Сотрудничество футболистов и даже футбольных клубов с криптовалютными проектами — не редкость. Уже в конце 2019 года знаменитые европейские гранды начали осваивать мир виртуальной валюты. Некоторые клубы даже выпустили собственную. Французский «ПСЖ» стал первопроходцем среди футбольных клубов: он одним из первых сообщил о планах выпуска собственных токенов. Уже в начале 2020 года клуб выпустил собственные токены, которые распространялись среди болельщиков. Приобретенные токены давали фанатам определенные преимущества: от возможности голосовать за надпись на капитанской повязке до встречи с футболистом-кумиром.

Вскоре оказалось, что проект весьма актуален, поскольку клубы из-за ковидных ограничений начали проводить матчи без зрителей. В это время цифровые платформы стали чуть ли не единственным способом взаимодействия с болельщиками.

К концу 2020 года «Пари Сен-Жермен» начал торговаться на криптовалютной бирже «Binance». Первоначальная цена токенов составляла около $13, но уже в первые сутки торгов она выросла почти в три раза. Практически одновременно с французским клубом торги токенами JUV открыл и итальянский «Ювентус». В марте 2021 года клуб впервые выплатил криптомонетами премию своему нападающему — Криштиану Роналду.

В течении 2020-2021 годов фанатские токены были выпущены и другими клубами. В их числе «Рома», «Милан», «Манчестер Сити», «Барселона», «Атлетико Мадрид» и «Галатасарай». По данным «CoinMarketCap» капитализация футбольных токенов уже превышает $190 млн.

С помощью токенов и криптомонет футбольное руководство вовлекает фанатов в жизнь клубов.

Такая форма взаимодействия не требует огромных рекламных бюджетов. К тому же таким образом клубы смогут оцифровать собственные программы лояльности. С помощью блокчейна можно продавать билеты, минимизируя риск распространения подделок.

Учитывая, что зачастую большинство болельщиков живут в других городах и даже странах, отличных от домашних городов клубов, владение фанатскими токенами помогает им принимать участие в жизни клуба. Выпуск криптовалюты в таком случае — это стимулирование и монетизация взаимодействия, которое выгодно и платформам, поскольку помогает привлечь новых клиентов.

При этом зарабатывать на футбольной криптовалюте могут не только клубы, но и фанаты. Хоть эксперты считают, что такие проекты рискованы, поскольку рынок всех криптоактивов волатилен, и футбольная криптовалюта является всего лишь модным инструментом, связанным с хайпом вокруг блокчейнов, все же спрос на токены напрямую связан с количеством фанатов клуба. А если речь идет о грандах, то их фанбаза исчисляется миллионами.

Кроме криптовалют, клубы создают цифровые коллекционные предметы. Речь о лимитированных электронных карточках любимых футболистов, а также предметы, которые можно использовать при участии в различных соревнованиях и играх (к примеру, фэнтези-футбол). По предварительным данным, более 140 клубов из разных стран мира принимают участие в подобных инициативах.

Что касается российских футбольных клубов, то отечественные команды могут запустить собственную криптовалюту. Хоть сделать это можно с некоторыми оговорками. Дело в том, что Закон о цифровых финансовых активах позволяет владеть криптовалютой на территории РФ, но не разрешает расплачиваться ею за товары или услуги.

Но поскольку клубы занимаются не выпуском криптовалюты в обычном понимании, а только созданием токенов для болельщиков, которые «меняет» на деньги фанатов, чтоб последние могли приобретать товары конкретного клуба, то такой вид взаимодействия разрешен. Если же речь идет о товарах нескольких клубов, то это уже нарушение законодательства.

Как бы то ни было, криптовалюта становится все более востребованной. Не отстают от трендов и букмекеры, чей список методов оплаты расширился за счет появления виртуальной валюты. Возможно вскоре конторы также будут предлагать токены в качестве бонусов, пока же лучшие предложения дня представлены в привычном формате. Ознакомиться с ними можно на сайте bookmaker-ratings.ru


Новые комментарии:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *