В современном мире, где технологические изменения происходят с беспрецедентной скоростью, следить за инновациями и вовремя внедрять их — стратегическая необходимость для бизнеса. Как заметить важное событие в индустрии и отличить его от временного тренда рассказывает основатель Missiontech.co и Mission Space Алексей Поспехов.

Неспособность компании адаптироваться к переменам может иметь серьезные долгосрочные последствия. История знает множество примеров, когда лидеры рынка теряли свои позиции или вовсе закрывались, потому что вовремя не разглядели инновацию. Так в Kodak не заметили тренд на цифровую фотографию, а в Nokia пропустили бум смартфонов.

Быстрое внедрение новых технологий и методов может дать бизнесу конкурентное преимущество и помочь ему адаптироваться к ожиданиям клиентов. Именно инновации являются ключевым фактором роста крупнейших мировых корпорации, которые постоянно увеличивают свои расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. По итогам 2022 года каждый из топ-100 крупнейших технологических лидеров потратил на этот сектор не менее $2,15 млрд.

Локатор инноваций: как не пропустить знаковые события в индустрии технологий
Алексей Поспехов

Что такое инновация

Инновации — это не просто новые продукты или услуги, но и новые подходы, методы и технологии, которые меняют способ взаимодействия с миром и могут привести к долгосрочным изменениям в отрасли. Как правило, они зарождаются в результате интенсивных исследований и разработок, но также могут быть вдохновлены комбинацией уже существующих технологий и подходов.

В технологической сфере инновации часто проявляются в автоматизации тех или иных процессов. На базе этих изменений можно строить успешные сервисы и без преувеличений менять индустрию. Именно это сделали Airbnb и Uber — взяли такие привычные услуги как бронирование жилья и вызов такси и перевели их в цифровую плоскость.

В отдельных случаях могут рождаться принципиально новые бизнес-модели. В свое время такой революционной инновацией стал интернет, открывший множество возможностей для сотен тысяч предпринимателей. Яркий пример из настоящего времени — обещанное Илоном Маском снижение стоимости запуска килограмма на орбиту, которое способно сделать доступный космический туризм реальным рынком.

Инновация или хайп

Зачастую в крупных компаниях есть отдельные команды, которые занимаются только инновациями. Гиганты регулярно запускают новые проекты, чтобы примерить на себя тот или иной тренд и не оказаться за бортом, если тот получит свое развитие. Далеко не все они оказываются успешными — за плечами у каждой корпорации, как правило, есть десятки закрытых направлений. Для них это нормальная практика.

Однако, не каждая компания обладает такими ресурсами на исследования, разработку и проверку гипотез, как у Apple или Amazon. Поэтому важно уметь отделять зерна от плевел, чтобы не потратить деньги и время на краткосрочный хайп. К сожалению, готового алгоритма, как со стопроцентной точностью определить срок жизни тренда, нет. Всегда могут возникнуть непредвиденные факторы, зачастую играет роль банальная удача. Но кое-что сделать можно — самостоятельно или с помощью менеджера по инновациям, который сопровождает проект от идеи до пилотного запуска и оценки его результатов.

Первый шаг — задать себе вопрос, решает ли рассматриваемая технология или методика реальную проблему. Предлагает ли она более эффективный и удобный способ удовлетворять ту или иную потребность. Это — основополагающий признак инновации. Если ответ отрицательный — скорее всего, пузырь скоро лопнет, как это было с метавселенными и Clubhouse.

Если обнаружить пользу удалось, дальше следует аналитика. На данном этапе стоит изучить отраслевые СМИ с фокусом на разные рынки, посмотреть, можно ли назвать тренд глобальным или локальным. Посмотреть, что происходит со стартапами в выбранной отрасли: растут ли их показатели, привлекают ли они инвестиции. Если его уже внедряли корпорации, важно внимательно изучить этот опыт. И, конечно, необходимо провести CusDev исследование, чтобы понять, действительно ли клиенты или сотрудники компании нуждаются в инновации, будут ли они ей пользоваться.

Следующий шаг — соотнести тренд с целями и показателями компании. Прежде чем внедрять инновацию, необходимо четко сформулировать: что это даст бизнесу, как будут оцениваться результаты. Только после этого можно запускать пилотный проект —протестировать гипотезу в течение месяца или двух, поддерживая четкие метрики, и определить, действительно ли нововведение имеет смысл.

Как не упустить тренд

Ключевое принцип, который помогает отслеживать тренды, — это регулярность. Вместо того, чтобы тратить много времени и сил на изучение информационной повестки «набегами», лучше встроить этот процесс в свою рутину. Изучение отраслевых новостей должно стать такой же обязательной частью дня как чистка зубов.

Один из наиболее удобных и простых, на мой взгляд, форматов — рассылки по email. С ними изучение новостей происходит нативно, за утренним кофе и проверкой почты. Поначалу лучше подписаться на максимальное число источников и постепенно корректировать их состав. Самый простой путь — поискать по запросу «top venture capital newsletters». Скорее всего, там вы встретите StrictlyVC, First Round Review, CB Insights, Product Hunt Daily.

Дальше — включаем свое внимание. Увидели интересное исследование — подписываемся на его авторов, кто-то вложился в стартап из вашей отрасли — следим за инвестором, вышла полезная статья — оставляем свой адрес на сайте издания. Чтобы не утонуть в потоке входящих, определите для себя критерий, по которому вы будете отписываться от лишних рассылок. Например, если вы не открывали их в течение пары месяцев. Формирование индивидуального пула полезных писем — не быстрый процесс. Лично у меня он занял несколько лет.

Социальные сети тоже помогают оставаться в курсе событий. Например, многие англоязычные инвесторы активно используют Twitter. Отдельно следует отметить Сэма Альтмана из Y Combinator, который часто делится своими мыслями о технологических трендах. Стоит учитывать, что алгоритмы, формирующие новостную ленту, подстраиваются под пользователя. С одной стороны, это позволяет получать релевантную информацию. С другой — есть риск, что в какой-то момент ваше инфополе станет слишком однородным. Поэтому есть смысл периодически разбавлять его, активно искать новый контент и взаимодействовать с ним.

Конечно, не нужно забывать и про более традиционные медиа: Inc, TechCrunch, VentureBeat, Wired, The Verge и старый-добрый Forbes. Особое внимание стоит обращать на рейтинги и сопровождающие их материалы. Например, много полезного можно найти на странице проекта Inc. 5000, который рассказывает об инновационных бизнесах.

Посещение конференций и митапов — тоже рабочий инструмент. Но на них вряд ли получится услышать про зарождающийся тренд со сцены. Главная ценность таких мероприятий — это нетворкинг. Именно налаженные отношения с игроками вашего рынка могут позволить вам в числе первых и из первых уст узнать про интересные новинки.

Понимание разницы между настоящими инновациями и временными тенденциями, а также организация эффективного процесса отслеживания новостей помогают бизнесам не только оставаться на плаву, но и выигрывать в конкурентной гонке. Но главное в этом процессе — переход от трендвотчинга к делу. Никто не может дать гарантий, что та или иная технология «взлетит», реальное понимание приходит только на практике. Поэтому иногда стоит просто прислушаться к интуиции — и не бояться рискнуть.


Новые комментарии:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *