Восстановление трафика в торговых центрах идет медленно. Показатели вакантности сопоставимы с кризисными 2014-2016 годами, скидки на аренду выросли до 50%. Для привлечения посетителей ТЦ осваивают новые форматы – среди них маркетплейсы, арт-пространства для блогеров и фудхоллы.

Посещаемость ТЦ после карантина

Консалтинговая компания Watcom озвучила неутешительную статистику за первый квартал 2021 года: по сравнению с тем же периодом 2020 года трафик в региональных ТЦ упал на 18%, а в отношении 2019 года – на все 21,9%. Такая же ситуация отмечается в 150 крупнейших ТЦ Москвы и Санкт-Петербурга. Общее снижение трафика за 2020 год достигло 30% – ранее такая ситуация наблюдалась в период валютного кризиса 2014-2016.

Не у всех ретейлеров дела обстоят трагично: фэшн-сегмент, бытовая электроника и спортивные товары с начала года продемонстрировали рост трафика. В лидеры также вышли фитнес-клубы – несмотря на сокращение клиентской базы (20-30%), посещаемость восстанавливается. В то же время другие представители сферы услуг такими темпами восстановления похвастаться не могут – прачечные, косметические и маникюрные салоны в ТЦ пока ждут возвращения большинства своих посетителей.

На темпы восстановления трафика влияет расположение ТЦ: сложнее всего обстоят дела у центров, расположенных в деловой части города, в окружении офисов – поскольку большая часть сотрудников компаний продолжает работать в удаленном режиме.

Маркетплейсы

Кризис вынудил арендодателей и бизнесменов искать новые подходы. Главным трендом стало объединение офлайнового ретейла с продажами онлайн. Такое взаимодействие реализуют в нескольких форматах:

• система click&collect – когда заказ формируют на сайте, а забирают в магазине;
• постаматы;
• онлайн шоурумы;
• dark kitchen – ресторанные кухни, работающие только на заказ;
• dark store – гибрид склада товаров и click&collect;
• маркетплейсы – о запуске уже сообщил московский универмаг «цветной».

Представители консалтинговой компании JLL полагают, что 2021 год станет для российских ТЦ началом массовой перезагрузки. Омниканальные продажи, слияние офлайна и e-commerce – реалии нового времени, к которым нужно адаптироваться.

Торговые центры из узкопрофильных должны будут стать многофункциональными, а устаревшие площадки начнут сдавать невостребованные помещения под аренду ресторанам без посетителей (dark kitchen) и магазинам без покупателей (dark store).

Фудхоллы

Этот тренд приходит на смену уже привычным фудкортам. Если фудкорт – это площадка для банального фастфуда, то фудхолл – это качественная ресторанная еда в демократичном формате (и по доступной цене). Фудкорт – место для быстрого перекуса в перерыве между посещением магазинов, в то время как фудхоллы способны привлечь ценителей интересной кулинарии, открытых для гастрономических экспериментов. Дополнительный фактор для привлечения посетителей – проведение в ТЦ развлекательных и фестивальных мероприятий.

В Москве уже действуют более 15 популярных фудхоллов – рынок все еще далек от насыщения. До пандемии владельцы предпочитали арендовать площади для фудхоллов на территории реконструированных столичных рынков – Центрального, Усачевского, Даниловского и других. Фудхолл «Депо» привлек внимание опытных московских рестораторов. С появлением большого количества вакантных площадей в ТЦ логичным станет открытие в них фудхоллов.

В Санкт-Петербурге рестораторы уже опробовали эту идею. С учетом холодного и ненастного климата северной столицы нововведение оказалось особенно эффективным: петербургские фудхоллы привлекают трафик с центральных улиц города. На очереди открытие новых фудхоллов в ТЦ «Невский центр», «Варшавский экспресс», Leo Mall.

Арт-пространства

Пока ретейл переходит в онлайн сферу, медийные личности осваивают офлайн. Торговые центры начали открывать так называемые «общественные пространства» – своеобразные гибриды студий и коворкингов для интернет блогеров. Например, в ТРЦ «Мозаика» запустили арт-пространство для блогеров, ютуберов и тик-токеров CREADOR SPACE.

Профессиональное оборудование в CREADOR SPACE позволяет проводить стримы в прямом эфире, осуществлять высококлассную видео и фотосъемку. В распоряжении посетителей 15 фоновых инсталляций в различных стилях, циклорамы для съемки в режиме хромакей, профессиональное звуковое и осветительное оборудование. Среди дополнительных услуг предлагают мейкап и помощь в монтаже видео; посетители могут пользоваться зоной коворкинга, есть раздевалки и гримерки.

Выгодность открытия арт-пространства уже отметил Алексей Кузьмин, управляющий директор ТРЦ «Мозаика». По его словам, проект CREADOR SPACE начал привлекать молодую и социально активную аудиторию в ТЦ, при этом посетители обеспечивают продвижение арт-пространства в интернете.


Новые комментарии:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  1. Как только карантин закончился и открылись торговые центры, в фудкортах и фудхоллах народу стало, если честно, визуально намного больше, чем было до карантина. Во-первых, народ соскучился. Во-вторых, развлечения далеко не все открылись, а во многие попасть просто невозможно, нужно записываться чуть ли не за месяц. Куда еще с детьми ходить? У нас в торговом парке рядом детская площадка переполнена была и до сих пор так.

  2. Мне довелось однажды побывать в фуд-холле в Москве на станции Китай-город. Опыт довольно приятный: на просторной территории в три, если не ошибаюсь, этажа были представлены кухни разных народов мира, притом именно со стереотипными блюдами.

    В канадской кухне были блюда с кленовым сиропом, в корейской — лапша, в индийской — бесчисленное количество специй. Цены, само собой, выше, чем на фудкортах с фастфудом, но и выбор соответствующий. Будет интересно, если и до региональных ТРЦ дойдут подобные проекты.

  3. Да, вот маркетплейсы, действительно, в этот период вышли на новый уровень. Чтобы привлечь большее количество людей на свои площадки, многие маркетплейсы окрыли возможность для самозанятых граждан создавать магазины.

    Заключая договоры с самозанятыми, маркетплейсы расширяются, привлекая новые товары и вливая новые финансы в своё предприятие.

    Мне ещё идея фудхоллов нравится, надеюсь, там и качество обслуживания будет на высоком уровне. А то довелось недавно наблюдать, как в фастфуде упавшее пирожное обратно подобрали и отправили на выдачу покупателю.

  4. Да ладно, сейчас еще ничего. Народ немного ходит в ТЦ, видно, что с удовольствием. Мне самой очень приятно пройтись по нашему Европолису на Лесной, людей много. Но возможно, что, проблема глобальнее. Добавляет остроты тот факт, что большинство населения обнищало – многие потеряли работу в пандемию, набрал кредитов. Так что этот шопинг будет до поры до времени.

  5. Действительно, такая переориентация очень эффективна, но это относится больше к крупным мегаполисам. В провинции с этим гораздо сложнее, и лично мне кажется что там нужен несколько иной подход. Например, с акцентом на сферы обслуживания. Как вариант это могут быть массажные экспресс салоны, дегустационные залы, арт площадки, где любой художник, скульптор, столяр, кузнец, гончар, швея смогут выставлять свои работы на обозрение и при желании продавать. Можно проводить аукционы.

  6. Люди приспособились к условиям карантина. Работодатели перевели деятельность на удаленную основу. И в этом для них много плюсов. Как минимум меньше затраты на аренду/покупку офисных помещений. Однако торговые центры все же страдают от этого. Особенно те, что расположено в центре города, в рабочих районах.
    Развлекательные центры, я думаю, тоже сейчас находятся в убытке. Кто-то ещё боится входить в прежнее русло, кто-то отвык от излишеств. Но кафе, фудкорты и прочие заведения скорее всего никогда не останутся без внимания. Потребность в еде – одна из основных у любого живого существа. Да и в тяжёлых условиях небольшой праздник в виде посещения кафе все же приободряет, поднимает настроение

  7. После жестких ограничений в период пандемии народ прежде всего хочет общения. ТЦ только как место для совершения покупок уже мало привлекательны. Продукты и все остальные товары выгоднее стало приобретать через Интернет. А вот как место для интересного проведения свободного времени ТЦ очень перспективны.

    Молодым семьям нужны площадки для маленьких детей, где те под присмотром воспитателей будут развлечены пару часов, а родители в это время проведут взрослый шоппинг. Организованные на территории ТЦ современные арт-пространства с постоянно меняющимися экспозициями тоже могут быть востребованы. Хорошо бы в ТЦ были места, где любители игр могли бы сыграть партию в шахматы, бильярд или настольный теннис.

  8. Скорее всего, эра потребления постепенно подходит к концу. После пандемии большинство людей обнищало, многие потеряли работу. Я не понимаю, на что люди сейчас закупаются? Я работал менеджером по продажам электрооборудования, и в пандемию мои заказы сократились на 90%. Уволился, устроился охранником. Но новые вещи покупать не на что. Поэтому в ТЦ хочу только посмотреть, ради разнообразия.

  9. Что поделать, и люди, и бизнес постепенно адаптируются к новым реалиям. Думается, что это совершенно новый виток, и кто знает, куда придет общество под влиянием таких глобальных перемен. В любом случае, не удержится на плаву тот, кто не хочет адаптироваться, отрицает очевидные вещи и противится переменам.

  10. Перезагрузка ожидала обычные ТЦ и без пандемии, формат традиционной торговли начал изживать себя на несколько лет раньше. Странно было бы думать, что с повсеместной цифровизацией услуг это не скажется на традиционной торговле. Вопрос еще в том, всем ли собственникам ТЦ удастся выгодно сдать в аренду все свои площади, потому что строились многие из них вообще от балды.