В работе с топ-менеджментом коучи используют технологию метафорических карт. Она позволяет выйти с рационального, логического уровня на проективный, увидеть картину мира шире и найти инсайт, который поможет двигаться с большей скоростью. Необходимость прибегать к разным проективным техникам связана еще с тем, что многие руководители вынуждены постоянно контролировать: свою команду, бизнес-процессы и все собственные эмоции, а когда контроля слишком много, сложно создать новое, увидеть себя со стороны, чтобы по-настоящему сделать прорыв.

При взаимодействии с руководителем через метафору можно понять: он в подъёме или упадке, много ли вокруг него конфликтов или, напротив, гармоничная атмосфера. Основная цель — найти ресурсы на важные задачи.

Метафора жизни – «битва, которую нужно выиграть»

Многие крупные корпорации строят свою миссию на ценности: завоевание новых рынков, достижение и перевыполнение результатов, битва за новых потребителей. Чем может помочь такая военная терминология? Она создает сильную конкуренцию внутри коллектива, позволяет искать решения в ситуации риска, напряженности. В этом случае выживет то бизнес-решение, которое будет «сильнейшим» и пройдет через бутылочное горлышко внутренних битв. Минусы такого подхода: большое количество конфликтов, сложность в коммуникации, необходимость «продавливать» принимаемые решения.

Часто такая метафора жизни соответствует архетипу «Воина», «Героя». Сильная сторона архетипа «героя», «воина», в том, что у него всегда есть цель и поле для сражения, такая метафора может подойти для компании, которой нужно быстрое развитие, рост, скачок.

«Жизнь – это восхождение» — такой подход характерен для основателей стартапов. Это герои, которые постоянно преодолевают вызовы внешней среды. Часто за этим кроется проблема: сложно жить в спокойное время, то есть создавать процессы, выстраивать взаимодействия в коллективе, стабилизировать команду. Понимание этой метафоры жизни может привести к практическому результату – поиску заместителя, операционного директора, который будет выстраивать рабочий процесс.

«Жизнь – дорога к знаниям» — такой подход соответствует архетипам «Путешественника». Человеку важно получать новые знания как таковые, ему интересно участвовать в общей деятельности как процессе, он быстро схватывает новые знания, может быть тренером для новых сотрудников.

«Вся жизнь игра» — подход «политика», для него важен не процесс, а управление общественным мнением, влияние. Он отлично чувствует настроения вокруг компании, может создавать не только новые образы, ценности, смыслы, но и интриги, манипуляции, так как хорошо чувствует эмоции других.

Для того, чтобы предупредить «выгорание» важно обращать внимание на метафоры: «жизнь — болото», «жизнь – это сон». Например, сотрудник находится в подавленном состоянии, уходит в мир внутренних фантазий, вместо практических задач.

Как коучинг позволяет работать с метафорой жизни и использовать ее для практических целей руководителя:

Этап 1. Коуч вместе с управленцем рассматривает ситуацию в компании и наблюдает за тем, какие карты сложатся в общую единую метафору жизни. Затем руководитель отвечает на уточняющие и проясняющие вопросы. Уточнение контекста главного героя метафоры позволяет осознать, что сейчас проходит в компании, и во внешней среде.

Этап 2. Далее обсуждаются необходимые перемены, что нужно сделать, чтобы трансформировать метафору жизни, перестроить отношения в коллективе и с внешней средой.

Этап 3. В итоге, совместными усилиями коуча и владельца бизнеса создается новая метафора жизни. Например, если человек из-за постоянной борьбы близок к выгоранию, можно создать метафору «жизнь – голубой океан возможностей» и найти те характеристики, которые нужны управленцу в новой реальности. Если для руководителя стало невыносимо постоянное «восхождение», он осознал свой собственный потолок, можно выстроить метафору сотрудничества, которая позволит ему сохранять стратегические решения, а операционные задачи делегировать приемнику, например, «жизнь – это игра для двоих».

Все эти этапы помогут владельцу бизнеса решить основные проблемы, которые преследуют его компанию.


Новые комментарии:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *