Музыкальный бизнес видится многим как одна из самых закрытых сфер, где царствует чуть ли не кумовство и всё сосредоточено в руках пары человек. Индустрия развлечений манит кажущейся простотой и легкомысленностью. Но так ли это на самом деле?

Анастасия Ивка IVKA, певица, блогер, бизнесвумен, основательница компании «BIM group», куда входит музыкальный лейбл «BIM music» и агентство «BIM media», рассказывает, что такое музыкальный бизнес и как он развивается в России.

Анастасия Ивка

Музыкальный бизнес — это часть индустрии развлечений, которая занимается производством музыки и получением прибыли из этой деятельности. Хочется сразу подчеркнуть, что несмотря на поэтичное звучание, это всё-таки бизнес со всеми вытекающими из этого слова.

Как говорят последние отчеты, по объёму музыкального рынка российская индустрия входит в 20 самых больших в мире. Основные участники рынка: артисты, продюсерские центры, организаторы концертов, звукозаписывающие студии, композиторы, райтеры, лейблы, стриминговые сервисы.

В России среди звукозаписывающих компаний есть как крупнейшие мировые лейблы (Warner Music Group, Sony Music Entertainment, Universal Music Group), так и независимые игроки. Перемены, связанные с цифровизацией и развитием стриминговых сервисов, приводят к тому, что старые способы входа на музыкальный рынок отходят на второй план.

Всё больше начинающих артистов стремятся многие процессы выполнять самостоятельно, без помощи профессионалов. Это не означает, что специалисты больше не нужны. Менеджеры, лейблы по-прежнему помогают сделать всё качественно, вовремя, знают законы рынка, помогают пробиться на фестивали, светиться в СМИ, попадать в плейлисты и так далее.

Главный доход артистам в нашей стране приносит концертная деятельность. Цифровые продажи растут, но пока всё равно лидируют именно туры по городам, закрытые мероприятия, корпоративы.

Пандемия, конечно, сильно ударила по музыкальному бизнесу в России, где живые выступления составляют основу кассы. Но ковидные ограничения только ускорили развитие новых форматов.

Доходы от стриминговых сервисов растут. Плюсы цифровых платформ: 1. видно, сколько раз слушали песню, вообще хорошо отслеживается статистика, 2. мировые сервисы отмечают успехи исполнителей и награждают, что способствует росту статуса, 3. каждое прослушивание оплачивается, музыкант попадает в разные подборки и хорошо раскручивается, 4. сервисов много, каждый приносит прибыль.

Самые популярные потоковые сервисы музыки:
• Spotify;
• Apple Music;
• Яндекс.Музыка;
• YouTube Music;
• VK Music.

Если остановиться подробнее на статистике, можно увидеть интересные способы ее использования. Например, при планировании тура артист и его команда могут выбирать города, в которых больше всего слушают их музыку, а также использовать данные о популярности песен для составления трек-листа на концерт. В общем, цифровые перемены постепенно встраиваются и меняют индустрию.

Также как источник доходов можно выделить реализацию исполнительских прав на публичную трансляцию музыкальных произведений. По данным исследования PwC к концу 2024 года выручка от реализации этих прав достигнет 23,9 млн $. Основным двигателем развития этой области являются аудиобрендинговые агентства, которые выступают как посредники между правообладателями и представителями бизнеса, заинтересованными в использовании музыкальных произведений для своих целей.

Пандемия способствовала переносу концертной деятельности в онлайн. Но время показало, что такие форматы интересны людям как эпизодические. Ценность живого выступления остаётся высокой. Да и компенсировать падение доходов от отсутствия живых выступлений тоже не получилось.

К новинкам можно отнести и концерты в видеоиграх, а также подсмотренные в киноиндустрии drive-in концерты, которые проводились для автолюбителей на парковках и других подходящих площадках.

Музыкальный бизнес в России пережил ряд резких падений на пути своего быстрого роста. Сказывался кризис 2014 года, когда просели доходы населения, потом пандемия. Но индустрия относительно быстро отходит от этих провалов и уверенно движется вперёд. В скором будущем нас ждут большие цифры и новые рекорды.


Новые комментарии:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *