Уровень инфляции в феврале достиг 5,7% — впервые за последние 4 года в России. При этом рост цен на некоторые категории продовольственных товаров превысил этот уровень многократно. Резкое подорожание побудило правительство принять новые меры по сдерживанию цен.
Постоянный мониторинг
9 марта стало известно о комплексных мерах по сдерживанию роста цен, которые правительство намерено сделать постоянной практикой. Решение уже утверждено. Как ожидается, системный анализ рынка позволит прогнозировать повышение цен на потребительские товары и услуги — и вовремя принимать соответствующие меры.
Основная ответственность по мониторингу, анализу цен и поиску адекватных решений возложена на Министерство экономики и развития, Росстат и Федеральную антимонопольную службу.
Ведомства займутся анализом динамики цен — если подорожание отдельных категорий товаров и услуг будет превышать средний уровень инфляции, ответственные службы подготовят указания для соответствующих министерств.
В свою очередь, профильные министерства должны теперь предоставлять в Правительство предложения по методам экономического реагирования на неадекватное подорожание.
Кто отвечает за цены
Ответственность распределена таким образом:
1. Минсельхоз — основные продовольственные товары, табачные изделия (12 позиций).
2. Росалкогольрегулирование — алкогольная продукция.
3. Минпромторг — потребительские товары, включая бытовую и компьютерную технику, телефоны и мебель.
4. Минздрав — лекарства, медицинские изделия; услуги — медицинские, санаторно-оздоровительные.
5. Ростуризм — стоимость проживания в российских гостиницах.
6. Минкультуры — отвечает за все культурные учреждения ведомства.
7. Минцифры — услуги связи.
8. Минстрой — жилищно-коммунальные услуги.
9. Минэнерго — бензин и дизельное топливо.
10. Минтранс — все виды пассажирских перевозок, кроме такси.
11. Минпросвещение — дошкольное, общее и среднее образование. Минобрнауки — высшее образование.
Эффективность мер
Ситуация с подорожанием усугубляется падением доходов россиян — на фоне пандемического кризиса и резкого снижения цен на нефть доходы населения за 2020 год снизились на 3,5%.
При этом эффективность контроля цен в прошлом году была сомнительной. К примеру, правительство заручилось обещанием торговых сетей и производителей не поднимать цены на ряд основных категорий продовольствия: сахар, хлеб, подсолнечное масло.
Однако вся продукция, которая включает в себя эти продукты в качестве компонентов, существенно подорожала. То же самое произошло с другими товарами, цены на которые формально не регулировали — значительно подорожали мясо птицы, яйца, мясо, крупы, маргарин.
Незапланированный негативный эффект также принесло повышение экспортной пошлины на пшеницу (на долю России проходится 20% мирового экспорта зерна). Мировые цены выросли на 9,2%, что снизило эффект от введения пошлины на внутренние цены.
В конце февраля Счетная палата предупредила, что фиксированные цены могут привести к дефициту продовольственных товаров. Эта проблема в январе уже освещалась в издании «КоммерсантЪ»: малые и средние торговые сети испытывают сложности с закупкой подсолнечного масла и сахара по «официальным» ценам.
Кроме того, в феврале стало очевидно, что помимо продуктов дорожают и непродовольственные товары и услуги. По мнению Дмитрия Долгина, главного экономиста ING Group, это свидетельствует о том, что предпринятые правительством в 2020 году меры оказались неэффективными. С начала 2021 года продовольственная инфляция заметно сказывается на динамике цен во всех отраслях.
Объяснение для народа, которое скорее всего подойдет для бабушек, но не для современного образованного человека, разбирающегося хоть немного в экономике. Если предложение товаров на рынке сокращать, это всегда приведет к увеличению цен, таковы законы рынка. У любого товара есть производственный цикл и это не один день, а часто и не один сезон. Заставить поставщиков снизить стоимость товара, произведенного еще в прошлом году, например из сферы сельского хозяйства – значит заставить его вложить меньше в этот сезон. И так по кругу.
Глядя на всю эту ситуацию с ростом цен складывается впечатление, что у правительства нет никакой внятной экономической стратегии. Чтобы кабмин не предпринимал, в дураках всё равно остается простой потребитель. Не контролируют власти ценообразование – всё дорожает. Вводят контроль, опять-таки всё дорожает, кроме того, на что введён мораторий. А эти товары в свою очередь ожидаемо попадают в категорию дефицита. И кому от этого лучше? Уж точно не покупателю… А оправдания провала становятся привычными: пандемия, внешние угрозы, санкции. Просьба «отнестись с пониманием!».
Идея носит очень отдалённый оттенок инновационности. Зачем это делать, я не понимаю. Если не удаётся контролировать цены — значит, не работает какой-то орган государственного контроля. Сейчас не 90-е, практически всё «прозрачно», компьютеризировано и гласно. На мой взгляд, это не приведёт абсолютно ни к какому результату. Пустая трата слов и времени. Да, регулировать сегмент необходимо, но организовывать тотальный контроль не очень понятно.
На мой взгляд, большинство мер, которые принимает правительство, не эффективны и губительны. Если существует инфляция, то как она может не затронуть цен на продукты. Если торговым сетям стало дороже закупать товар, то как они могут продавать его дешевле, они просто уберут его с прилавков и возникнет дефицит. Прежде всего, мне кажется, нужно с инфляцией бороться и принимать адекватные законопроекты.
Целых 11 министерств. Как бывший чиновник могу сказать: хочешь угробить дело – создай рабочую группу, раздели ответственность. И тогда никто ни за что не будет отвечать. Причем, внятного объяснения, как они собираются контролировать цены, нет.
Причина роста цен в нашей стране помимо стагнации и пандемического кризиса в экономике очевидна: в 2019-20 гг. напринимали массу фискальных законов, повысили акцизы, ужесточили контроль ИП (кассовые аппараты, к примеру). Все это ложится на плечи потребителей.
Самое тревожное – налоговая нагрузка на заработные платы сейчас у нас выше, чем в половине стран Европы, что будет подталкивать часть производителей перебазировать производства за границу.
Выход из ситуации простой. Хотят снизить цены на товары — пусть снижают уровень налогообложения.
Переехала в Питер в 2017 году, гречка тогда стоила 50 рублей. Сейчас же 2021, пакет ценной крупы стоит 100 рублей. И на ту же зарплату мы с мужем уже не можем ходить на экскурсии и в рестораны. Уровень инфляции 5,7%? Я уверена, что он больше. Россия живёт практически полностью за счёт экспорта нефти. Нам стоит поискать другие источники дохода, тогда и ситуация с падением рубля и повышением цен решится. Но как это сделать – большой вопрос.
Контроль цен ни к чему не приведет. Это только усугубит доступность товаров. Уже был опыт дефицита сахара и подсолнечного масла в начале этого года. Теперь такое может быть и для других товаров. К тому же после отмены фиксации, цены могут расти с более стремительным темпом, чем сейчас. И в итоге на длинной дистанции обычные покупатели проиграют, так как придется платить еще больше.
Контроль ценообразования в России – работает только по телевизору. И инфляция во много раз выше. Цены растут и причин много. Большая нагрузка на бизнес, налоги, акцизы и т.д.
Предприятия не хотят работать в убыток, потому и поднимают цены. При этом курс рубля, это тоже важно. А он только падает к доллару. Вместо пустых обещаний и комиссий государству бы заняться повышением благосостояния населения, ростом з.п., созданием рабочих мест. Такие меры были бы намного эффективнее.