Европейские стартапы по аренде электросамокатов Tier и Voi в этом году активно «загребали деньги» от инвесторов, несмотря на то, что их американские конкуренты сильно пострадали от кризиса в период пандемии.
Немецкий стартап Tier в прошлом месяце привлек $250 млн в рамках раунда финансирования, проводимого японским SoftBank, что повысило оценку компании почти до $1 млрд. Компания обогнала американского конкурента Lime и стала второй по стоимости компанией по производству электронных самокатов после компании Bird.
Затем шведский стартап электросамокатов Voi в четверг сообщил, что привлек $160 млн за счет долевого и долгового финансирования. Компания не раскрыла свою рыночную оценку, но предполагается, что она исчисляется сотнями миллионов долларов.
«Американские игроки привлекли много капитала еще в 2017 и 2018 годах, на пике ажиотажа в отрасли», — рассказал Фредрик Хьельм, генеральный директор и основатель Voi. «Все компании и учредители тогда не имели опыта ведения этого бизнеса». «Теперь мы лучше понимаем бизнес электросамокатов и самое важно — умеем сотрудничать с городами в заключении контрактов, учитывая операционную эффективность и экономику».
В 2018 году о стартапах Bird и Lime говорили в Кремниевой долине, когда они привлекли от инвесторов значительные суммы по сногсшибательной оценке. Но американские стартапы в начале этого года пошатнулись после вспышки Covid-19. Bird и Lime были вынуждены приостановить операции на нескольких рынках и уволили сотни сотрудников, чтобы сократить расходы.
В мае оценка Lime упала на 79% до $510 млн в результате сделки с Uber о финансировании на $170 млн. Тем временем инвестор Bird, как сообщается, намерен продать акции гиганта по продаже скутеров стоимостью $2,5 млрд с убытком.
Европа в микромобильности превосходит США
Венчурные капиталисты, видимо более уверены в рынке микромобильности в Европе, чем в США. Микромобильность относится к малым формам городского транспорта, таким как электрические самокаты и велосипеды.
Данные аналитики Pitchbook показывают, что с начала года инвесторы вложили $371 млн в американские компании, занимающиеся микромобильностью, в то время как европейские конкуренты привлекли $687 млн.
- По сравнению с США и Азией, Европа — единственный регион, где в 2020 году наблюдается рост венчурных инвестиций в сектор микромобильности, что примерно на 64% выше уровня 2019 года.
По словам аналитиков по мобильности из Pitchbook, бизнес-модель американских компаний, занимающихся электросамокатами, более сложна, чем у европейских конкурентов. Он добавил, что отношения европейцев с регулирующими органами и государственные расходы на велосипедные дорожки и другую инфраструктуру делают этот регион «гораздо лучшим рынком для микромобильности, чем в США».
«Европейские города гораздо лучше подходят для этого типа городского транспорта, чем города США», — сказал Анри Муассинак, генеральный директор и основатель амстердамской фирмы по производству электронных самокатов Dott. «В США горожане настолько сильно укоренились в автомобильном мире. Я думаю, что микромобильность больше подходит для Европы».
Кроме того, есть кризис экономики из за пандемии, который, сначала сильно ударил по индустрии скутеров и самокатов, но теперь стал катализатором для некоторых стран.
Возьмем, к примеру, Великобританию. Было запрещено ездить на электросамокате по дорогам Великобритании из-за закона, принятого еще в 1835 году, но правительство ускорило судебные разбирательства перед принятием новых правил, чтобы впервые сделать их легальными.
Несколько компаний по аренде скутеров — как европейские, так и американские — выиграли заявки на участие в испытаниях и теперь надеются получить контракты в Лондоне, который станет ключевым полем битвы.
Некоторые инвесторы считают, что европейские стартапы в области электросамокатов — более прибыльная ставка, чем их американские конкуренты, так как они более компактны и имеют лучшую экономику.
Анри Муассинак из стартапа Dott сказал, что недавние раунды финансирования Tier и Voi являются «признаком того, что европейские компании работают лучше, чем компании США, по крайней мере, в Европе».
И Tier, и Voi сообщают, что приносят прибыль с июня, что является редким показателем устойчивого роста для сектора, который обычно считался очень капиталоемким.
Но и американской компании Lime в итоге удалось достичь рентабельности, оправившись от своих проблем в начале года. Lime говорит, что его воодушевила оценка компании Tier почти в $1 млрд, так как объем бизнеса Lime в три-четыре раза больше, чем у немецкой фирмы, и она работает по всему миру.
Новые комментарии: