Могут ли автономные транспортные средства принимать этические решения в чрезвычайных ситуациях без вмешательства человека? Беспилотные автомобили десятилетиями поражали воображение людей. Несмотря на достижения в области технологий автономного вождения, сегодня все еще нет автомобиля, который был бы на 100% полностью автономным.
В то время как производители автомобилей, такие как Tesla, General Motors и Stellantis, разработали такие функции, как обнаружение пешеходов, предупреждения о выходе из полосы движения, распознавание дорожных знаков и обнаружение слепых зон, полностью автоматизированные автомобили с автоматическим управлением, скорее всего, не будут готовы раньше 2030 года согласно исследованию Accenture.
Плюсы и минусы беспилотных технологий
Беспилотные автомобили могут изменить общество к лучшему, но не все так просто. По данным Национальной администрации безопасности дорожного движения США, преимущества беспилотных автомобилей варьируются от повышения мобильности для пожилых людей и инвалидов до эффективности и удобства.
Ожидается также, что более высокий уровень автоматизации транспортных средств повысит безопасность дорожного движения за счет сокращения дорожно-транспортных происшествий и, в конечном итоге, их полного предотвращения. На самом деле, исследования показали, что 94% аварий происходят из-за человеческого фактора.
В то же время беспилотные технологии могут быть полезны для общества, поскольку они снижают выбросы углерода и прокладывают путь к более устойчивому образу жизни. В последние годы в AV-технологиях наблюдается некоторый технологический прогресс. Многие представленные на рынке автомобили с автоматическим управлением в настоящее время оснащены передовыми системами помощи водителю, которые не позволяют водителям съехать с полосы движения или помогают им вовремя остановиться, чтобы избежать аварии или уменьшить ее тяжесть.
Например, General Motors разработала систему, позволяющую своим автомобилям управлять рулевым управлением и ускорением. У Honda есть седан Civic с набором функций, таких как Traffic Jam Assist, который управляет ускорением, торможением и рулевым управлением автомобиля.
Между тем, у Tesla есть функция автопилота, которая позиционируется как имеющая возможность «полного самостоятельного вождения». Несмотря на маркетинговые заявления, функция «Полное самостоятельное вождение» Tesla достигла только уровня 2 (помощь водителю) из шести возможных уровней в широко используемой таксономии автоматизированного вождения Общества автомобильных инженеров (SAE). В частности, автомобили Tesla по-прежнему требуют, чтобы человек в любой момент взял на себя управление транспортным средством.
Риски и вызовы беспилотных технологий
Несмотря на потенциальные экономические и социальные преимущества беспилотных технологий, они также могут представлять множество рисков. Неисправности автомобиля, например, могут представлять угрозу безопасности для участников дорожного движения. В прошлом году Tesla попала под следствие после того, как ее автомобили, работающие на автопилоте, врезались в припаркованные машины скорой помощи. В феврале этого года владельцы Tesla за последние девять месяцев подали 354 жалобы на «фантомное торможение» в Tesla Model 3 и Model Y.
Беспилотные автомобили также уязвимы для кибератак, поскольку в отличие от традиционных автомобилей они в основном являются программными продуктами. По мере того, как их работа становится все более зависимой от программного обеспечения , растут опасения, что хакерские атаки и кибератаки могут поставить под угрозу надлежащее функционирование беспилотных автомобилей и представлять угрозу как для водителей, так и для производителей автомобилей.
Другой проблемой является отсутствие четких правил, регулирующих производство беспилотных автомобилей. Согласно недавнему исследованию будущего автономных транспортных средств, проведенному McKinsey & Company, во многих странах отсутствуют всеобъемлющие правила безопасности и эксплуатационные стандарты. Например, правила для автономных автомобилей в Европе остаются фрагментарными. В ЕС не существует законодательной базы, специально предназначенной для утверждения AV . В Китае различные правила также появились на муниципальном уровне.
Отсутствие нормативной ясности имеет правовые последствия, включая вопрос об ответственности. Возникает вопрос: когда автомобили могут двигаться сами по себе, ответственность за несчастные случаи несет производитель или водитель?
Моральные и этические сложности, стоящие за разработкой беспилотных автомобилей
Эти риски также подчеркивают этические проблемы, с которыми приходится сталкиваться автопроизводителям и правительствам при разработке беспилотных автомобилей.
Одна из таких проблем связана с тестированием автономных транспортных средств. Например, производители беспилотных автомобилей используют дороги общего пользования в США в качестве испытательной лаборатории для экспериментов с беспилотным вождением.
Согласно недавнему отчету Министерства транспортных средств США, компании по производству беспилотных автомобилей, такие как Waymo и Cruise, почти удвоили свои тестовые мили до рекордных 4,1 миллиона миль на дорогах Калифорнии с декабря 2020 года по ноябрь 2021 года по сравнению с предыдущим годом.
Несмотря на потенциал повышения безопасности дорожного движения, испытания беспилотников на дорогах общего пользования могут подвергнуть невольных водителей риску. Это подчеркивает моральную дилемму, с которой сталкиваются автопроизводители, регулирующие органы и общественность. Создает ли регулирование AV более безопасные дороги для людей или оно замедляет внедрение беспилотных технологий, которые могут снизить количество дорожно-транспортных происшествий?
Еще одна важная этическая проблема при разработке беспилотных транспортных средств связана со способностью машин принимать моральные решения. Хотя внедрение автономных транспортных средств может снизить количество дорожно-транспортных происшествий, такие события нельзя исключать, основываясь на прошлых записях. Например, когда беспилотные автомобили, разработанные Waymo и Cruise, работали в Сан-Франциско на рекордных уровнях в 2021 году, произошло 53 столкновения.
В случае аварии приходится принимать этические решения, что часто ставит людей в моральное затруднительное положение, согласно исследованию ученых из Массачусетского технологического института.
Важный вывод исследования заключался в том, что моральные принципы, которыми руководствовались водители, варьировались от страны к стране. Другой вопрос заключался в том, что женщины и мужчины по-разному рассматривали этические и моральные ситуации.
Следовательно, без консенсуса по универсальному моральному кодексу было бы практически невозможно разработать автомобиль, который универсально удовлетворял бы этическим нормам, принятым населением во всем мире.
В частности, политикам и производителям автомобилей и общественности необходимо будет разработать соглашение о компромиссах и установлении приоритетов среди этих этических соображений.
Новые комментарии: