Мы выяснили, какие финансовые вложения нужны для начала бизнеса в 2021 году в РФ и Америке. В январе 2021 года международная ecommerce платформа Shopify опубликовала подробный отчет об анализе деятельности 450 представителей малого бизнеса в США. Портал «Авито» недавно провел аналогичное масштабное исследование российского малого предпринимательства – среди компаний, ежегодный оборот которых не превышает 150 млн рублей в год. Посмотрим, какие отрасли наиболее благоприятны для малого бизнеса в России и за рубежом, и во сколько обходится запуск собственной компании.

Средняя стоимость открытия своего дела

Российские и зарубежные предприниматели открывают бизнес тремя способами. Первый способ оказался самым экономичным, третий – самым затратным:

1. Работают в качестве самозанятых или индивидуальных предпринимателей, не арендуют производственное помещение или офис, обращаются к фрилансерам для решения разовых задач. Затраты в России при таком подходе – от 1 тыс до 290 тыс рублей.
2. Регистрируют компанию и сразу нанимают небольшой штат сотрудников. Стоимость – от 220 тыс в ИТ-сфере до 900 тыс рублей в общественном питании.
3. Покупают готовый бизнес. Это стоит от 110 тыс (работающий онлайн-магазин) до 1 млн (ИТ-сегмент) и выше.

Стоимость запуска бизнеса зависит и от способа открытия, и от выбранной сфере. Оказалось, что дешевле всего обходится открытие в статусе ИП какого-либо сервиса по предоставлению услуг – от ремонта до репетиторства. Дороже всего – приобретение готового автосервиса (от 3 млн руб) или компании по организации грузоперевозок (от 2,5 млн руб).

Данные «Авито» по конкретным суммам, необходимым для открытия, кажутся слишком оптимистичными.

К примеру, самостоятельный запуск онлайн-магазина «Авито» оценивает в 100-1000 рублей, тогда как зарубежные аналитики называют цифру $2000-5000 и выше. Очевидно, специалисты «Авито» не учитывают закупку товаров, оплату склада, расходы на доставку, замену товара и др. расходы.

Эксперты «Авито» подсчитали, что самостоятельный запуск бизнеса в сфере торговли стоит 265-295 тыс рублей. С учетом регистрации компании и найма сотрудников стоимость возрастает до 350 тыс руб. Дороже всего открыть ресторан или кафе – от 900 тыс руб, причем покупка работающего кафе обойдется еще дороже – в 950 тыс руб. Стоимость самостоятельного открытия кафе или ресторана аналитики при этом оценивают оптимистично – всего в 180 тыс руб.

Специалисты Shopify отмечают, что есть случаи успеха стартапов с мизерным бюджетом, состоящим из собственных скромных сбережений предпринимателей. В то же время опросы платформы показывают, что треть потерпевших неудачу бизнесменов главной причиной провала называют недостаток денег. Средняя сумма открытия бизнеса с нуля в США – $63 тыс за первый год при найме 1-2 сотрудников, $18 тыс – при самостоятельной работе.

Самые прибыльные отрасли для бизнеса в России

По данным «Авито», сейчас больше всего зарабатывают компании в сфере оптовой торговли – средняя выручка 735 тыс руб за 1-й квартал 2021 года. Прибыльной сферой остается общественное питание – в среднем 514 тыс руб.

Благодаря карантину и переходу на удаленку доходным сегментом стало дополнительное образование – 492 тыс руб за квартал.

Вслед за образованием идут фирмы, предоставляющие рекламные, бухгалтерские и юридические услуги (315 тыс руб). Замыкают рейтинг самых прибыльных отраслей строительные подрядчики (313 тыс руб) и перевозчики грузов (246 тыс руб).

Средний чек и общий оборот

Если составить рейтинг сегментов российского бизнеса по размеру среднего чека, то первые три позиции займут:

• строительство – 118 тыс руб;
• оптовая торговля – 87 тыс руб;
• ремонт и отделка – 77 тыс руб.

Пятерку лидеров по среднему чеку замыкают ИТ-компании и услуги – консалтинг, бухгалтерия, юридическое сопровождение, реклама. Грузоперевозки также относятся к прибыльному бизнесу – как в Москве и Санкт-Петербурге, так и в регионах.

При составлении рейтинга малого бизнеса по максимальному общему обороту всех компаний отрасли в лидерах за 1-й квартал оказались:

• оптовая торговля – 6,6 млрд руб;
• разработка программного обеспечения – 6,54 млрд руб;
• консалтинг, реклама, бухгалтерские и юридические услуги – 5,77 млрд руб.

Источники финансирования успешных стартапов

Статистика Shopify показывает, что владельцы прибыльных стартапов в США финансируют свой бизнес так:

• личные сбережения – 66%;
• реинвестирование максимальной части прибыли – 30%;
• материальная поддержка от родственников или друзей – 23%;
• банковский кредит – 23%.

Многие опрошенные использовали несколько источников – личные сбережения, кредит и реинвестирование прибыли. При этом абсолютное большинство предпринимателей отметило, что в первый год запуска они практически не использовали прибыль на собственные нужды – то есть работали без зарплаты.

Откуда берутся незапланированные расходы

Опрос Shopify показал, что все предприниматели столкнулись с неожиданными и незапланированными расходами:

1. Доставка. Для 34% бизнесменов неприятным сюрпризом стала стоимость упаковки, возврат или требование обмена товара, высокие почтовые тарифы.
2. Сборы, лицензии, разрешения и регистрационные платежи – 23% предпринимателей признались, что не планировали такие издержки, и не ожидали, что сборы могут быть и местными, и федеральными.
3. Складские расходы и непредусмотренное пополнение запасов – 21% бизнесменов отметили, что на грань выживания их поставили издержки на закупку дополнительной партии тестовых образцов для предоставления на рецензию блогерам, а также расходы на хранение и рассылку тестовой продукции.
4. Сложность подготовки налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности. Большинство владельцев стартапов не смогли справиться с этими задачами самостоятельно и вынуждены были обращаться к специалистам.

Как планируют расходы успешные компании

Аналитики Shopify отметили любопытную закономерность в распределении бюджетов стартапов, которым удалось успешно пройти через первые 2-3 года. Несмотря на то, что стоимость запуска бизнеса отличается в разных отраслях, все успешные компании распрелили свои расходы в процентном соотношении так:

• операционные издержки – 10-15%;
• закупка / производство товара – 28-36%;
• доставка – 8-12%;
• поддержка онлайн-магазина – 9-10%;
• маркетинг – 6-7%;
• зарплата сотрудников – 14-30%.

Эксперты Shopify заключают, что такая структура расходов обеспечивает устойчивое развитие бизнеса. Они также отмечают, что не стоит ожидать астрономической прибыли в первые 1,5-2 года – весь доход следует реинвестировать в бизнес, и при этом постоянно тестировать гипотезы.

Еще одно удивительное совпадение, отмеченное в исследовании Shopify – все компании, которым удалось выйти на оборот свыше $100 000 в первый же год, тратили на маркетинг не более 7% бюджета. В то же время стартапы, выручка которых не превышает $10 000, тратили на рекламу не менее 13% средств.

Американская организация поддержки малого бизнеса также полагает, что оптимальные расходы стартапов на рекламу не должны превышать 7-8%: если расходовать меньше – покупателей будет мало, но расходы свыше этой доли уже не сказываются на эффективности продаж.


Новые комментарии:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  1. Хочу на своём опыте рассказать об открытии бизнеса в России. Мы с сестрой пять лет назад открыли свой небольшой бизнес, на его открытие понадобилось 40 000 рублей всего. Мы арендовали небольшое место в тц 2х2 метра, закупили товар (масляные духи), на выручку оплатили новую аренду и закупили намного больше ассортимента, так этот бизнес действует до сих пор.

    Сегодня, конечно, аренда стоит много больше, но наш товар оптом можно покупать по вполне приемлемым ценам. Бизнес на сестре, а я оформилась как самозанятая, подрабатываю на фрилансе и помогаю сестре в магазине.

    При чем, как фрилансер я оформилась абсолютно без вложений, только налог оплачиваю с выручки, а все курсы по повышению квалификации прошла бесплатно на специальных платформах, которые предоставляют такую услугу безвозмездно. Сейчас мы размещаем наш товар на маркетплейсах также без затрат, так как всё хранится у нас в тц, а ассортимент взяли такой же как у нас в магазине. Надо просто знать ниши, где наименьшие затраты.

  2. Самозанятость как таковая вообще не требует расходов: регистрация бесплатна, обязательных платежей, не зависящих от текущей выручки, не существует. Кроме того, фактически действует отсрочка на неполный месяц — если зарегистрироваться, например, в середине июня, то первый налог начислят в августе, а не в июле. В общем, всем, кто сомневается и колеблется, рекомендую начать с этого варианта. Тем более, что он вполне совместим со статусом наемного сотрудника.

  3. Бизнес начинать никогда не поздно. Даже наоборот, нестабильная и быстроменяющаяся ситуация в мире создаёт предпосылки для нестандартных идей. Цифровые технологии развиваются молниеносно и с каждым днём всё труднее и труднее создавать конкурентный продукт. Бизнес любит смелых, поэтому 2021 год сего нелёгкой экономической ситуацией — самое благоприятное время для инноваций и новых предложений.

  4. Оформила самозанятость, сомневалась, но по факту не вижу ничего плохого. Отчеты вношу, как деньги вывожу с биржи фриланса, могу вообще не вносить – это допустимо, что нет дохода. Я начинала бизнес на продаже цветов, потратила около 50 тысяч на закупку, но в итоге закрылась. Сейчас понимаю, что не смогла настроить грамотную рекламу. Теперь, открываю агентство, учту ошибки прошлого, причем затраты понадобятся на сайт и раскрутку, около 20 тысяч на первый месяц.

  5. Естественно, что расходы на открытие бизнеса в России и США существенно отличаются. Если к этому добавить значительную зависимость от месторасположения компании, то разница будет еще большей. Но здесь следует отметить и на покупательскую способность населения. При этом если в России ориентироваться нужно не только на Москву и СПб, а также и на другие регионы. От этого также во многом зависит и выбор сегмента для открытия своего дела. Для меня не понято почему в рейтинг наиболее привлекательных направлений бизнеса не входит сельское хозяйство, с такими природными ресурсами, производство мебели из натуральных материалов, переработка отходов и прочие.