компании могут предлагать такие услуги, как аренда жилья или совместное использование автомобилей, в то время как стартапы часто несут ответственность за создание платформ, которые позволяют предоставлять услуги экономики совместного потребления. Физические лица являются конечными пользователями этих услуг, либо предоставляя, либо потребляя их.
- Каковы преимущества «экономики шеринга»?
Совместная экономика может предложить экономические, экологические и социальные преимущества. Например, это может снизить стоимость доступа к товарам и услугам, расширить доступ к этим товарам и услугам, создать новые рабочие места и уменьшить воздействие потребления на окружающую среду.
- Какие риски связаны с шеринг экономикой?
Экономика совместного использования может представлять определенные риски, такие как возможность мошенничества или кражи, отсутствие регулирования и отсутствие подотчетности со стороны платформ или поставщиков. Кроме того, могут возникнуть проблемы с безопасностью, конфиденциальностью и справедливой компенсацией для поставщиков.
Статистика экономики совместного потребления в мире
В настоящее время в мировой экономике совместного потребления насчитывается 9,829 компаний. Они работают в 133 странах и 25 категориях, включая бизнес и инновации, финансы и экономику, продукты питания и напитки, технологии и данные, а также недвижимость.
Люди со всего мира все чаще используют эту бизнес-модель для покупки и продажи товаров и услуг. Бизнес-модели совместной экономики наиболее широко используются молодым поколением, причем люди моложе 30 лет чаще всего зарабатывают деньги с помощью этих платформ.
Прогнозируется, что компании «экономики шеринга» вырастут на ошеломляющие 2133% всего за 12 лет. Напротив, компании, использующие традиционную операционную модель, увеличат свои доходы всего на 39,6%.
- Экономика совместного использования быстро растет в мире: к примеру в прошлом году сектор шеринг экономики Северной Америки достигнет $455 млрд, в нем задействовано около 57 миллионов человек.
Стартап-компании «sharing economy» подвергались критике за игнорирование правил, регулирующих традиционные отрасли. Однако обход этих правил может дать существенную экономию. Например, примерно 35-40% эксплуатационных расходов на такси связаны с соблюдением нормативных требований.
Все большее число цифровых платформ экономики совместного потребления предоставляют своим пользователям страховку, которая автоматически встраивается в каждую транзакцию. 57% взрослых, которые продавали услуги или одалживали продукты в рамках экономики совместного потребления за последние 3 года, получили страховку, встроенную в транзакцию.
Приблизительно 500 миллионов человек в США, Китае, Германии, Франции, Великобритании и ОАЭ за последние 3 года совместно использовали активы/имущество или услуги для получения прибыли. За тот же период более 680 миллионов человек в мире воспользовались этими активами или услугами экономики совместного потребления.
75% клиентов платформ экономики совместного потребления считают, что эти услуги улучшают жизнь и предлагают что-то положительное.
Будучи одними из крупнейших игроков в «sharing economy», стартапы Uber и Airbnb превратились в глобальные компании. Более 140 000 человек бронируют жилье через Airbnb, что делает его одним из крупнейших поставщиков жилья для отдыха в мире, в то время как Uber управляет 157 000 поездок такси по всему миру в среднем в день.
Ранее, еще в 2016 году на старте деятельности стартап-компании Airbnb и Uber уже оценивались в $30 и $80 млрд, опережая глобальные гостиничные сети, такие как Hilton, и традиционных автопроизводителей, таких как Volkswagen и GM.
Глобальный охват Airbnb и Uber также вызвал опасения, что эти шеринг-компании гиганты станут монополистами. Онлайн-платформы, созданные этими компаниями, выигрывают от сетевых эффектов, когда большое количество клиентов привлекает больше поставщиков и наоборот. Крупные платформы усложняют конкуренцию для новых стартапов, но затраты клиентов или поставщиков на переход от одной платформы к другой или к традиционному бизнесу остаются низкими.
Развитие и рост экономики совместного потребления в мире
Приблизительно 72% пользователей Северной Америки пользовались шеринг сервисом или приложением, 50% покупали бывшие в употреблении товары в Интернете, а 15% пользовались онлайн-приложениями для заказа такси.
Исследования, как работает «sharing economy» в странах мира сегодня:
- В Азиатско-Тихоокеанском регионе 78% людей пользуются шеринг сервисами и готовы поделиться или арендовать то, что у них есть, а 81% хотели бы арендовать у других;
- 70% людей в Латинской Америке используют «экономику шеринга» и готовы поделиться или арендовать, а 73% готовы арендовать у других;
- На Ближнем Востоке и в Африке 68% людей пользуются шеринг сервисами и готовы делиться или арендовать, а 71% готовы арендовать у других;
- 54% людей по всей Европе используют sharing economy и готовы поделиться или арендовать, а 44% готовы арендовать у других;
- Канадская экономика совместного потребления оценивается в $1,3 млрд. 2,7 миллиона канадцев в возрасте 18 лет и старше участвуют в экономике совместного использования.
Китай является выдающимся рынком для экономики совместного потребления. 73% его населения являются онлайн-потребителями в sharing economy, и более половины (55%) поставляют товары и услуги через шеринг сервисы. Это единственный рынок в мире, где все возрастные группы участвуют в целом на одном уровне, в то время как на других рынках наблюдается сильный перекос в сторону более молодого поколения.
ОАЭ демонстрируют высокий уровень проникновения обмена, уступая только Китаю как по спросу, так и по предложению (54% и 61% соответственно).
Преимущества и важность «экономики шеринга»
Люди, которые участвуют в экономике совместного использования, как правило, менее лояльны к конкретным брендам, чем широкая публика. Среди пользователей шеринг сервисов 83% поменяют поставщика из-за более низких цен, а 62% поменяют магазин из-за скорости и удобства. Для сравнения, широкая публика на 3–12% реже меняет бренд по этим причинам.
PWC утверждает, что важность совместной экономики хорошо иллюстрируется тем фактом, что за последние 15 лет более 200 стартапов, работающих по модели совместного использования, получили инвестиции на общую сумму $11,5 млрд.
76% взрослых американцев, знакомых с «экономикой шеринга», считают, что бизнес-модели, основанные на совместном использовании, более экологичны. Эта тенденция поддерживает рост шеринг экономики.
Экономика совместного использования дает работникам больше свободы и гибкости и имеет меньше входных барьеров. Около 72% независимых работников предпочитают работать по контракту вместо традиционных наемных работников. С ростом «sharing economy» возможность для людей работать в качестве цифрового кочевника из любой точки мира стала намного проще.
Последние данные показывают, что частные автомобили не используются в течение 95% своего срока службы. Вместе с тем, у шеринг-компаний Lyft, Ola и Uber меньше требований к вождению, чем у таксомоторной компании, это означает большее количество поездок. Цены на шеринг услуги также падают, о чем свидетельствуют тарифы Airbnb, которые на 30–60% дешевле, чем тарифы отелей по всему миру.
Тенденции и будущее экономики совместного использования
Ожидается, что ежегодный рост «sharing economy» в Европе превысит 25 %. По оценке PwC, к 2025 году мировой рынок экономики совместного потребления должен достичь $335 млрд.
По прогнозам BCCResearch мировой рынок «экономики шеринга» вырастет в 2024 году до объема $1,5 трлн. В 2025 году объем рынка каршеринга достигнет $14,8 млрд.
По данным Университета штата Вашингтон, как только клиенты лучше познакомятся с шеринг цифровыми платформами, они с большей вероятностью будут использовать их вместо традиционных продуктов или услуг. Например, люди, которые никогда не использовали AirBnB или аналогичную платформу аренды квартир и кондо в путешествиях, предпочитали отели в 79% случаев. Однако, как только они начали использовать сервис AirBnB, их предпочтение проживания в отелях снизилось до 40%.
28% пользователей по всему миру готовы поделиться своей электроникой. Это может быть любой тип электроники, такой как смарт-часы, компьютер или холодильник, аренда любого из них может быть выгоднее, чем их покупка.
Резюмируя
В заключение следует отметить, что «экономика шеринга» является растущей частью мировой экономики, и ожидается, что ее влияние в ближайшие годы будет только возрастать. Так как новые технологии продолжают развиваться, экономика совместного потребления, вероятно, станет все более популярным способом ведения бизнеса. Компании должны использовать бизнес-модели и возможности, которые предоставляет «sharing economy», чтобы оставаться конкурентоспособными и обеспечивать свой бизнес успех.
Новые комментарии: