Разработка новых типов ледоколов является одним из наиболее многообещающих технологических трендов, который открывает широкие возможности для освоения месторождений углеводородов российского арктического шельфа и их транспортировки в Японию, Китай, Южную Корею.

Дополнительное значение этому технологическому тренду придает высокая вероятность дальнейшего развертывания торговой войны со странами Евро-Атлантического блока, которая повысит актуальность использования Севморпути отечественными компаниями для экспорта продукции в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Такие данные приводятся в очередном выпуске трендлеттера (информационного бюллетеня) «Глобальные технологические тренды» Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ). Трендлеттер подготовлен в рамках мониторингового исследования, которое институт проводит на регулярной основе. Подобные работы велись, в частности, при подготовке «Прогноза научно-технологического развития России на период до 2030г.».

В настоящее время в мире растет спрос на услуги российского ледокольного флота, в первую очередь на сопровождение ледоколами крупнотоннажных танкеров от Баренцева моря до Берингова. Конкурентным преимуществом России является наличие в составе арктического флота мощных атомных ледоколов, способных ходить даже в многолетних льдах толщиной 2 метра и более.

Однако коммерческую эффективность ледокольных проводок снижает тот факт, что корпусы танкеров и сухогрузов большой вместимости (а только такие эффективны на дальних маршрутах) шире, чем корпусы ледоколов. В результате для сопровождения грузового судна или каравана требуется сразу два ледокола.

Поэтому сегодня в России активно ведутся разработки новых типов ледоколов, способных создавать во льдах каналы шириной от 50 метров. Наиболее проработана конструкция ледокола с несимметричным корпусом, который перемещается во льдах под углом к направлению движения, что увеличивает ширину прорубаемого во льду канала.

Как отмечают эксперты, Россия может занять монопольную нишу на рынке ледовой проводки крупнотоннажных судов и стать экспортером высокотехнологичных ледоколов. «Отечественные верфи выйдут на самоокупаемость, также будет достигнут положительный бюджетный эффект от эксплуатации Севморпути, грузооборот которого к 2020 году может достичь 50 млн тонн (в 20 раз больше нынешнего)», – указывается в бюллетене.

В качестве главного фактора вносящего неопределенность в развитие этого технологического тренда, эксперты рассматривают непредсказуемость климатических изменений в Арктике. Так, сокращение площади арктических льдов значительно уменьшит потребность в ледокольном сопровождении грузовых судов на Севморпути. А если потепление сменится похолоданием и увеличением площади льдов, навигация в арктических морях может стать слишком сложной технически, даже при ледокольном сопровождении.

Степень же проработки технологий создания новых типов ледоколов в России позволяет рассматривать данный тренд как наиболее перспективный. «Российские исследователи являются лидерами в этой области на мировом уровне», – говорится в бюллетене Высшей школы экономики.

Еще двумя ключевыми технологическими трендами в области рационального природопользования, связанными с экологически безопасным освоением Арктики, исследователи считают: использование морских ледостойких платформ для добычи нефти и газа на арктическом шельфе, а также разработку технологий извлечения метана из газогидратов.

Подробнее об этих трендах – во втором выпуске трендлеттера, с которым можно ознакомиться по ссылке http://issek.hse.ru/trendletter/news/133987697.html


Новые комментарии:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *