Учредитель российско-британской школы «Алгоритм» Алексей Мисютин рассказал в большом интервью о том, как связал свою жизнь с образовательной сферой, зачем нужна «олимпийская прививка», что такое школьный онбординг и почему важно вести ребенка по этому пути. Какие компетенции нужны современному педагогу, чтобы получать зарплату выше 100 тысяч рублей. Как работать с поколением Z и почему современному школьнику не обязательно идти по традиционному пути «школа-ЕГЭ-университет».

  • С чего начался карьерный путь и как Вы связали свою жизнь с образованием, со школой? 
Алексей Мисютин

Начнем с того, что я не преподаватель, а профессиональный product-manager. В течение 15 лет занимаюсь проектами и продуктами в различных сферах деятельности. Мой профессиональный путь начался со школы. Семь лет я учился в разных экспериментальных школах Великобритании, затем — в экспериментальных и общеобразовательных школах Москвы. Всего за свою школьную карьеру я поменял 6 образовательных учреждений. Закончил МГУ, учился в университете в Англии.

Работал в ТНК-BP Холдинге, инвестиционной компании «Ренессанс Капитал», работал в Сочи в преддверии Олимпиады-2014, трудился в Мосгорпарке. С 2016 по 2020 годы работал в проектном офисе Правительства, как  раз в это время начиналась история национальных проектов.

  • У вас очень обширный бэкграунд, но он не связан напрямую с образовательными проектами.

Напрямую с образовательными проектами меня связала семья, которая с 90-х годов занимается этим направлением. Когда вечера и выходные дома посвящены обсуждению новых интересных направлений, то сами понимаете, сложно остаться в стороне. Поэтому свои знания и опыт профессионального product-manager я решил применять в сфере образования. Это оказалось эффективно, увлекательно и значимо.

  • А можно пример того, как работа, связанная с подготовкой к Олимпиаде, помогла или оказала влияние на  формирование образовательных проектов.

Если говорить в целом, то мой опыт больше всего полезен для создания качественных проектных команд. Ведь любой продукт или проект — это, прежде всего, команда. В Сочи мы часто употребляли словосочетание «олимпийская прививка»: то есть мы заряжали энергией, зажигали людей идеями, прививали им цель.

За годы работы у меня появилась, как сейчас говорят, профессиональная насмотренность. Проводя тысячи встреч и собеседований, я видел не просто кандидатов, а их багаж знаний,  skillset. И это не только опыт, но и дальнейшие планы, уровень осознанности, траектории саморазвития и многое другое. Очень важно подобрать в команду людей, которым не нужно будет объяснять простейшие, но важные вещи, например тайм-менеджмент или основы целеполагания.

Сейчас нужно, чтобы в образовательные проекты приходили талантливые ребята, которые готовы максимально быстро проходили «продуктивное взаимодействие». То есть такие сотрудники, которые уже получили «олимпийскую прививку».

«Образование – сущность динамичная, оно не стоит на месте. Образование сейчас и образование через 10-20 лет – это две совершенно  разные истории. Поэтому мы стараемся держать горизонт нашего планирования в рамках 10-15 лет»

В 2013 году, когда я пришел в сферу образования, школа «Алгоритм» уже занималась и очным, и смешанным обучением. Тогда же появилась и британская ветка школы. Этими направлениями мы разрушили несколько мифов того времени:

• Невозможно из России поступить в топовые мировые университеты;
• Невозможно совмещать учебу в частной школе с дополнительным образованием, спортом и т.д.

Наши ребята поступали и поступают в Oxford, UCL, голландские университеты, изучают юриспруденцию, естественные науки в ведущих мировых институтах. При этом они не уезжали из семьи и не учились за рубежом.

Все наши программы сверстаны в смешанном интенсивном режиме, то есть большинство учеников совмещают учебу в школе и насыщенную жизнь. У нас есть ребята, которые профессионально выступают на сцене, занимаются спортом, искусством, предпринимательством. Когда ты видишь такую активную молодежь, заряжаешься оптимизмом.

  • Соглашусь с Вами, что дети заряжают нас энергией, словно батарейки. Но иногда батарейки немного садятся, например, когда ребенок меняет место учебы. Вы на себе испытали переход из школы в школу, разницу в подходах к образовательному процессу в России и за рубежом.

Я прочитала в одной из Ваших статей, что сегодня, «как из кармана»  можно достать возможность и начать учиться в любой точке мира без отрыва от семьи и социализации. А в Ваши школьные годы, когда переходили из коллектива в коллектив, были сложности адаптации, тем более когда менталитет отличался от российского?

Десятилетия проходят, но проблемы сохраняются. Если говорить про московские школы, то разница между, например, лицеями и общеобразовательными школами, конечно, чувствуется. Еще есть ощущение, что попадаешь в разные экосистемы, в которых смутно понимают и представляют факт существования друг друга. Закрытость, искусственно созданные границы – это боль современного образования. То есть, меняя школу, ребенок входит в закрытый комьюнити, а если он еще и со стеночками, выстроенными традициями, то ему особенно сложно.

Это тема онбординга, периода знакомства с новым местом учебы, работы, с новым продуктом. В России и 20 лет назад, и сейчас, тема онбординга учащихся развита слабо, на западе чуть лучше, но все равно оставляет желать лучшего. Для меня это был большой путь.

Онбординг нового сотрудника — нетривиальная история. Ведь мы все знаем: первые месяцы работы во многом определяют траекторию развития человека внутри организации, тоже самое внутри школы.

Ситуация в школе — модель общества в миниатюре. А путь наработки софтов – это всегда сложно, неважно, ученик ты или уже взрослый человек.

Когда тебе нужно проходить онбординг самостоятельно и тебя не ведут по нему, вырастает еще одна сложность – отсутствие soft skills, мягких навыков. В России в середине 90-х, когда у меня происходила эпопея со школами, вообще о мягких навыках никто не знал, что уж говорить, во многих школах и сейчас этого понятия нет.  Поэтому soft skills мне приходилось прививать через боль.

Уезжая из московской школы, я сталкивался с огромными трудностями. Потому что туда, куда я приезжал, были важны не только академические знания, а личностное развитие. Я говорю об экспериментальной школе-пансионе на севере Шотландии, где основная задача была создать для ученика плацдарм, чтобы он раскрылся. Это школа про большое количество активности, командной работы, взаимодействия с окружающим обществом.

Там были сервисы: своя пожарная бригада, служба горных водных спасателей, волонтеры, которые работали с престарелыми. Это была  связка человека в образовательной среде с комьюнити, в которой школа является социокультурным центром. Сначала это была непонятная история. Окончательное понимание того, насколько правильные вещи тогда происходили, приходит уже сейчас, в зрелом возрасте, когда я уже своих детей отдаю в школу. Только сейчас я начинаю рефлексировать, соотносить свой опыт и их опыт, понимаю, что да, все было правильно.

Несмотря на сложности, есть и яркие моменты. У меня не было ни одной школы, где бы я не встретил преподавателя от бога – человека, который делает это:

а) потому что получается;
б) это его призвание, у него есть необходимые компетенции и он получает от работы удовольствие.

В целом, несмотря на немного грустную историю, мне всегда везло: встречались люди, которые поддерживали, помогали найти себя и справиться со сложностями, вдохновить. Все они в разные моменты и в разных ситуациях выполняли разные функции. Но они помогали, прежде всего, в личностном развитии. Самым запоминающимся стал калейдоскоп лиц подобного рода людей. Мы стремимся, чтобы в и нашей профессиональной  команде такие люди были.

  • Слушая Вас, понимаешь, что интерес к предмету может быть естественным, но зачастую, именно преподаватель порождает интерес, вдохновляет, показывает, как полученные знания пригодятся в жизни. Расскажите, как появлялись любимые предметы: благодаря преподавателям или природной тяге к каким-то наукам?

У меня на разных этапах были разные любимые предметы, и очень часто это было связано с теми, кто преподает. Это уже в зрелом возрасте я понял, что всё зависит от того человека, с которым ты соприкоснулся в процессе обучения. У меня были периоды, когда очень нравилась биология, и я подумывал стать врачом. Были периоды, когда нравилась математика и география. Меня носило по всему спектру школьных дисциплин.

В школе, в университетах, в жизни основной навык –- учиться, быстро погружаться в новый материал, осваивать его, используя все доступные тебе ресурсы: преподавателей, одноклассников, учебники, фильмы.

  • У Вас есть ученая степень – кандидат социологических наук, верно? Насколько вам эти знания, этот опыт оказались полезными в жизни и  в создании образовательной среды?

У меня редкий случай, наверное: моя диссертация напрямую связана с моей профессиональной деятельностью. Основная тема —  проектная деятельность, работа проектной команды и новые коммуникативные парадигмы. Я увидел этот феномен в процессе формирования новой проектной команды.

То есть, когда человек приходит на проект, он приходит на идею, на какой-то конечный результат. Это локальная сборка людей, и они создают это явление. Мой основной тезис: мир постепенно меняется, мы уходим от статичной истории с двадцатилетним опытом работы в одной и той же компании и переходим в режим взаимодействия в проектных командах.

Проектная команда и преподаватели….  Чаще всего карьера преподавателя выглядит достаточно серой и невзрачной. У меня мама преподаватель истории и обществознания, папа преподает в университете. Это всегда работа на износ: нужно быть в бодром состоянии, чтобы отдавать не только энергию, но и знания. Если мы говорим про карьеру в образовании, то на ум приходит эпитет «невзрачная карьера». Так ли это? И как выстраивается преподавательская карьера в вашем коллективе?

  • Чтобы было проще объяснить, давайте пойдем по нашим подразделениям. У нас, например, есть команда кураторов, которые помогают ребятам на протяжении всего времени их пребывания в школе.

Куратор – человек, который занимается онбордингом, который отвечает на возникающие вопросы, реагирует на инциденты.  Весь годовой учебный процесс — это набор ситуаций, на которые важно оперативно реагировать, следить, чтобы ребята включились в работу.

Кураторы общаются с преподавателями, собирают обратную связь, коммуницирует с родителями. Куратор —  это путеводитель по школе, инцидент-менеджер, менеджер проекта «успешного включения», то есть человек-универсал. У него есть организационные, тьюторские задачи: направить, поддержать, объяснить, вдохновить, понять, что беспокоит… Ведь любая ситуация  — причина чего-либо: низкая успеваемость, опаздывает, домашки не выполняет.

Есть команда методистов, потому что при нашей палитре образовательных программ нужно гибко управлять, выстраивать учебный процесс так, чтобы он был функционален, производителен и удобен всем.
Техническая команда, которая занимается софтовыми историями, хардом и техподдержкой на площадках.

Команда первичной коммуникации. Мы проводим большую коммуникацию до того, как родители приходят к нам. Ежегодно поступает около 10 тысяч заявок, мы проводим 2,5-3 тысячи собеседований, встреч с родителями, такое же количество диагностик, причем по нескольким предметам. Весь массив информации нужно организовать, обработать, проанализировать.

Есть команда, которая занимается нашими выпускниками, нашим комьюнити. Мы  стараемся не терять связь с нашими выпускниками после того, как они ушли из школы, и у нас большие планы по развитию этого направления.

Есть также команда, которая занимается взаимодействием с партнерами. В следующем году среди наших партнеров будут: музей современного искусства «Гараж», Московская школа кино, школы дизайна и т.д.

Мы сейчас договариваемся с одним из ведущих образовательных проектов в области информационных технологий о сотрудничестве. У нас есть менеджеры проектов, event менеджеры, HR, юристы, IT-специалисты, наверное, будет сложнее сказать, кого у нас нет.

Чтобы быть эффективной современной школой важно, чтобы все службы работали качественно.

Это особенность негосударственных образовательных учреждений, потому что они самодостаточны, они обеспечивают себя полностью.

  • Расскажите, как Вы отбираете преподавателей и какие качества в них цените? Ведь это искусство – уметь объяснять материал, быть терпимым и так далее.

Мы отдаем предпочтение именно профильным специалистам. Если мы говорим про естественно-научный блок, то для нас важно, чтобы преподаватель вел научную деятельность. Моя большая мечта, чтобы 100% нашей команды были осознанно вовлечены в жизнь школы и чтобы у них хватало энергии и компетенций быть для ребят связующим звеном в большой мир.

У нас работает почти 200 человек, и каждый старается быть «мостиком» в реальную жизнь. Профильные специалисты занимаются научными исследованиями, работают в своих или чужих стартапах – это пример того, как можно применять свои знания и приносить пользу, получать удовольствие от своей работы.

Конечно, для педагога важно обладать хорошими фундаментальными знаниями и отвечать на вопросы учащихся. Но в нашем коллективе значим еще один фактор, учитель должен объяснить применимость знаний в повседневной жизни. То есть показать путь, который ведет от изучения химии в 8-9 классе в реальную жизнь, тот результат, который можно достичь.

Всегда радует, когда учащиеся меняют вектор своих интересов и будущего развития, познакомившись с нашими преподавателями и программами. Иногда это совершенно непредсказуемо: девочки-гуманитарии, которые хотели поступать на классические гуманитарные специальности, меняют направление в сторону  аэрокосмического инжиниринга. А в прошлом году была группа ребят, которые вдруг  переориентировались и пошли на истфак МГУ.

Портрет члена нашей команды, в том числе и не преподавательских позиций, — разнообразный бэкграунд и энергичность.

Стремление увидеть в ребенке именно то, что его интересует и развивать это направление.

  • Какие компетенции нужно развивать преподавателю, чтобы попасть в вашу команду или стать прогрессивным преподавателем?

Преподаватель – это ролевая модель для учащихся. Поэтому нужно развивать свой собственный интерес к дисциплине, которой ты занимаешься. В современном образовании, если человек хочет быть успешным как преподаватель, он должен уметь сам учиться и постоянно развиваться.

  • Важен ли опыт работы преподавателя, или Вы можете взять молодого преподавателя, у которого горят глаза,  который умеет интересно объяснять, у него есть широкий кругозор?

Если говорить про возраст… Я видел молодых людей с потухшими глазами. А видел взрослых людей с горящим взглядом, у которых на занятиях такой «движ», похлеще любого молодежного мероприятия. Возраст – это условность, просто цифра.

Вопрос в том, как человек себя ощущает: устал, перегорел, не хочет ничего, приходит, потому то надо, потому что работа – это одна история. А если человек делает это с интересом, ему самому кайфово от того, что дети заряжаются от него энергией, то это совсем другое, именно то, что нужно.

Поэтому человек должен быть абсолютно коммуникабельным, контактным, энергичным. Богатый педагогический опыт – это не всегда первичный критерий. А вот насколько он хорошо разбирается в специальности, в связанной отрасли, чем он занимался дополнительно  в своей жизни – это для нас важно. Нам важна его планка на ближайшие 5-6 лет.

  • А что вы считаете по поводу уровня зарплат? У преподавателя возможен заработок выше среднего, зависит ли это от эффективности преподавателя или от чего-то другого? Или в принципе преподаватель не может получать миллионы?

Система движется к высоким зарплатам педагогов. Есть звездные преподаватели, у которых уже есть личный бренд, которые собирают авторские программы. Например, в сфере корпоративного обучения, каждый из нас с ходу назовет 5-7 фамилий тренеров, у которых день стоит от 400-500 тысяч и выше. Есть уже модераторы мероприятий, которые приближаются к таким ценам.

Это происходит и в школьном преподавании. Нюанс заключается в специфике,  высока вероятность того, что люди, которые будут делать авторский контент в сфере онлайн-образования, будут иметь высокий доход. Что является препятствием к интенсивному росту зарплат педагогов? Первое – это система. Из 42000 школ российских школ, доля частных составляет менее тысячи.

Постепенно, через пять семь лет мы увидим развитие проектов ярких частных школ, проектов смешанного обучения, поэтому будущее, когда у преподавателей будет зарплата выше средней по рынку, обязательно наступит.

  • Авторский уникальный подход, про который Вы рассказали, может стать фишкой, сделать из преподавателя звезду в своей области, значит преподавание смело можно назвать профессией будущего. Могли бы вы назвать такого прогрессивного преподавателя профессией будущего?

Многие верят, что в будущем все автоматизируется, появятся роботы… Вот если говорить про образование…  

Я не верю в полную автоматизацию, поскольку ключевые ингредиенты: лидерство, эмпатия, креативность – все то, чему машину научить пока невозможно. Это то, что называют компетенциями будущего. Что будет актуально через 10-15 лет? Если говорить про общий вектор развития, то убежден, что  классическая классно-урочная система будет отмирать.

Отношение к образованию и ожидания от образования будут эволюционировать. Современная школьная система была придумана под задачи столетней давности, когда из крестьян нужно было сделать обычных работников, выполняющих примитивные операции по заданному алгоритму. Вся командность, организованность, вертикальность классической школьной системы и в России и за рубежом отступит.

Начинка современного образования будет меняться, будет меняться преподаватель. Его роль — не носитель знаний, а человек, который умеет вдохновить современное поколение.

  • Поколение Z. Эти дети очень отличаются от других поколений. Есть ли какие-то особенности работы с ребятами, какие способы вы используете, чтобы донести и правильно рассказать информацию, с учетом, например, клипового мышления и всех остальных особенностей поколения Z.

В качестве дисклеймера, цепляясь за клиповое мышление. Бывают ситуации, когда ребята спокойно могут забыть про существование телефона на пару дней и заниматься одной деятельностью. Я проводил такое исследование, спрашивал и группы своего возраста 35-45 лет: есть ли у них эта история про клиповость мышления, про перещелкивание сетей, как раньше мы перещелкивали каналы телевизора? Интересно то, что мы переходим из сети в сеть потому, что нас там что-то зацепило, поэтому мы там зарегистрировались.

При этом есть другая история, когда взрослые и дети проявляют феноменальную усидчивость, если материалы их зацепили: например, за восемь часов посмотреть пять сезонов. Всё идет от интереса.

То есть можно относится к получению информации на уровне « цепляет — не цепляет», а можно объяснить, зачем и почему это важно. Рациональная составляющая возрастает. И в этой связи очень важно качество контента.

Прошли те времена, когда ребята должны были удовлетвориться говорящей головой на фоне зеленой доски. И это требует нового набора навыков у преподавателей.

  • Сейчас можно на дистанционных курсах, даже без высшего образования получить сертификат маркетолога или даже специалиста по персоналу, пойти работать и получать плюс-минус достойную зарплату, без высшего образования, повторю. Или стать тиктокером – зачем учиться? Дети это видят.

Это порождает некоторые сложности для экономики страны в будущем. Как с этой ситуацией справляться? Может преподавателю на системном уровне доносить до ребят значимость комплексного подхода и универсальность, раскрытие личностных предпочтений и талантов…

Здесь простого решения нет, это комплексная история. К феномену возрастания количества тех, кто не идет в высшие учебные заведения, я отношусь нормально. Есть большое количество индустрий, сфер деятельности, где можно становиться успешным, расти и развиваться и не ограничиваться стартовыми доходами в сто тысяч, обучаясь по ходу движения.

Одна из проблем, которая скорее вредит, – установка большинства семей на стандартный маршрут: школа, ЕГЭ, университет, бакалавр, магистр, хорошо бы еще аспирантура, если мальчик особенно важно, а потом думаем, что делать со всем этим богатством.

Я хорошо отношусь к такому понятию как «get year» – перерыв между школой и университетом. В России это практически не распространено, но популярно в Европе.

Это тот период, когда можно посмотреть и самоопределиться, куда ты хочешь двигаться.

Надеюсь, что наша система профессионального образования будет реанимироваться и развиваться. Я знаю несколько успешных колледжей, которые дают классное образование, и ребята выстреливают после их окончания. В будущем будет возрастать количество игроков дополнительного образования. В естественно-научном блоке университетские ступени остаются крайне важными. В гуманитарном блоке тоже.

Но если мы говорим про технологический пласт, то там чуть попроще. Ведь высшее образование тоже меняется, появляется элективность, трек на развитие предпринимательских навыков. Причем предпринимательство не в формате бизнес, а в формате классического, когда выходим в продуктивные действия, которые дают результат, вообще способность к действию.

  • Какие бы вы могли дать рекомендации выпускникам, как им построить маршрут после окончания школы? Как этот навык – уметь учиться – не растерять и использовать успешно на протяжении всей жизни?

Есть понятие субъектность, есть ряд школьных и вузовских проектов, направленных на развитие субъектности. Осознанная потребность и решение о саморазвитии на пустом месте не рождается. Нужно научиться осознавать, что есть для дальнейшего развития чего-то не хватает.

Для этого должны произойти две вещи: понимание себя – в чем я хорош, а в чем не очень и знание своей цели.

К сожалению, не у всех это есть. Это то, чему и мы уделяем внимание в нашей школе, потому что, когда приходит понимание: я классный, мне не надо учиться, на этом всё заканчивается. Также как учеба ради учебы, блуждание с курса на курс – это не то.

Должна быть рациональная составляющая, понимание. Способность ставить себе цель и оценивать матрицу своей компетенции – это секрет успешного человека. Когда мы начинаем мыслить в такой системе координат, то цели становятся все более амбициозными, потребности в компетенции растут, а модель получения знаний уходит в коучинг, где учишься уже у лучших профессионалов.

Некоторые топ-менеджеры государственных и частных компаний, несмотря на свои суперграфики, продолжают учиться P2P.

Мой лайфхак: 20% своего времени я трачу на обучение. У меня в этом году было две программы в школах, сейчас заканчивается вторая, на следующей неделе будет пятый модуль. Надо находить на это время, инвестировать, развивать себя. Надо принять как факт, что нет предела совершенству. Самый простой способ —  объяснить, что нет предела целям, которые ты ставишь, а если ты готов удовлетвориться тем, что есть – это предел.

Если ты не будешь учиться , то станешь неактуален, будешь уступать кому-то, проигрывать позиции.

Это динамика: если у тебя сейчас все хорошо, это не означает, что через год-два тебя кто-то не обгонит, не обойдет.

  • Соглашусь, что важно понимание о конкуренции, об уровне качества жизни, самореализации, что по мере собственного развития наши аппетиты растут. Поэтому важно соответствовать и продвигаться. Это Ваша жизненная миссия? Как  Вы для себя ее сформулировали?

На бумаге ответ на этот вопрос я не оформлял. Но отвечал на него. Моя миссия выглядит примерно так. Все 15 лет я работал на проектах с социальной составляющей, мне хотелось менять все к лучшему. Сделать так, чтобы международное мероприятие, а именно Олимпиада, было лучшим в мире. Чтобы страны увидели Россию другой.

Хотелось, чтобы Москва была удобным городом, чтобы люди ощущали себя комфортно в парках, в местах общественного пользования, чтобы ощущение пространства города было уютным. Когда занимался нацпроектами, мне хотелось, чтобы они реализовались. Когда занимался экспортом, мне хотелось, чтобы большее количество наших предпринимателей стали глобальными предпринимателями.

Занимаясь образованием, мне очень хочется, чтобы выпускники «Алгоритма» стали авторами— участниками преобразований.

Не важно, в какую сферу деятельности они пойдут. Мне бы хотелось, чтобы они действовали исходя из блага общества: меняя свою и жизнь окружающих людей к лучшему, меняя нашу страну к лучшему.

Беседовала Алена Малиновская.


Новые комментарии:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  1. Согласна с автором, нет предела совершенству. Ученики – будущие реформаторы и преобразователи, отличная цель. Действительно, времена меняются, после колледжа самое время присмотреться, поработать, определить, что получается хорошо, а чему еще нужно выучиться. Особенно, если в колледже формальное обучение, старт дан школьным учителем, а дальше ребенок занимается самостоятельно. Вот и сын так же, говорит, что ему диплом ВУЗа ни к чему. Что на работу можно устроиться и без этой бумажки. Пусть оглядится после колледжа, подберет себе ВУЗ по нраву, по запросам.

  2. С этим высказывснием нельзя не согласиться, ведь если остановиться на достигнутом, то на этом уровне чего бы то ни было ты и останешься. Если же приложить ещё большей усилий, придумать и применить новые идеи, то можно выйти на абсолютно другой, более высокий уровень. Можно получить другие результаты, ошеломляющие результаты, но если оставить нишу, то её займут другие, более активные и инициативные. Не зря существует поговорка: «Нет предела совершенству».