Экономика совместного потребления сегодня: как шеринг экономика стала новой бизнес-моделью

1 min


Sharing economy

Термин «sharing economy» – экономика совместного потребления появился в разгар финансового кризиса 2008-2009. В самом общем смысле, шеринг-экономика – это совместное использование товаров и услуг, аренда и бартер вместо личного владения и частной собственности. Однако сама идея шеринг-экономики стара, как мир, и лежит в основе таких радикально противоположных идеологий, как христианство и коммунизм.

Томас Мор, описывая в 16-м веке социально-экономическое устройство идеального общества, вряд ли мог предположить, что название его книги станет ироничным определением для мечты, не имеющей ничего общего с реальностью – утопии.

Христианство быстро избавилось от идеи коммунального счастья, социализм тоже протянул недолго. Но в то же время капитализм в ходе постепенной эволюции пришел к неожиданной, утопической шеринг-экономике. Оказалось, что утопия не только экономична, экологична и этична – но и вполне конкурентна.

Натуральный обмен возник на самой ранней ступени развития общества. Но совместное потребление начало расти впечатляющими темпами лишь 10 лет назад. Связано это с технологической базой. Только с развитием скоростного интернета и маркетплейсов, с появлением смартфонов и соответствующих приложений, можно организовать слаженную, эффективную, оперативную систему обмена.

Шеринг бизнес в нашей стране

Концепция совместного потребления быстро прижилась в России. Россияне оценили французский БлаБлаКар, с энтузиазмом подключились к аренде жилья Airbnb, такси Uber и сервису обмена вещами Rentmania. Появились и собственные проекты – «Делимобиль», BelkaCar, Яндекс.Драйв, «Народный каршеринг». В августе 2020 был вынесен и первый приговор за преступление в области шеринга – оштрафовали мужчину, продававшего поддельные аккаунты для приложения «Делимобиль».

В России представлены все основные направления шеринга. Помимо каршеринга и карпулинга, огромной популярностью пользуются сервисы по обмену вещами, биржи фриланса (в том числе биржи услуг) и краткосрочная аренда жилья – хотя размещение хостелов в жилых домах с 2019 запрещено.

Популярные направления шеринга в нашей стране:
• каршеринг, карпулинг – БлаБлаКар, Делимобиль, BelkaCar, Яндекс.Драйв;
• велошеринг — Lucky Bike;
• продажа и обмен вещей – Авито, Юла;
• аренда вещей – Rentmania;
• биржи фриланса и услуг – YouDo, Kwork, Profi, Workzilla;
• краудфандинг – Boomstarter.

Статистика показывает, что объем рынка совместного потребления за 2019 составил 770 млрд рублей. Типичный участник шеринговой экономики моложе 30 лет, живет в городе-миллионике – чаще всего в Москве. 72% оборота в российском шеринге приходится на перепродажу вещей на досках объявлений.

Идеи шеринг-бизнеса для стартапов

После личного опыта, статистика – лучший источник идей для шеринг-бизнеса. Наибольшим спросом на платформах для аренды пользуются дорогие вещи (стоимостью от 100 тысяч), которые используются эпизодически. К ним относятся – тренажеры, инструменты для ремонта и строительства, снаряжение для отдыха и туризма, игровые приставки, квадрокоптеры, модные гаджеты (лидируют Айфоны).

Устойчивым спросом пользуются товары для детей – кроватки, коляски, манежи, автокресла. Популярна техника, которую одалживают для «тест-драйва» – от дорогих пылесосов до камер и фотоаппаратов. Всегда пользовалась спросом услуга по прокату свадебных нарядов. Сейчас набирает популярность прокат карнавальных костюмов для взрослых и детей.

На российском рынке пока что нет удобных приложений для поиска рум- и флетмейтов – соседей для совместной аренды жилья.

В подобном приложении также очень пригодилась бы опция аренды недорогой мебели и бытовой техники: поиск предметов обихода по отдельности занимает слишком много времени.

Найти же соседа по квартире или комнате и того сложнее – приходиться просматривать массу объявлений, в которых зачастую не указываются критические параметры – возраст, привычки, образ жизни.

Также нет приложения, в котором компании предлагали бы отходы своего производства – которые вполне могут быть отличным сырьем для другого бизнеса. К примеру, весовой лоскут, отход швейной фабрики, пользуется отличным спросом в среде хендмейда: одежда для кукол, мягкие игрушки, домашнее рукоделие.

Отходы от производства соевого молока (окара) – ценный ингредиент для индустрии полуфабрикатов и хлебопечения.

Россияне очень любят читать, но стоимость бумажных книг пугает. При этом большинство книголюбов предпочитает именно бумажные, не электронные издания. Библиотека популярной художественной или специальной литературы – неплохая идея для стартапа.

Пандемия снизила темпы развития шеринга в России, но не уничтожила саму идею. Напротив, некоторые ниши даже показали внушительный рост – выросли продажи на сайтах объявлений, каршеринг Яндекс переключился на доставку заказов, сети вроде «Магнит» взяли на работу людей, потерявших места в других сетях ритейла. Растет рынок фриланса и аренды. В любом из этих направлений есть место для нового стартапа.

Преимущества шеринг-экономики

Профессиональным экономистам давно известно, что аренда выгоднее приобретения. Несколько лет назад это стало очевидно и среднему потребителю. Вместе с феноменальным успехом сервисов Airbnb и Uber заговорили о всеобщей «уберизации» потребления. На смену неумеренному консьюмеризму приходит осознанное потребление, и новая экономическая модель вписывается в систему ценностей как нельзя лучше.

Шеринг демонстрирует ряд очевидных преимуществ:
• гибкость;
• независимость;
• экономическую выгоду;
• бережное отношение к ресурсам;
• развитие взаимного доверия.

В рамках шеринга становится нормальным жить в общежитии, брать тренажер или велосипед напрокат, при поездке за границу – бронировать комнату у собственника, а не в отеле. Ненужные вещи – новые или использованные – легко продать в интернете.

Тратиться на аренду отдельного офиса необязательно – можно арендовать рабочее место в общем офисном пространстве. Вечерние платья или драгоценности, которые нужны лишь от случая к случаю, проще брать на время, чем покупать.

Стартапы все чаще финансируют свои проекты через краудфандинговые платформы – целевая аудитория продукта и частные инвесторы проявляют больше энтузиазма, чем обычный банк. Рынок фриланса и услуг по запросу неуклонно растет – оплата по проектам выгоднее, чем содержание штата сотрудников.

Входит в норму совместное пользование автомобилями и стоянками – снижаются затраты на транспорт, улучшается городская экология.

Отходы одного производства могут быть прекрасным сырьем для другого. Такая кооперация выгодна всем – снижаются издержки и стоимость продукции, свалки не переполняются отходами.

Многие виды шеринга имеют этическую направленность: бесплатная раздача одежды, предметов домашнего обихода, лишних продуктов питания. Собственники избавляются от ненужных вещей, малообеспеченные (или просто экономные) люди получают то, что им действительно нужно.

Хотя шеринг ассоциируется прежде всего с экономией, существует несколько сервисов по аренде и обмену предметами класса люкс: от частных самолетов (JetSmarter, XoJet) и яхт (Boatbound) до дизайнерской одежды и аксессуаров – Rent the Runway, Villageluxe.

Недостатки экономики совместного потребления

Минусов у шеринга немало – по крайней мере, на текущем этапе развития:
• противоречия и пробелы в законодательной базе;
• проблема безопасности и отсутствия гарантий;
• неопределенное будущее;
• отсутствие стабильности и страховки.

Совместное использование одних вещей поощряется обществом, но обеспечение свободного доступа к другим считается преступлением. К примеру, обладатели прав на книгу, как правило, не судятся с участниками движения по обмену книгами (буккроссинг, букшеринг). В то же время правообладатели сериалов, фильмов, программ и музыки часто доходят до судебного преследования.

Совместное чтение книг в импровизированной библиотеке – это хорошо, но скачивание сериалов – пиратство.

Многие университеты открывают бесплатные или недорогие онлайн-курсы – инициатива, достойная похвалы. При этом абсолютное большинство мастеров, продающих мастер-классы, категорически не одобряют коллективную оплату.

Отдать свой ноутбук напрокат платно или бесплатно – это шеринг. Но если на ноутбуке установлено дорогое коммерческое ПО, разработчики которого скрупулезно отслеживают все проекты, созданные с помощью их программ – то это уже не шеринг, а преступление.

Раздавать Wi-Fi соседям бесплатно и без пароля – казалось бы, отличная благотворительная идея. Но если соседи любят скачивать торренты или что-нибудь похуже – отвечать придется владельцу роутера.

Закон и шеринг экономика

С законодательными проблемами сталкиваются и участники движения за спасение еды – фудшеринг. В большинстве европейских стран и США уже начали работать над поправками в законодательстве – в том числе в области легального статуса сделок в приложениях, налоговых выплат и льгот. В России многие направления шеринга пока что вне закона.

Отсутствие сертификации и гарантий – другая серьезная проблема. Сетевые отели подлежат сертификации, но «частники» не предоставляют никаких гарантий.

Сдать в аренду или обменяться своей собственностью (квартирой, машиной, оборудованием) легко, но в случае поломки или кражи пенять будет не на кого: страховые компании пока не берутся за подобные сделки.

Одно дело – на время отпуска оставить своего домашнего любимца в сертифицированном отеле для животных, а дом сдать под охрану. Другое дело – пустить в дом на время участника шеринговой программы по присмотру за жильем и животными.

Привлечение фрилансеров вместо содержания штата сотрудников – отличный способ сэкономить, но если безответственный фрилансер сорвет сроки выполнения проекта, экономия выльется в значительный ущерб.

Для самих фрилансеров работа по проектам также означает отсутствие стабильности, страховки, отпуска и пенсионных отчислений – по крайней мере, пока программа для самозанятых не станет стандартом.

Забастовки против Uber и Cabify уже однажды вылились в беспорядки в Испании. При дальнейшем противостоянии традиционной и шеринговой моделей конфликты могут повторяться.

Росту шеринга будут препятствовать не только рыночные системы, но и собственное несовершенство модели. В отличие от рыночной экономики, шеринговая меньше заинтересована в совершенствовании конкурентных преимуществ.

Утопия или реальность: совместное потребление после пандемии

Коварный вирус навредил шерингу гораздо больше, чем какой-либо другой отрасли экономики. Социальное дистанцирование никак не способствует совместному потреблению. Больше всего пострадали гиганты ниши, те самые Airbnb и Uber.

Управляющая компания Airbnb получила более $1 млрд дотаций от инвесторов, но выдала финансовую поддержку лишь некоторым хостам-участникам проекта – из общей суммы $250 млн пока что выплачено не более $17 млн.

При этом компания рекомендует путешественникам-пользователям системы оказывать материальную помощь собственникам жилья. До пандемии сеть Airbnb оценивалась в $31 млрд и считалась главным конкурентом сетевых отелей Хилтон и Мариотт. Однако уже к апрелю оценка Airbnb упала до $18 млрд. Сервис коворкинга WeWork упал с $47 млрд до $2,9 млрд.

На фоне глобального спада прогнозы экспертов о росте шеринг-экономики до $335 млрд к 2025 году кажутся нереалистичными.

Даже после того, как проблема инфекции будет решена, отрасли понадобится несколько дополнительных лет для достижения такого уровня. И уж тем более невозможен переход на общественную собственность к 2030, как утверждала ранее Ида Аукен.

История с вирусом всегда может повториться, и при совместном использовании всех вещей – от одежды до кухонной утвари и жилья – последствия будут фатальными.

Новая модель аренды

Боязнь заразиться еще долго будет препятствовать росту совместного использования отдельных сервисов. Упал спрос на каршеринг, общественные зарядные устройства, бывшие в употреблении вещи. Социальное дистанцирование сместило предпочтения пользователей с аренды на приобретение, но при этом спровоцировало новую модель потребления – подписку.

Подписка ранее использовалась в основном для приобретения нематериальных благ – обучающих курсов, программного обеспечения, музыки, фильмов и сериалов. Стриминговые и образовательные платформы нарастили продажи на фоне всеобщего кризиса.

Поэтому бизнес-модель взяли на вооружение компании, продающие по подписке вполне материальные вещи – гаджеты, бытовую технику, автомобили.

В мае 2020 компания Whirlpool вместе с Forward Leasing запустили в России продажи по подписке. Размер ежемесячного платежа зависит от типа устройства и стоимости, и начинается с 455 рублей в месяц. В стоимость входит бесплатная доставка по России, и в случае необходимости – установка. Пользователь либо постепенно выкупает модель, либо заменяет ее на новую.

Новшество подхватила компания Genesis: российский сервис Genesis Mobility предлагает получить по подписке автомобиль, причем техобслуживание и прочие нудные заботы Genesis берет на себя.
Подписка на материальные вещи – не что иное, как аренда, которая лежит в основе шеринг-экономики. Разница лишь в том, что потребитель получает совершенно новую вещь, и при желании может оставить ее себе – это роднит подписку с лизингом.


Понравилось? Поделись с друзьями в соц-сетях!

B-MAG

Редакция бизнес-журнала - B-MAG.ru Мы публикуем материалы о бизнесе и деловой жизни, предпринимательстве и стартапах, инвестициях, бизнес идеях и технологиях. /Business life today – деловая жизнь сегодня/

Новые комментарии:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два × 1 =

Choose A Format
Story
Formatted Text with Embeds and Visuals